Дело закручивалось в начале 2017 года.
Договор купли-продажи недвижимости, которая будет создана в будущем, надежный покупатель + банковская гарантия — что может угрожать продавцу?
Казалось бы ничего. Сказано — сделано. Земля, стройка, фундамент… Спор.
Покупатель просит приостановить работы и зафиксировать сумму затрат.
На этом этапе выбирается команда для юридического сопровождения.
Нам отказали, может по причине того, что сумма, озвученная к взысканию была в несколько раз ниже, чем заявленные в иске 533 миллиона, может по другим причинам.
Товарищ, интересы которого я представлял, играющий роль младшего инвестора, дал указание наблюдать за процессом. Что и было сделано.
Началось все очень и очень оптимистично:
Ну, 533, значит 533 — может быть есть некие ходы, о которых нам не известно.
Отписавшись мотивированным заключением о невозможности взыскания данной суммы (которое, впрочем, скорее всего мало кто из участников прочитал), наблюдение за процессом было продолжено.
28.03.2017 — исковое заявление принято к производству.
Судебное разбирательство: отложение, отложение, отложение.
Попросили у инициатора копии аудиопротоколов судебных заседаний— вежливо отказали. Попросили принять участие — ответ аналогичный.
Ну, отказали и отказали — видимо, уверены и знают, что делают.
Указание — наблюдать и не лезть.
25.08.2017 — производство по делу приостанавливается в связи с назначением экспертизы
Вопросы стандартные для споров подобного рода:
1. Каковы объемы и стоимость фактически выполненных работ?
2. Соответствует ли качество фактически выполненных
работ по договору купли-продажи, условиям указанного договора и
строительным нормам и правилам?
3. Каков размер разумных расходов, которые должно понести для возведения здания, являющегося предметом договора купли-продажи ?
4. Каков размер разумных расходов, которые должно понести для приобретения в собственность земельного участка, являющегося предметом договора купли-продажи от 24.09.2015, заключенного между сторонами (п. 1.2.Договора) ?
5. Какова рыночная стоимость объекта незавершенного строительства,
расположенного по адресу, образованного в результате исполнения истцом своих обязательств по возведению здания, являющегося предметом договора купли-продажи?
Экспертная организация более чем лояльна истцу.
Смотрим, ждем. Настроение у участников оптимистичное.
Отложения. Перерывы. Отложения. Перерывы
И тут случается неожиданный поворот.
Читаем судебный акт.
28.11.2017 в суд поступило заключение экспертов № 053-2711/17 от 24.11.2017.
Исследование проведено по вопросам № 1-3.
Ответчик представил заключение специалиста на указанное экспертное исследование, ходатайствовал о назначении повторной экспертизы по вопросам № 1-3, а также о проведении экспертизы по вопросам № 4 и № 5 в иной организации.
Истец против проведения повторной экспертизы по вопросам № 1-3 возражал,
считал возможным поручить проведение экспертизы по вопросам № 4 и № 5 эксперту- оценщику автономной некоммерческой организации независимой экспертизы «Прайм Эксперт» Дубровиной И.В.
Сторонами представлены списки экспертных организаций, судом направлен
запрос о возможности проведения экспертизы по указанным вопросам.
Протокольным определением от 26.12.2017 производство по делу возобновлено.
А далее, самое неприятное (и это аккурат под новый год):
Исследовав материалы дела, суд удовлетворяет ходатайство ответчика о назначении повторной экспертизы по вопросам № 1-3 подлежащим удовлетворению, а также поручает проведение экспертизы по вопросам № 4 и № 5 иной организации
Читаешь судебный акт, возникает ряд вопросов, которые повисают между строк:
1. Из письменных и устных пояснений руководителя автономной некоммерческой организации независимой экспертизы «НАЗВАНИЕ» Ф.И.О, следует, что фактически экспертиза по вопросам № 4 и № 5 была проведена экспертом-оценщиком Ф.И.О., не привлеченной судом к проведению экспертизы, что, по мнению суда, свидетельствует о нарушении положений Закона об экспертизе, поскольку материалы, направленные для проведения экспертизы, не должны были быть переданы иным лицам, нежели поименованным в определении суда.
Проведение экспертизы экспертом, не привлеченным судом, является нарушением как процессуального закона, так и Закона об экспертизе; при этом также следует учесть, что стороны не имели возможности заявить об отводе эксперта.
