12 февраля 2007 года Федеральным судом общей юрисдикции Коченевского района Новосибирской области мой доверитель был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.2 ст. 264 УК РФ и ему назначено наказание в виде 2 лет 6 месяцев лишения свободы, с лишением права управлять транспортным средством сроком на шесть месяцев. В соответствии со ст. 73 УК РФ назначенное наказание являлось условным с испытательным с сроком в 2 года 6 месяцев.
За этими сухими строчками приговора – судьба человека и отчасти моя судьба. В Новисибирск я возращаюсь через 12 лет на Конференцию «Праворуба» с темой рассмотрения судами дел о ДТП.
А рассмотренное в Коченевском районном суде уголовное дело я помню очень хорошо. Такие дела я называю: делами «двух дураков». Подобное дело имеется и сейчас в моем производстве и я расскажу о нем на конференции. Проще говоря — водители, при заужении проезжей части, не спешат снижать скорость для безопасного разъезда, не принимают правее, допуская опасное сближение и неконтролируемые действия при возникновении опасной обстановки. Цена упрямства – жизнь, порой чужая.
21 июля 2006 года, около 3 часов ночи, мой доверитель управлял автомобилем «Скания 113 М», двигался со скоростью 65 км/час, в условиях ограниченной видимости в темное время суток, в условиях тумана, с включенным ближним светом фар, в направлении движения по автодороге «Байкал», Коченевского района Новосибирской области, со стороны г. Омска в сторону г. Новосибирска. Дорога была узкой и имела фактически одну полосу для движения в обоих направлениях.
В районе 1391 км от Челябинска автодороги «Байкал», Коченевского района Новосибирской области. мой доверитель обнаружил на полосе движения, встречный автомобиль «ЗИЛ 474110», применил экстренное торможение и инстинктивно выкрутил влево руль, в результате чего его автомобиль сместился влево. Но и водитель автомобиля «ЗИЛ 474110» увидел автомобиль, под управлением моего доверителя и принял вправо. В результате произошло лобовое столкновение указанных автомобилей, автомашину «ЗИЛ» выбросило в кювет.
В результате данного дорожного происшествия погиб пассажир автомашины «ЗИЛ».
А начиналось все банально просто. Пришел ко мне водитель «Скании» и попросил осуществлять его защиту. Рассказал историю, как развивались события:
- Скорость его движения 60-65 км/ч;
- Границу полосы он не видел из-за тумана;
- Впереди разметка автодороги не просматривалась;
- На 1390 км. он увидел свет фар встречного автомобиля;
- Для избежания столкновения нажал на тормоз, повернул руль вправо, но машина стала уходить влево;
- Встречная автомашина повторяла его движения.
Что дело будет рассматриваться в Новосибирске- он сказал в конце беседы.
Я не сразу принял его предложение, долго думал, но все же мы выдвинулись в г. Новосибирск.
Изучив материалы уголовного дела я понял, что вина моего доверителя не доказана. По делу не были проведены ни трасологическая, ни автотехническая, экспертизы.
Не было установлено:
— Где находится место столкновения транспортных средств относительно границ проезжей части;
— Каково взаимное расположение транспортных средств относительно друг друга в момент столкновения и относительно границ проезжей части;
— Где относительно оси автомобильной дороги произошло ДТП;
— Какими частями транспортных средств произошло соударение.
— Не были исследованы вопросы:
— Какими требованиями ПДД должны были руководствоваться участники ДТП в данной дорожно-транспортной ситуации?
— Соответствовали ли, с технической точки зрения, действия участников дорожного движения требованиям этих правил, и имел ли водитель К-ков А.А., техническую возможность выполнить эти требования?
— Какова была скорость движения автомобиля «Скания» перед началом торможения, исходя из длины и характера следов торможения?
— Какова должна быть безопасная скорость движения транспортного средства по условиям видимости дороги?
— Какой остановочный путь имеют автомобили «Скания» и «ЗИЛ», в условиях места ДТП?
