В один из ноябрьских дней 2020 года, моя доверительница находилась у себя в квартире и занималась домашними делами. Тогда же, домой, в состоянии алкогольного опьянения прибыл ее сорокалетний сын, который не работает и находится на иждивении у своей матери, моей доверительницы.
После того, как сын, назовем его Иваном, попросил мою доверительницу приготовить ему поесть, она ушла для этого на кухню. Через непродолжительное время, Иван зашел на кухню и стал в нецензурной форме предъявлять своей матери претензии, обоснованные длительным, по его мнению, приготовлением пищи.
Моя доверительница, зная буйный характер своего сына, который в состоянии алкогольного опьянения уже применял в отношении нее насилие, спокойно отвечала на выдвинутые претензии. Такое положение дел не устроило сына и он, высказывая в адрес матери угрозы физической расправы, стал наносить ей удары руками.
Опасаясь за свою жизнь и защищаясь от насилия, моя доверительница нанесла своему сыну два удара ножом, которым нарезала продукты для приготовления ужина. После чего, моя доверительница смогла выбежать из квартиры на улицу, где у прохожей попросила телефон, для того чтобы вызвать полицию и бригаду скорой помощи.
По прибытии бригады скорой помощи, сын моей доверительницы был госпитализирован в больницу, где ему оказали необходимую медицинскую помощь и он остался жив.
Тяжкий вред здоровью сына был причинен колото-резаным слепым ранением левой половины живота, проникающим в брюшную полость, с повреждением левой доли печени, внутреннего края селезенки ближе к нижнему полюсу (потребовавшим проведения операции по ее удалению — спленэктомии) и кровотечением в брюшную полость (гемоперитониум – 700 мл жидкой крови со сгустками).
В дело я вступил на стадии его рассмотрения в суде первой инстанции и по назначению суда.
Из материалов уголовного дела следовало, что моя доверительница вину во вменяемом ей преступлении признавала полностью, в содеянном раскаивалась.
Учитывая все обстоятельства дела, стороной защиты было принято решение о принятии мер для прекращения уголовного дела в связи с примирением сторон.
Какие доводы были приведены стороной защиты в качестве обоснования необходимости прекращения уголовного дела в связи с примирением сторон?
Конечно же, это сам факт примирения с потерпевшим и заглаживание причиненного преступлением вреда, что подтвердил в судебном заседании и сам потерпевший.
Кроме того, моя доверительница ранее судима не была, является матерью потерпевшего, пенсионером и инвалидом 2 группы. Фактически потерпевший находится у моей доверительницы на иждивении, т.к. нигде не работает и не имеет самостоятельного заработка.
Обратила сторона защиты внимание суда и на позитивное постпреступное поведение подсудимой, выразившееся как в добровольном сообщении о преступлении в полицию, так и вызове бригады скорой помощи для оказания медицинской помощи раненному сыну, а в последующем еще и осуществляла уход за ним после выписки из больницы.
В судебном заседании стороной защиты и потерпевшим было заявлено ходатайство о прекращении уголовного дела в связи с примирением сторон, в которое были заложены доводы, указанные выше.
Со стороны государственного обвинителя, возражений относительно прекращения уголовного дела по данному основанию не поступило.
Итог — суд, рассмотрев заявленное ходатайство и с учетом мнений сторон, прекратил в отношении моей доверительницы, обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 114 УК РФ, уголовное дело в связи с примирением сторон.
Хочу выразить благодарность коллеге Спиридонову М.В., практика которого была использована при подготовке письменного ходатайства о прекращении уголовного дела за примирением сторон.


Уважаемый Евгений Викторович, подобный случай, еще в 1997 году я прекращал по необходимой обороне… Такой вот «сексизм»… Какая разница в возрасте между матерью и сыном? Сколько болячек у матери? Сколько зафиксированных фактов прохождения лечения после избиения сыном? Какое состояние здоровья обоих? Занимался и сын когда-либо… боксом (в спортивном плане), или, м.б. он всю жизнь тягает железо... А ведь сынок тоже мог хвататься за ножечек, скалку размером с АПЛ… Тут такой простор… Что-то мне подсказывает, что это история с продолжением, вопрос только в том, кто станет криминальным трупом первым в этом милом семействе… Что помешало уйти на необходимую оборону?
