В 2019 году мой знакомый попал в дорожно-транспортное происшествие. Сумма ущерба была невысокой, поэтому водители оформили документы без вызова сотрудников ГИБДД. Мой доверитель признал свою вину в ДТП и благополучно забыл об этой аварии. Свою страховую компанию он не известил.

Весной 2020 года он получил претензию с предложением компенсировать страховую выплату, которую его компания (Росгосстрах) перечислила страховой компании другого водителя (Альфа Страхование). От компенсации он благоразумно воздержался и чуть позже к нему пришла копия искового заявления, в котором содержалось аналогичное исковое требование.

С этим исковым заявлением он незамедлительно пришел ко мне и я принялся за изучение ситуации.

С подобными вопросами ко мне обращались и раньше, но я, зная о праве страховой компании взыскать ущерб в порядке регресса с водителя, не известившего о ДТП свою страховую компанию, отказывался от участия в таких делах.

В этот раз я решил взяться за это дело, поскольку пп. «ж» п. 1 ст. 14 ФЗ «Об ОСАГО» на момент ДТП свою силу уже утратил и, соответственно, на момент ДТП, такой обязанности у водителя уже не было.

Истец настаивал на том, что такая обязанность у водителя имеется, т.к. договор страхования был заключен до того, как указанный выше подпункт утратил свою силу. С этим мнением я не мог согласиться.

Первоначально я решил обосновать возражения тем, что водитель является по договору страхования потребителем финансовой услуги, на которого, в силу Закона «О защите прав потребителя», нельзя возлагать обязанности, не предусмотренные законом на момент исполнения публичного договора.

Однако, в процессе составления возражений, я задумался о причинах, по которым пресловутый пп. «ж» утратил свою силу и о том, как сейчас страховые компании взаимодействуют между собой при отсутствии обязанности водителей извещать своих страховщиков о наступлении страхового случая. Я предположил, что у страховых компаний существует какая-то электронная система извещения и стал отрабатывать эту версию.

Через некоторое время я установил, что еще в 2015 году Президиум Российского союза автостраховщиков утвердил Правила профессиональной деятельности «Соглашение о прямом возмещении убытков», по которым страховщик «невиновного» водителя извещает страховщика виновника в ДТП о наступившем страховом случае в течение пяти календарных дней после обращения к нему. Одновременно я нашел реестр участников этого соглашения. Из реестра следовало, что и «Росгосстрах» и «Альфа Страхование» присоединились к этому соглашению в 2016 и 2015 гг. соответственно.

В справочно-правовых системах такого соглашения не было. Упоминание о нем содержится только в ст. 26.1 ФЗ «Об ОСАГО», но там говорится только об обязанности заключения такого соглашения. Условий соглашения эта статья не определяет.

Это обстоятельство еще более укрепило мою позицию, поскольку теперь я мог говорить о том, что право истца вообще не подверглось нарушению, поскольку Росгосстрах информацию о ДТП все-таки получил. И совсем неважно, что информация пришла от другого страховщика, а не от их клиента.

В судебном заседании у меня сложилось впечатление. что судья был готов удовлетворить иск. Однако, после приобщения к делу моих письменных возражений, судья задумался и отложил заседание для того, чтобы истец ознакомился с нашей позицией (представитель в заседании не участвовал). 

В результате, исковое требование оставлено без удовлетворения

Документы

Вы можете получить доступ к документам оформив подписку на PRO-аккаунт или приобрести индивидуальный доступ к нужному документу. Документы, к которым можно приобрести индивидуальный доступ помечены знаком ""

1.Исковое заявление1.9 MB
2.Возражения82.6 KB
3.Решение103.1 KB

Автор публикации

Юрист Ротов Владимир Сергеевич
Тамбов, Россия
Юридическая помощь по различным правовым вопросам. Индивидуальный подход к разрешению каждой проблемы.