Ввиду изложенного суд полагает, что проведение экспертизы по вопросам № 4 и
№ 5 не может быть поручено эксперту Ф.И.О
2. Суд учитывает, что автономная некоммерческая организация независимой экспертизы «НАЗВАНИЕ» представила заключение по вопросам № 1-3 более чем с двухмесячной задержкой относительно установленных судом сроков.
При таком положении производство экспертизы по вопросам № 4 и № 5, проведение которой поручено экспертам автономной некоммерческой организации независимой экспертизы «НАЗВАНИЕ» Ф.И.О1 и Ф.И.О2, ввиду невозможности ее проведения данными экспертами в связи с отсутствием специальных знаний, подлежит прекращению.
Вот так. Смотрим цифры, приведенные в исковых требованиях, «чешем репу».
До кучи далее идет перечисление нарушений строительных норм, технических регламентов, методологии
Далее суд обоснованно делает выводы, что поставленные перед экспертом вопросы, по которым проводилась первоначальная экспертиза, нуждаются в повторном исследовании, поскольку данные вопросы могут иметь существенное значение для рассмотрения спора.
Производство по указанное экспертизе прекращено.
Назначается другая экспертиза с идентичными вопросами, проведение которой поручается другой организации и другим экспертам.
Отложения. Перерывы. Отложения. Перерывы
И вот, 09.10.2018 в картотеке Арбитражных дел появляется отметка о принятом судебном акте:
Звоню товарищу, он, мягко говоря, удивлен (очень мягко говоря).
Ждем решение суда, изготовленное в полном объеме.
А в нем ряд удивительных моментов:
Согласно заключению экспертов стоимость проектной документации, разработанной истцом, составила 11 500 000 рублей, рыночная стоимость объекта незавершенного строительства (фундамента) здания составляет 28 159 000 рублей без НДС, 33 227 620 рублей с учетом НДС.
Объект недвижимости возведен на земельном участке, не относящемся к предмету Договора....
Кроме того, как уже указывалось ранее, истец начал строительство объекта дополучения разрешения на строительство, до утверждения проектной документации, на земельном участке, не согласованном сторонами в рамках Договора.
...
Предъявляя требование о взыскании упущенной выгоды в размере 415 000 000 рублей, истец, по сути, предъявляет требование об исполнении обязанности покупателя по оплате недвижимости, являющейся предметом Договора от 24.09.2015, в полном объеме.
В силу пункта 1 ст. 454 ГК РФ покупатель по договору купли-продажи обязан принять и оплатить товар.
В случае неисполнения покупателем указанных обязанностей продавец вправе потребовать принять товар (пункт 3 ст. 484 ГК РФ) и произвести его оплату (пункт 3 ст. 486 ГК РФ) или отказаться от исполнения договора (пункт 3 ст. 484 ГК РФ, пункт 3 ст. 486 ГК РФ).
Следовательно, право требовать полной оплаты по договору купли-продажи возникает у продавца только в том случае, если покупатель отказался от приемки товара.
Согласно абзацу 3 пункта 1 ст. 556 ГК РФ уклонение покупателя от подписания документа о передаче недвижимости на условиях, установленных
договором, считается отказом покупателя от исполнения обязанности передать имущество.
Таким образом, продавец вправе требовать оплаты недвижимой вещи по договору купли-продажи в случае, если покупатель отказался от подписания документа о передаче недвижимого имущества.
Иными словами, предъявленное истцом требование о выплате стоимости недвижимости подлежало бы удовлетворению только в том случае, если бы объект купли-продажи был бы готов к передаче, а покупатель необоснованно отказался от принятия объекта купли-продажи.
Вместе с тем к моменту рассмотрения дела в суде недвижимость, являющаяся предметом Договора от 24.09.2015, не создана, право собственности на недвижимость за истцом не зарегистрировано, факт уклонения ответчика от принятия недвижимости имеющимися в деле доказательствами не подтверждается.
При таком положении оснований для удовлетворения иска не имеется.
Резолютивная часть — в удовлетворении иска отказано в полном объеме.
И что-то мне подсказывает, что апелляция в данном случае мало перспективна.
Вот такой вот строительный спор.
Надеюсь, коллеги, обратят внимание на «странности» и данный пример будет полезен юристам/адвокатам, практикующим в данной области.
Ведь читая материалы дела, невольно вспоминается название романа Александра Ивановича Герцена.