Это часто встречающаяся по делам о наркотиках ситуация. В них ведь как? Рассмотрят сначала дело приобретателя, а затем в суд поступает дело сбытчика. Или рассмотрят дело одного участника преступной группы, а затем приступают к делу другого.
Так вот, судья, рассматривавший первое дело, второе дело рассматривать уже не может, если в обоих речь идет об одном и том же преступном эпизоде.
Почему? Потому что он уже не свободен в оценке доказательств, предвзят. Он уже исследовал доказательства этого преступления (осмотр, изъятие, экспертиза, что там еще бывает...). И, наконец, он уже принял решение о доказанности этого преступления.
Повторное рассмотрение доказательств этого преступного эпизода — и есть то самое повторное участие судьи, запрещенное ст. 63 УПК РФ. И пусть вас не смущает, что в законе речь только о случаях повторного рассмотрения дела после отмены приговора или иного решения по нему — судебная практика эту норму трактует шире, о чем свидетельствуют прикрепленные к публикации документы.
Теперь, собственно, история.
Сначала суд рассмотрел в особом порядке дело приобретателя запрещенного вещества. За одно заседание, как обычно. Разумеется, никаких следов в памяти судьи оно не оставило.
Через год в суд поступило дело «сбытчика» (в кавычках, потому что с этой характеристикой своего подзащитного я не согласен). Тот же судья принял его к производству.
Ох, ругаем мы судей, что они дела не читают ни до рассмотрения, ни во время. Вроде бы, и не должны читать — стороны пусть читают, представляют суду доказательства, доводы, аргументы. Суд рассмотрит...
Ан, нет, надо судье читать дело! Полистал бы, увидел бы, что он приобретателя уже судил, да и самоотвелся бы с чистой совестью. А так — получил себе отмену приговора, что для карьеры судьи (его показателей) — жирный минус. А для меня — хлеб.
В общем, вы уже поняли, чем дело кончилось. Сначала было игнорирование доводов защиты и приговор. А затем — апелляционная жалоба адвоката и отмена приговора Мособлсудом.
Прокурор, кстати, в суде апелляционной инстанции со мной согласился. То есть, однозначно бесспорная ситуация, влекущая отмену приговора. Так делать нельзя.
Хотя другой прокурор, ранее участвовавший в суде 1-й инстанции (и пропустивший эту ошибку, за что ему тоже отвечать), на мою жалобу возражал, что, дескать, дело приобретателя рассматривалось в особом порядке, и доказательства не исследовались… Нет, дорогие друзья, нельзя — значит, нельзя!
P. S. Сразу отвечу на вопрос, который неизбежен. Нет, в суде 1-й инстанции о том, что судья ненадлежащий, я помалкивал. Бился за невиновность подзащитного, там аргументов выше крыши.
Мне это потом, после подачи апелляционной жалобы, прокурор пытался поставить в вину: почему адвокат, если такой умный, не заявлял судье отвод? Почему, почему… По кочану. Разве от действий адвоката зависит законность участия судьи в деле?
Карета превратилась в тыкву. Никто этого не заметил. Адвокат заметил, но промолчал. От его молчания превращение «не считается»? На тыкве можно ехать? Придумайте что поинтереснее.
P. P. S. Что с делом? Направлено на новое рассмотрение другому судье. Так я организовал себе вторую попытку доказать невиновность подзащитного. Надеюсь, второй судья будет осторожнее в принятии решений.