Компенсация морального вреда - многие слышали, как в странах Запада граждане взыскивают с обидчиков сотни тысяч и даже миллионы долларов в счёт возмещения морального вреда, например, как в «Кофейном деле» начала 90-х гг., где женщина отсудила кругленькую сумму у Макдональдса за слишком горячий кофе, который она случайно на себя пролила.
У нас же всё обстоит немного иначе. О том, во сколько могут оценить оставленное на производстве здоровье, расскажу на конкретном и реальном примере.
Более десяти лет гражданин Т. отработал сначала крепильщиком, потом проходчиком на горно-обогатительном комбинате. К слову сказать, условия работы не самые приятные: это и тяжёлый физический труд, воздействие вибрации и всё это при повышенной влажности и низкой температуре.
В свои пятьдесят с небольшим лет он уже имел проблемы со здоровьем, вышел на пенсию, прошёл медкомиссию, которая подтвердила наличие заболеваний и установила утрату трудоспособности в 30%. По факту такая утрата здоровья выражалась в нарушении слуха, сна, из-за болей в шее и пояснице некомфортно сидеть, лежать.
С такими результатами Т. пошёл к работодателю, подписал готовый бланк заявления, после чего ему выплатили компенсацию - 130800 (сто тридцать тысяч восемьсот) рублей.
Много это или мало за тридцать-то процентов здоровья? Говорят, в 50 лет жизнь только начинается: человек уже многое понимает и ещё многое может; однако, если здоровье пошатнулось, возможности существенно ограничиваются.
О размере компенсации Т. никто не спрашивал. То заявление было примерно следующего содержания: «Прошу выплатить мне компенсацию за утрату трудоспособности 30%, согласно п.N Коллективного договора.»
Т. был в недоумении, что его даже не спросили о размере компенсации, подумав, что всё-таки здоровье столько не может стоить, решил обратиться в суд. На этом этапе мы и встретились.
Изучив документы, гр-ну Т. было разъяснено, что в случае удовлетворения исковых требований скорее всего будет взыскана только десятая часть от заявленной суммы, на это повлияют, в том числе, и уже выплаченная сумма и судебная практика по аналогичным делам.
Заявление составили, направили в суд. Размер компенсации определили в 250000 рублей.
В суде уже представитель ответчика недоумевала и выступала против заявленных требований. Позиция бывшего работодателя была основана на положениях коллективного договора, согласно которым был произведён расчёт, и сводилась к следующему: «У нас на предприятии утверждена формула, по ней мы высчитываем сколько кому платить, в зависимости от среднего заработка и степени утраты трудоспособности.»
Полагая, что по формуле, математически вычислять размер компенсации некорректно, мы настаивали на своём.
Суд частично удовлетворил исковые требования, взыскав с ответчика 35000 рублей.
Стороны с решением суда согласились и не обжаловали. Решение вступило в силу.
Итоговая компенсация морального вреда за утраченное здоровье составила 165800 рублей.


Уважаемый Иван Анатольевич, суд тоже не сильно дорого оценил утрату трудоспособности, к сожалению.
Хотя итоговая сумма как раз укладывается в рамки обычно взыскиваемых сумм.
Уважаемая Алёна Александровна, в своей позиции представитель ответчика выразила мысль, по мимо прочего, что у истца хоть и несколько заболеваний, но поставлен один диагноз, а раз только один диагноз, то и выплаченной суммы достаточно, а вот если б было два, то конечно, компенсация была бы больше. Этой мыслью очень заинтересовался суд.
Уважаемый Иван Анатольевич, несколько лет назад у меня было похожее дело. Несчастный случай на производстве — щелочь попала в глаз работнику. В акте о расследовании несчастного случая только вина работодателя. Работнику предлагают подписать соглашение о добровольной выплате за моральный вред, также ссылаясь на коллективный договор, сумма — 30 000 руб. Идем в суд и в итоге взыскиваем, если мне не изменяет память, еще — 270 000 руб.
Уважаемый Иван Анатольевич, спасибо за публикацию! Мало дали ему, очень мало… Все так красиво в решении написано, описано, но нет главного, а как суд-то определил эту сумму? почему такую сумму, а не другую? Всегда меня в таких делах волнует этот вопрос, пора бы уже как-то законодателю критерии какие-то выработать.