— Какое время необходимо для остановки ТС в данных дорожных условиях?
— Имел ли водитель техническую возможность предотвратить ДТП, если бы приступил к процессу торможения (считая от начала времени реакции водителя) в момент возникновения опасной обстановки?
— Действия какого водителя не соответствовали требованиям ПДД с технической точки зрения, и могли ли они послужить причиной данного ДТП?
— Не установлено имело бы место столкновение транспортных средств в случае, если бы одно из них не меняло направление движения (с момента возникновения опасности), а продолжало двигаться прямо?
— Не установлено на каком расстоянии от начала следов торможения водитель принял решение об экстренном торможении?
— Не установлено состоятельна ли с технической точки зрения версия водителей данной дорожно-транспортной ситуации?
— Не установлено имел ли водитель «ЗИЛ» техническую возможность избежать столкновения?
Председательствующая судья по делу оказалась очень любезна и пояснила, что если мы не согласны с обвинением, то пожалуйста: в процессе суда, сможем выяснить все вопросы и провести необходимые экспертизы.
Также судья поинтересовалась, что я вообще хочу от данного дела, на что я ответил, что главной моей задачей вернуться домой не в одиночестве.
К большому сожалению у доверителя не было столько денег, чтобы позволить съездить в прекрасный город Новосибирск раз шесть-десять и была избрана тактика, с признанием вины в ДТП.
Расчет полностью оправдался.
По делу было проведено два заседания, где все же были обозначены существенные просчеты в расследовании, частично это отражено в приговоре суда.
А на обратном пути домой я возвращался не один.
Фамилия моя в приговоре перепутана: «техническая ошибка».
Новосибирск-красивый город, который населяют хорошие и добродушные люди. С удовольствием приеду еще раз. Уже приобретены билеты и забронирована гостиница.
До встречи на конференции!


Уважаемый Владимир Юрьевич, было похожее дело у эксперта Никонова В.Н. с экспертными выкладками. Там за счёт экспертиз была блестящая победа. Вопросы по делу отличные, надо их скинуть в избранное! Главная задача для подзащитного не присесть, как я понимаю, была достигнута и это его устроило! С чем и поздравляю обоих!
Уважаемый Евгений Алексеевич, спасибо за информацию! Есть ссылка?
Уважаемый Владимир Юрьевич, дам две ссылки: одна основная и одна схожая.
А вообще работы эксперта Никонова В.Н. — это шедевры(angel), которые надо изучать, изучать и изучать.
Уважаемый Евгений Алексеевич, благодарю Вас!)
Уважаемый Владимир Юрьевич, думаю, дела по ДТП чаще всего осложняются именно тем, что изначально документы составляются либо не в полном объёме (не отражают всю полноту картины), либо вовсе «художник как видит, так и рисует».
Да и в каждом конкретном случае защитнику нужно знать какие вопросы задавать эксперту, как их правильно сформулировать.
До встречи в Новосибирске!(hi)
Уважаемая Алёна Александровна, Вы очень точно, впрочем как и всегда видите узловые проблемы! Рад буду встрече на Конференции!!!
Уважаемая Алёна Александровна, в точку (Y)
художник как видит, так и рисует!
Уважаемый Владимир Юрьевич, отлично проделанная работа, в делах ДТП считаю Вас одним из лучших адвокатов.
Уважаемый Павел Олегович, спасибо за добрые слова! Беру пример с Вас!
Уважаемый Владимир Юрьевич, всегда с интересом читаю Ваши публикации.
Вы — молодец!
В моем производстве сейчас находится дело по ч.3 ст. 264 УК РФ.
Хотели уйти на особый порядок, но я вижу много недостатков, в деле.
ДТП было между автомобилем и скутером, но при производстве экспертизы скутер не исследовался, действия водителя скутера на нарушение ПДД экспертом не проверялись.
Я полагаю, это является основанием для проведения дополнительной экспертизы, а может даже основанием для возвращения дела прокурору, если будут установлены какие-либо нарушения со стороны водителя скутера. Как ВЫ считаете?
