Защита прав потерпевших по делам от ДТП требует комплексного подхода. В описываемом случае комплексность заключалась, с одной стороны, в реализации желания потерпевших на защиту их имущественных интересов и получение виновником наказания, с другой стороны, в разумности подхода к виду и размеру уголовно-правовой и гражданско-правовой ответственности виновника.
Ситуация следующая.
Водитель автомобиля при совершении поворота не пропускает пешехода на пешеходном переходе. В результате столкновения пешеход падает на асфальт, ударяется головой, теряет сознание и через несколько месяцев умирает в больнице.
Возбуждается уголовное дело по ч.3 ст. 264 УК РФ, потерпевшими признаются две дочери погибшей.
Обратившись ко мне, они озвучивают несколько своих желаний:
1) получение виновником ДТП наказания, на строгости которого не настаивали;
2) взыскания разумных сумм компенсации причиненного им морального вреда.
Причем первое желание было обусловлено некоторой настойчивостью стороны защиты обвиняемого, неоднократно уговаривавшей потерпевших на принятие решения о примирении сторон. При этом, как озвучили мне потерпевшие, им обещались отсроченные выплаты после прекращения судом уголовного дела.
Проанализировав ситуацию и материалы (а в дело я вступил уже после уже направления в суд), мною было предложено совершение следующих действий:
— предъявление гражданского иска в уголовном процессе к работодателю виновника ДТП и владельцу источника повышенной опасности (в одном лице) о возмещении морального вреда;
— озвучивание стороне защиты о невозможности к примирения, но готовности принятия компенсаций материального вреда (расходов на уход за погибшей в течение нескольких месяцев и погребение).
Доверители согласились на предлагаемый вариант.
По результату — виновник ДТП понес наказание.
Гражданский иск в уголовном процессе был удовлетворен на разумные суммы.
Правда, здесь случилась загвоздка: в связи с опиской суда (которую я сам и подсказал прокурору) приговор в части гражданского иска был отменен, и мы ушли со своими требованиями на второй круг, в гражданский процесс.
При повторном рассмотрении дела суд за одно судебное заседание взыскал в пользу потерпевших по 800 тыс. руб. В апелляции решение не изменилось.
Параллельно с судебными процессами мы также подали заявление в страховую компанию на получение страховки по ОСАГО, которая также без каких-либо вопросов была выплачена потерпевшим в полном объеме.
Таким образом, был достигнут разумный баланс между неотвратимостью наказания виновника и защитой прав потерпевших.
P.S. Написано на фоне информационного нагнетания обстановки (ИМХО) в связи с резонансными ДТП в последнее время.
Судебные акты приведены в редакции, размещенной в ГАС «Правосудие».


Уважаемый Сергей Михайлович, вполне разумный подход и хороший результат по делу! (Y)
Уважаемый Иван Николаевич, спасибо за Вашу оценку
Уважаемый Сергей Михайлович, отличная работа. (Y)
Уважаемая Алёна Александровна, спасибо!
Уважаемый Сергей Михайлович, отлично
Уважаемый Сергей Николаевич, спасибо!
Уважаемый Сергей Михайлович, отличная работа. Меня только напрягают суммы взысканий морального вреда в связи со смертью. 700-900 т.р. для тяжкого вреда, но не смерти. По смерти 1-1,5 млн. для 1 потерпевшего. Но это от Вас уже не зависимо.
Уважаемая Татьяна Валерьевна, практика по нашему региону: 1-1,5 млн. за смерть в сумме, на всех потерпевших. В нашей ситуации суд взыскал в общей сумме 1,6 млн. Думаю, что если бы был 1 потерпевший, результат был бы примерно таким-же, около 1,5 млн.