В 2019 году мой знакомый попал в дорожно-транспортное происшествие. Сумма ущерба была невысокой, поэтому водители оформили документы без вызова сотрудников ГИБДД. Мой доверитель признал свою вину в ДТП и благополучно забыл об этой аварии. Свою страховую компанию он не известил.
Весной 2020 года он получил претензию с предложением компенсировать страховую выплату, которую его компания (Росгосстрах) перечислила страховой компании другого водителя (Альфа Страхование). От компенсации он благоразумно воздержался и чуть позже к нему пришла копия искового заявления, в котором содержалось аналогичное исковое требование.
С этим исковым заявлением он незамедлительно пришел ко мне и я принялся за изучение ситуации.
С подобными вопросами ко мне обращались и раньше, но я, зная о праве страховой компании взыскать ущерб в порядке регресса с водителя, не известившего о ДТП свою страховую компанию, отказывался от участия в таких делах.
В этот раз я решил взяться за это дело, поскольку пп. «ж» п. 1 ст. 14 ФЗ «Об ОСАГО» на момент ДТП свою силу уже утратил и, соответственно, на момент ДТП, такой обязанности у водителя уже не было.
Истец настаивал на том, что такая обязанность у водителя имеется, т.к. договор страхования был заключен до того, как указанный выше подпункт утратил свою силу. С этим мнением я не мог согласиться.
Первоначально я решил обосновать возражения тем, что водитель является по договору страхования потребителем финансовой услуги, на которого, в силу Закона «О защите прав потребителя», нельзя возлагать обязанности, не предусмотренные законом на момент исполнения публичного договора.
Однако, в процессе составления возражений, я задумался о причинах, по которым пресловутый пп. «ж» утратил свою силу и о том, как сейчас страховые компании взаимодействуют между собой при отсутствии обязанности водителей извещать своих страховщиков о наступлении страхового случая. Я предположил, что у страховых компаний существует какая-то электронная система извещения и стал отрабатывать эту версию.
Через некоторое время я установил, что еще в 2015 году Президиум Российского союза автостраховщиков утвердил Правила профессиональной деятельности «Соглашение о прямом возмещении убытков», по которым страховщик «невиновного» водителя извещает страховщика виновника в ДТП о наступившем страховом случае в течение пяти календарных дней после обращения к нему. Одновременно я нашел реестр участников этого соглашения. Из реестра следовало, что и «Росгосстрах» и «Альфа Страхование» присоединились к этому соглашению в 2016 и 2015 гг. соответственно.
В справочно-правовых системах такого соглашения не было. Упоминание о нем содержится только в ст. 26.1 ФЗ «Об ОСАГО», но там говорится только об обязанности заключения такого соглашения. Условий соглашения эта статья не определяет.
Это обстоятельство еще более укрепило мою позицию, поскольку теперь я мог говорить о том, что право истца вообще не подверглось нарушению, поскольку Росгосстрах информацию о ДТП все-таки получил. И совсем неважно, что информация пришла от другого страховщика, а не от их клиента.
В судебном заседании у меня сложилось впечатление. что судья был готов удовлетворить иск. Однако, после приобщения к делу моих письменных возражений, судья задумался и отложил заседание для того, чтобы истец ознакомился с нашей позицией (представитель в заседании не участвовал).
В результате, исковое требование оставлено без удовлетворения


Уважаемый Владимир Сергеевич, спасибо за интересную публикацию, взял на заметку! (handshake)
Уважаемый Евгений Викторович, спасибо за интерес к публикации(handshake)
Уважаемый Владимир Сергеевич, поздравляю Вас и Вашего доверителя с успешным завершением этого дела!(Y) Поистине, жадность страховых компаний не знает границ, и они хватаются за формальный повод взыскать выплаченное страховое возмещение с причинителя вреда несмотря на то, что норма закона, на которую они ссылаются, как на основание своих требований, утратила силу.
Благодарю Вас за интересную судебную практику и за ту помощь, которую Вы мне оказали(bow)
жадность страховых компаний не знает границУважаемый Игорь Михайлович, более того, благодаря необузданной жадности страховщиков и введении множества дополнительных условий / препятствий для получения выплат потерпевшими, а так же неоправданном уменьшении размера самих выплат и повсеместного принуждения к получению компенсации в натуральной форме, сам институт ОСАГО уже давно превратился в систему поборов и мытарств для автовладельцев.
Уважаемый Иван Николаевич,
сам институт ОСАГО уже давно превратился в систему поборов и мытарств для автовладельцевСогласен. Для обычных добропорядочных автовладельцев эта система превратилась в поборы. Но для некоторых
предприимчивых гражданстраховых мошенников это золотая жила для обогащения. И необоснованные выплаты таким мошенникам ложатся ярмом в первую очередь на добропорядочных автовладельцев, путем повышения страховых тарифов, в которые включаются все убытки страховщиков.Уважаемый Игорь Михайлович, благодарю за оценку и рад был помочь!
Уважаемый Владимир Сергеевич, очень интересное дело, спасибо, что поделились.
Отличные возражения!(Y)
Уважаемая Алёна Александровна, рад, что Вам понравилось и благодарю за оценку публикации!
Уважаемый Владимир Сергеевич, поздравляю вас, хорошо поработали (handshake) Дали под зад буржуям как положено (gun)
Уважаемый Иван Викторович, спасибо за внимание к публикации!
Уважаемый Владимир Сергеевич, Благодарю за интересную практику.
Уважаемый Дмитрий Викторович, благодарю за внимание к публикации!
Уважаемый Владимир Сергеевич, Вы большой молодец! Похожее дело года полтора назад я проиграл и зарекся за них браться. Теперь вижу, что не все тогда сделал по делу…
Уважаемый Евгений Алексеевич, так ведь и я так глубоко стал копать только после того, как пп. «ж» утратил свою силу. До этого я о таком соглашении и не задумывался.
Уважаемый Владимир Сергеевич, пп. «ж» это лотерея, в которую выиграть очень непросто. Но иногда случается так, что выигрывает тот, кто о выигрыше даже и не подозревает(giggle)
Уважаемый Игорь Михайлович, он, наверное, никогда об этом не узнает(giggle)
Уважаемый Владимир Сергеевич, поздравляю с успешным завершением дела! (handshake)
Публикацию в избранное, учитывая жадность страховых, может и пригодиться.
Уважаемая Вера Борисовна, спасибо за поздравление! Если мои наработки смогут помочь, буду рад)
Уважаемый Владимир Сергеевич, замечательная практика. Мне тут коллеги намекают, что, мол, юристы знают Закон. А Ваш пример подтверждает мою позицию, что «никто не знает Закон, его надо читать каждый раз заново и дословно».
Поздравлю! (D)
Выбейте с них ещё расходы на представителя, чтоб неповадно было.
Уважаемый Владислав Александрович, знать закон недостаточно. Его надо чувствовать. Надо определять, что именно хотел законодатель, когда принимал закон.
Большое спасибо за поздравление!