Уважаемая Ольга Николаевна, спасибо за добрые слова! Полагаю, что надо эксперту анализировать все материалы уголовного дела.
Уважаемая Ольга Николаевна, эксперту нужно предоставлять все материалы до суда. Он поможет найти узкие места в исходных данных, собранных и заданных следствием и сформировать вопросы, и то что ему нужно для дачи заключения эксперт сам отберет. Тандем «адвокат-эксперт» уже неоднократно обсуждался на «праворубе», и чем раньше эксперт будет привлекаться для работы, тем эффективнее результат. Примеры такого тандема на моей страничке(https://pravorub.ru/account/edit/)
Уважаемый Владимир Юрьевич, очень годно, у самого сейчас такая же «тема»(Y)
В результате данного дорожного происшествия погиб пассажир автомашины «ЗИЛ».Хорошая реклама SCANIA, как достойного бомбера при таране(giggle)
Уважаемый Константин Сергеевич, да и у меня такая же тема снова нарисовалась, спустя 12 лет. Все «вешают» на «водилу», который чудом выжил.
Уважаемый Владимир Юрьевич, в перечне вопросов. не установленных следствием не отражены состояние дороги и ответственность лиц, обслуживающих участок дороги, на котором произошло ДТП. Например : 1. Состоит ли с экспертной точки зрения произошедшее ДТП с участием автомобиля SCANIA регистрационный знак ,,, и автомобиля ЗИЛ регистрационный знак ,,, в причинной связи с действием или бездействием должностных лиц, ответственных за обеспечение безопасности дорожного движения на участке совершения ДТП?2. Соответствовали ли дорожные знаки на данном участке автодороги дорожной обстановке в момент ДТП.?
В моей практике работы с адвокатами такая тактика имела существенное влияние на исход дела.
Уважаемый Владимир Борисович, я полагаю действие или бездействие должностных лиц это не технический вопрос, который должен решать эксперт автотехник.
Уважаемый Анатолий Антонович, с экспертной точки зрения действия должностных лиц, ответственных за обеспечение безопасности дорожного движения на участке совершения ДТП регламентированы главным образом соответствующими статьями «Основных положений по допуску ТС к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения» (ПДД РФ), с дополнениями и изменениями, введенными на дату ДТП, а также ведомственными правилами и инструкциями.
Что касается правовой составляющей, и возможном участии эксперта в разрешении поставленных вопросов, то они подробно отражены в следующих методиках;
1. Экспертная оценка действий участников дорожного движения и иных лиц, ответственных за обеспечение безопасности дорожного движения. (Методические рекомендации для экспертов, следователей и судей) Ред. Суворов Ю.Б. Печатается по решению Научно-методического совета РФЦСЭ при МЮ РФ, М. 2002
2. Судебно-экспертная оценка действий водителей и других лиц, ответственных за обеспечение безопасности дорожного движения, на участках ДТП: Учеб. пособие для вузов / Ю.Б. Суворов. — М.: Издательство «Экзамен», издательство «Право и закон», 2004. 208 с.
Уважаемый Владимир Борисович, действительно у Вас это прописано законодательно, в тех же методических рекомендациях, а у нас в РК на правовые вопросы, типо как должен был действовать водитель согласно норм ПДД эксперты не отвечают.
Уважаемый Анатолий Антонович, в РФ, эксперт так же не отвечает на вопрос «Кто виноват?»
Эксперт вправе указать только на признаки не соответствия действий причастных к ДТП лиц требованиям НПА.
Уважаемый Владимир Борисович, я Вас понял. Дело в том, что указанная Вами выше литература носит рекомендательный характер. Она не приведена в разряд НПА ( нормативно-правовой акт) и поэтому на те вопросы которые указал Владимир Юрьевич и Вы у нас вовсе не отвечают, потому как есть Приказ МЮ и к нему Правила по производству экспертиз, где указаны типовые вопросы. Вот эксперты стараются строго по типовым вопросам и отвечать. А насчет правовых они даже и не заморачиваются.