Да 38 38

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Участники дискуссии: Морохин Иван, Климушкин Владислав, Ротов Владимир, Стрыгин Иван, Высоцкая Вера, Бесунова Алёна, Ширшов Игорь, Шмелев Евгений, Глазунов Евгений, Барковский Дмитрий
  • 22 Июня, 19:35 #

    Уважаемый Владимир Сергеевич, спасибо за интересную публикацию, взял на заметку! (handshake)

    +6
  • 22 Июня, 23:41 #

    Уважаемый Владимир Сергеевич, поздравляю Вас и Вашего доверителя с успешным завершением этого дела!(Y) Поистине, жадность страховых компаний не знает границ, и они хватаются за формальный повод взыскать выплаченное страховое возмещение с причинителя вреда несмотря на то, что норма закона, на которую они ссылаются, как на основание своих требований, утратила силу.
    Благодарю Вас за интересную судебную практику и за ту помощь, которую Вы мне оказали(bow)

    +5
    • 23 Июня, 04:01 #

      жадность страховых компаний не знает границУважаемый Игорь Михайлович, более того, благодаря необузданной жадности страховщиков и введении множества дополнительных условий / препятствий для получения выплат потерпевшими, а так же неоправданном уменьшении размера самих выплат и повсеместного принуждения к получению компенсации в натуральной форме, сам институт ОСАГО уже давно превратился в систему поборов и мытарств для автовладельцев.

      +4
      • 23 Июня, 08:27 #

        Уважаемый Иван Николаевич,
        сам институт ОСАГО уже давно превратился в систему поборов и мытарств для автовладельцевСогласен.  Для обычных добропорядочных автовладельцев эта система превратилась в поборы. Но для некоторых предприимчивых граждан страховых мошенников это золотая жила для обогащения. И необоснованные выплаты таким мошенникам ложатся ярмом в первую очередь на добропорядочных автовладельцев, путем повышения страховых тарифов, в которые включаются все убытки страховщиков.

        +2
    • 23 Июня, 09:20 #

      Уважаемый Игорь Михайлович, благодарю за оценку и рад был помочь!

      +1
  • 23 Июня, 06:14 #

    Уважаемый Владимир Сергеевич,  очень интересное дело, спасибо, что поделились.
    Отличные возражения!(Y)

    +3
  • 23 Июня, 09:27 #

    Уважаемый Владимир Сергеевич, поздравляю вас, хорошо поработали (handshake) Дали под зад буржуям как положено (gun)

    +2
  • 23 Июня, 17:44 #

    Уважаемый Владимир Сергеевич, Благодарю за интересную практику.

    +1
  • 24 Июня, 15:36 #

    Уважаемый Владимир Сергеевич, Вы большой молодец! Похожее дело года полтора назад я проиграл и зарекся за них браться. Теперь вижу, что не все тогда сделал по делу…

    +2
  • 25 Июня, 15:50 #

    Уважаемый Владимир Сергеевич, поздравляю с успешным завершением дела! (handshake)
    Публикацию в избранное, учитывая жадность страховых, может и пригодиться.

    +1
  • 26 Июня, 14:14 #

    Уважаемый Владимир Сергеевич, замечательная практика. Мне тут коллеги намекают, что, мол, юристы знают Закон. А Ваш пример подтверждает мою позицию, что «никто не знает Закон, его надо читать каждый раз заново и дословно». 
    Поздравлю! (D)
    Выбейте с них ещё расходы на представителя, чтоб неповадно было.

    +2
    • 27 Июня, 09:28 #

      Уважаемый Владислав Александрович, знать закон недостаточно. Его надо чувствовать. Надо определять, что именно хотел законодатель, когда принимал закон.
      Большое спасибо за поздравление!

      +2

Да 38 38

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

Рейтинг публикации: «Отказ во взыскании страховой выплаты в порядке регресса» 5 звезд из 5 на основе 38 оценок.

Похожие публикации