При повреждении здоровья или в случае смерти работника вследствие несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания работнику (его семье) возмещаются его утраченный заработок (доход), а также связанные с повреждением здоровья дополнительные расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию либо соответствующие расходы в связи со смертью работника (ст. 184 ТК РФ).
Так должно быть по закону. Но всегда ли работодатель правильно понимает и исполняет закон. Практика показывает, что не всегда.
Обстоятельства дела. Муж истицы работал у ответчика на рыболовецком судне. В мае этого года его тело было обнаружено в воде во время промысла у берегов Мавритании (Африка). Смерть наступила в результате утопления. По данному факту ответчиком проведено расследование как несчастного случая со смертельным исходом, но акта супруге ответчик не выдал, так как пришел к выводу о том, что работник покончил жизнь самоубийством и его смерть не обусловлена его трудовой функцией или заданием работодателя. Истцу выдан акт по форме 4, то есть случай не признан несчастным на производстве.
С таким выводами работодателя истец согласится не могла в связи с тем, что собранные работодателем доказательства не подтверждают факта самоубийства ее супруга. Выводы работодателем сделаны исключительно на предположениях, прямых свидетельств суицида материалы расследования не содержат. Факт суицида доказательствами не подтвержден. Работник погиб на производстве при выполнении трудовых обязанностей (находился на судне в море во время рыбного промысла). В связи с этим ответчик обязан в соответствии со ст. 229.2 ТК РФ его смерть от утопления квалифицировать как несчастный случай на производстве, оформить актом Н1 и выдать его истцу. Не признание гибели работника несчастным случаем на производстве и не оформление акта по форме Н1 лишало ее права на страховые выплаты от ФСС РФ.
С таким иском мы и обратились в суд.
Ответчик исковые требования не признал (кто бы сомневался). Заявил, что супруга является ненадлежащим истцом, так как ее права принятым решением никак не нарушаются. Кроме того, заявил, что истец не является сама застрахованным лицом от несчастных случаев на производстве, не состояла в трудовых отношениях с ответчиком, акт составлен не в отношении ее. Оцените глубину познаний! Было заявлено и ряд иных обстоятельств, на которых останавливаться не хочу в виду их явной бесполезности для дела.
Выводы суда. Требования были удовлетворены в полном объеме, так как работодатель в судебном заседании не доказал факт суицида (доказывается исключительно решениями суда или органа предварительного следствия), не представил суду и доказательств, что смерть наступила в результате алкогольного (наркотического) опьянения или иных заболеваний, подтвержденных соответствующей медицинской комиссией. Суд признал гибель работника несчастным случаем на производстве и обязал ответчика выдать истцу акт по форме Н1. Надеюсь исполнят.
Решение суда оказалось таким тяжелым, что пришлось разбить на несколько файлов :).
С уважением, адвокат в Мурманске Николай Чебыкин.