Уважаемый Владимир Борисович, спасибо за отзыв! Возьму на вооружение)
Уважаемый Владимир Юрьевич, многие вопросы озвученные в статье носят не технический, а больше правовой характер, а именно на предмет соответствия требованиям ПДД. Разве эксперты правомочны отвечать на данные вопросы.
Уважаемый Анатолий Антонович, эксперт отвечает на вопросы о соответствии действий участников дорожного движения требованиям ПДД и иных нормативно-правовых актов, если для этого требуются специальные познания.
В соответствии с положением о МинЮсте РФ и приказа министерства юстиции, компетенции экспертов находится в ведении РФЦ СЭ.
Уважаемый Анатолий Антонович, я просто написал, что не установлено по делу.
Уважаемый Анатолий Антонович, по экспертной оценке действий участников дорожного движения и иных лиц, ответственных за обеспечение безопасности дорожного движения у нас в России учебно-методические пособия для экспертов, следователей и судей утверждены научно-методическим советом РФЦСЭ при Минюсте России, а не прописано законодательно. Также я бы добавил источник: Пределы компетенции эксперта автотехника при решении задач связанных с оценкой действий участников дорожного движения требованиям Правил дорожного движения РФ. (Методические рекомендации для экспертов, следователей, судей и дознавателей). М: ГУ РФЦСЭ при Минюсте России, 2006.
Указанный документ в полной мере раскрывают разницу между оценкой событий с правовой и с технической точки зрения.
Необходимо различать понятия «несоответствие правилам» и «нарушение правил». Эксперт-автотехник устанавливает исключительно несоответствие действий водителя требованиям Правил дорожного движения, оценивая лишь «техническую» сторону этих действий и рассматривает водителя как оператора, выполняющего систему операций по управлению ТС.
Для решения вопроса о нарушении водителем Правил дорожного движения необходима правовая оценка действий водителя, причин и мотивов невыполнения им Правил дорожного движения, установленного экспертом. Такая оценка имеет целью установление в действиях водителя наличия или отсутствия признаков противоправного деяния, что составляет прерогативу следователя и суда и именно поэтому на разрешение автотехнической экспертизы должны ставиться вопросы о соответствии действий водителя Правилам дорожного движения, но не об их нарушении.
Уважаемый Николай Николаевич, о нарушении правил или о несоответствии их у нас в РК не решают и отказываются. Говорят оценку действиям водителя должен давать следователь и суд.
Уважаемый Анатолий Антонович, ни суд и ни стороны судебного процесса не обладают специальными знаниями, как эксперт-автотехник, обладающий допуском по экспертной специальности специальности «Исследование обстоятельств ДТП», программа подготовки которой утв. Приказом Минюста России от 20.09.2004 № 154 «Об утверждении программы подготовки государственных судебных экспертов государственных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции РФ по автотехнической экспертизе» (вместе с «Методическими рекомендациями по применению нормативных документов (актов) в автотехнической экспертизе», утв. 24.11.2004). Эксперт прежде чем дать экспертную оценку действиям участникам ДД и иным лицам, ответственных за обеспечение БДД, проводить необходимые расчеты и только по результатам проведенных расчетов, например о соответствии/несоответствии выбранной скорости в ДТС и наличия/отсутствия технической возможности предотвратить ДТП, дает экспертную оценку действиям участникам ДД о соответствии или несоответствии водителем(ми) ТС требований ПДД с технической точки зрения (технического характера).
Уважаемый Николай Николаевич, посмотрите на ПДД РФ и ПДД РК. На первый взгляд все предельно ясно и понятно. Оба документа базированы на документах советской эпохи. Только вот слова во всех пунктах должен и обязан у нас убрали. Вроде ничего не поменялось, но утвердительность нормы ушла. Правила ДД это больше всего не «книга» прав, а обязанностей и поэтому несоответствие и нарушение у нас поставлены на одну ступень. Следовательно вопросы несоответствия требованиям Правил принимаются как правовые. Отвечают на вопросы угла, расположения, положения в момент отворота… тех.возможности, но не несоответствия и нарушения.
