Соблюдение Кодекса судейской этики должно быть внутренним убеждением судьи, правилом его жизни, должно способствовать укреплению доверия общества к судебной системе, его уверенности в том, что правосудие осуществляется компетентно, независимо, беспристрастно и справедливо.
(пункт 3 ст. 4 Кодекса судейской этики)
Коллеги, Всевышний, как Вы понимаете, совершенно не причем! Ибо, я не думаю, что, создавая этот мир, Он мог предположить, что творения Его до такой степени опустятся!
У меня почему-то присутствует стойкое убеждение, что персонажи, которые в настоящее время облечены властью… Хотя нет! Реально облеченные властью люди в первую очередь, чтобы ее не лишиться и отправлять ее во благо себе и тем, над кем они эту власть осуществляют, стремятся к тому, чтобы не потерять лицо. Представители же той власти, о которой пойдет речь, оказались на своих местах случайно и живут в своем мире по принципу отними у ближнего своего и возрадуйся, обо ближний твой отнимет у тебя и… возрадуется!
Рассмотрели мы недавно дело гражданское по первой инстанции в районном суде. Предыстория такова. Предприниматель, достаточно успешный, трудолюбивый, исправно уплачивающий налоги и иные подати, установленные законами, в 2005 году в результате банкротства Муниципального производственного предприятия приобрел три объекта недвижимости, входящие в состав производственной базы. Оставшиеся объекты остались в собственности муниципальной казны. Все есть, — договоры купли-продажи с подписью конкурсного управляющего и печатью МПП, счета-фактуры, квитанции об уплате цены договора, акты приема-передачи. В общем, стороны свои обязательства исполнили по договорам.
Первопричиной проблем оказалось то, что предприниматель, по разным объективным и субъективным причинам не зарегистрировал своевременно свое право собственности на это имущество. А когда сподобился, МПП уже ликвидировали на основании определения Арбитражного суда о завершении процедуры банкротства.
Ну и что, все в районе знают, кому эти здания принадлежат, никто ничего не оспаривает. Предприниматель ими пользуется, даже позволил администрации в один из боксов поставить муниципальный трактор. И потихоньку, в 2015 году заказал за свой счет в БТИ технические паспорта на здания, затем технические планы, поставил объекты на кадастровый учет. В общем, открыто владел и пользовался имуществом. Оставшиеся здания на этом же земельном участке эксплуатирует новое МУП. Никто ни с кем не ссорится, все довольны. До поры, до времени…
В конце 2018 года МУП решил, что одно из зданий предпринимателя ему мешает. Подогнали технику и начали его сносить. Просто так, без объявления войны! Предприниматель наш это увидел, заявил в полицию о самоуправстве и обратился в суд с иском о признании договоров заключенными и признании права собственности на свои объекты (исковое заявление прилагается). Случилось это 21.01.2019 (хронология событий имеет значение). Туда-сюда, оставили без движения, устранили недостатки, с Божьей помощью суд 11.02.2019 принял иск к производству.
Мы в процессе подготовки получили выписки из ЕГРН, из которых следует, что на спорное имущество по состоянию на 21.02.2019 права ни за кем не зарегистрированы. 12.03.2019 садимся в процесс, и ответчики в стадии ходатайств заявляют, что на самом деле это имущество принадлежит им на праве собственности. И свои выписки выдают суду из которых следует, что 04.03.2019 на все три здания зарегистрировано право собственности муниципального образования.
Я начинаю выяснять, что же послужило основанием, какой имеется для этого правоустанавливающий документ. И представитель администрации, на голубом глазу заявляет, что правоустанавливающих документов у них никаких нет. Они, как собственники земельного участка, зарегистрировали свое право на спорное имущество на основании пункта 3 статьи 3.1 Закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (от 25.10.2001 № 137-ФЗ).
Цитата из этой нормы:
«В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся:
земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;
земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;
иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли».
Коллеги, где здесь хоть полслова о том, что на этом основании можно зарегистрировать право собственности на объекты капитального строительства? Я не нашел! Хотя пытался, читал сверху вниз, снизу вверх, пробовал слова местами переставлять… Нет! Ничего не вышло.
В заседании проходила бурная дискуссия, представить администрации «троила» по полной программе, сообщала суду несусветную чушь, ссылалась на СНИПы, еще что-то, несовместимое с содержанием спора. В итоге судья (а судил целый председатель суда) удалился в совещательную комнату думу думать и, спустя примерно полчаса в иске нам отказал.
Район от меня далеко, почти 200 км, решение сфотографировали и прислали через Viber. Прочитал. Двенадцать страниц воды. Суть в двух словах сводится к тому, что мы не доказали, что право собственности МПП в 2005 году было зарегистрировано и оно имело право распорядиться спорным имуществом. Никакого анализа ситуации, ни слова по поводу необоснованной регистрации ответчиками права собственности во время судебного спора, никакой правовой оценки доводов сторон. Короче, ничем не прикрытое решение в интересах органа исполнительной власти.
Напоминаю, это был председатель районного суда. Он решение огласил и убежал быстро из зала. А так хотелось ему напомнить, что совокупность некоторых положений гражданского законодательства в части правомочий распоряжаться имуществом, прямо указывают на то, что указанные судом основания для отказа в иске больше как-то относятся к институтам недействительности и ничтожности сделок. Между тем, договоры истца никто не оспаривал с 2005 года и до настоящего времени. Мало того, срок процессуальный для этого давно истек.
К этому бы добавить, что имущество приобретено в результате банкротства с аукциона, то есть, после проведения публичных процедур.
Регистрация права собственности по таким основаниям и в такой ситуации для физического лица закончилась бы уголовным делом, поскольку это ни что иное, как присвоение права. Но поскольку право зарегистрировано муниципальному образованию, скорее всего, стоит поговорить о превышениях полномочий должностными лицами, принявшими решение о необоснованной регистрации права собственности на чужое имущество.
Это дело показательно в том, что судебная власть перестала быть властью как таковой, а превратилась в придаток исполнительной, которая теперь через суд «протаскивает» все, что нельзя сделать по закону. Чиновникам на местах больше не на кого оглядываться, суды с ними. Теперь можно делать все, решать любые вопросы, — отбирать имущество, нагибать предпринимателей, неугодных сажать.
Решение не вступило в законную силу. Надежда осталась, конечно! Есть еще в областном суде такие, кто не «прогнулся». Может повезет!
Коллеги, у меня есть согласие истца на публикации в любом виде материалов этого дела. Судебное заседание было открытое. Срок подачи апелляционной жалобы истекает 13.06.2019. Передаю всем, у кого есть возможность, просьбу истца перепостить этот материал на всех доступных ресурсах, не исключая средства массовой информации.
Правоохранительные органы прошу расценивать этот материал как повод для проведения процессуальной проверки в отношении должностных лиц, осуществивших незаконную государственную регистрацию права собственности на чужое имущество.
Структуры Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии прошу расценивать этот материал как повод для проведения служебных проверок в отношении должностных лиц, проводивших правовую экспертизу документов и осуществивших незаконную государственную регистрацию.