Уважаемый Константин Сергеевич, благодарю за внимание к публикации и комментарий!
Разница в возрасте между сыном и матерью около 30 лет, мама никогда не обращалась в правоохранительные органы после фактов нанесения побоев. Сын, насколько мне известно каким-либо единоборством либо тяжелой атлетикой не занимался, т.е. специальными навыками не владеет.
Теоретически, моя доверительница могла ударить в ответ своего сына кулаком, либо оттолкнуть его от себя и использовав возможность, выбежать из квартиры.
Уважаемый Евгений Викторович,
Теоретически, моя доверительница могла ударить в ответ своего сына кулаком, либо оттолкнуть его от себя и использовав возможность, выбежать из квартиры.кулак женщины инвалида (+30 ) vs кулак мужчины в цветущем возрасте — адекватный и соразмерный ответ на насилие, или же навязчивая просьба навалять «по полной»? Толчок со стороны лица, меньшего по весу (что скорее всего, хотя старушку я не видел) — ещё один способ попросить «на орехи»? Да и Постановление Пленума ВС РФ от 27.09.2012 г. N 19 позволяет «не бежать» с поля боя… Все же, что именно помешало? СО не мог расстаться с «палкой»? Не нашлись свидетели ранее совершаемых избиений?
Уважаемый Константин Сергеевич, несмотря на то, что моя доверительница находится в достаточно хорошей форме для своего возраста, соразмерность силы ее удара и ее сына, конечно же сомнительна....
Что касается ранее применяемого насилия, то очевидцев не было, эти обстоятельства подтверждались лишь словами подсудимой. Исходя из обстоятельств дела и учитывая неоднозначную практику по такой категории дел, остановились на примирении сторон.
Уважаемый Константин Сергеевич, мне иногда кажется, что в нашей стране вообще отсутствует институт необходимой самообороны…
Уважаемая Анна Александровна, я бы не сказал. Иногда ВС радует, да так, что хочется петь и танцевать(blush)
Уважаемый Евгений Викторович, поздравляю с успешным прекращением дела. Хорошая работа!
Уважаемый Александр Аркадьевич, спасибо за внимание к публикации и положительный комментарий!(handshake)
Уважаемый Евгений Викторович, рада за Вашу доверительницу. Хорошо, что все так закончилось. Еще бы ее сын сделал хоть какие-то выводы из сложившейся ситуации.
P.S. Вот как надо воспитывать ребенка, чтобы выросло такое чудовище?!
Уважаемая Анна Александровна, спасибо за проявленный к публикации интерес! (F)
Что касается выводов, то в отношении сына было возбуждено уголовное дело по статье 119 УК РФ. Правда о дальнейшей судьбе этого уголовного дела мне ничего неизвестно.
Уважаемая Анна Александровна, разделяю Ваше восклицание.
Верно, это не дети виноваты в том, что они пьянствуют и озабочены не семьями, а лишь животом и прочими страстями. Вина родителей в том, что в своё время не реагировали на поведение ребёнка, дали ему чрезмерную волю, не привили ему привычных ценностей, а вседозволенность привела к тому, что взрослое чудовище как со скотиной обращается с родной матерью, которую на руках обязан носить и не спать, и не есть, пока не убедится, что она им довольна.
Уважаемый Евгений Викторович, поздравляю. Хорошая и добросовестная работа, отличный результат, учитывая, что вполне могли и ст. 111 УК РФ вменить и по ней же и осудить (handshake).
Уважаемый Евгений Федорович, спасибо за высокую оценку и внимание к публикации! (handshake)
В любом случае хорошая работа, да ещё и по назначению (что ну очень не маловажно!), я думаю шансы на необходимую оборону были, но более короткий и менее энергозатратный путь это примирение с чем Вас и Поздравляю!
Уважаемый Михаил Меликович, спасибо за поздравления и внимание к публикации! (handshake)