Уважаемый Николай Николаевич, и скажите где грань между несоответствием и нарушением.
Уважаемый Анатолий Антонович, это грань определяется пределами компетенции эксперта-автотехника, утв. постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 г. (ред. 29.04.2008) № 37 и учебно-методическими пособиями для экспертов, следователей и судей.
Уважаемый Анатолий Антонович, полагаю, грань выглядит примерно так: эксперт напишет, согласно п. N ПДД РФ, на данном участке дороги ограничение 60 км/ч, водитель двигался со скоростью 70 км/ч, действия водителя, с технической точки зрения, не соответствуют п. N ПДД РФ и находятся в причинной связи с фактом ДТП. Суд или следователь напишет так: согласно п. N ПДД РФ, на данном участке дороги ограничение 60 км/ч, водитель двигался со скоростью 70 км/ч, поскольку экспертным путем установлено, что с технической точки зрения, действия водителя не соответствуют п. N ПДД РФ и находятся в причинной связи с фактом ДТП, следовательно, водителем был нарушен п. N ПДД РФ, а потому — водитель плохой редиска.
Уважаемая Светлана Валентиновна 15 лет расследовал ДТП с тяжкими последствиями и ни разу не видел, чтобы эксперты писали что действия водителей несоответствует какому либо пункту ПДД. Кроме того, если водитель двигался со скоростью превышающей допустмую и произошло ДТП, то данное превышение скорости не всегда стоит в прямой причинно- следственной связи с данным ДТП. Может быть и при 50 км.ч.произошло бы также ДТП. Поэтому не всегда превысивший виновен именно в ДТП. Наши эксперты не отвечают на несоответствие водителей требованиям ПДД и другие вопросы правоприменения ПДД. У нас судебная система упрощена да невозможности и судья может сам сделать вывод и без экспертизы, что тот или иной водитель нарушил такой то пункт Правил или его действия несоответствующие согласно ПДД РК.
Уважаемый Анатолий Антонович, я написала для примера разницы между несоответствием и нарушением. Понятно, что превышение не всегда находится в причинной связи с ДТП. Как РК я не знаю, в РФ это нормальная практика, да и вообще она нормальная — такая практика. Как же ваши суды без экспертизы оценивают техвозможность, к примеру?
Уважаемая Светлана Валентиновна, наши суды редко прибегают к назначению автотехнических экспертиз. Они считают, что такой то водитель нарушил пункт такой то ПДД не заняв допустим крайнее положение или не принял таких то мер. И все. У нас судья и эксперт и знаток ПДД, хотя элементарных норм автотехники не в зуб ногой. Апелляция в 95 процентах суды первой инстанции поддерживает. Вот так и живем, воюем.
Уважаемый Анатолий Антонович, вот для этого эксперт и проводит расчеты на техническую возможность с превышенной скоростью и допустимой скоростью. Если при допустимой и превышенной скорости, водитель ТС не будет располагать технической возможностью предотвратить ДТП, то с технической точки зрения превышение не будет являться причинно-следственной связи с данным происшествием, а если при допустимой скорости водитель ТС располагает технической возможностью предотвратить ДТП, а при превышенной скорости — не располагает технической возможности предотвратить ДТП, то превышение скорости является причинно-следственной связи с данным происшествием.
Уважаемая Светлана Валентиновна, приятно иметь дело, когда адвокаты разбираются в данном вопросе, а то мне часто в судах приходится как по Вашей схеме доходчиво разъяснять судье и сторонам судебного процесса о компетенции по оценке действиям участников ДД экспертом с технической точки зрения и правовой оценки судом.
Уважаемый Владимир Юрьевич, скажите, пожалуйста, а что означает «зимнее заужение» 21 июля?
Уважаемая Светлана Валентиновна, огромное спасибо Вам за внимательность, вкралось из другого дела.