Использование тактики «бумажного шторма» для продавливания возбуждения уголовного дела по ч.2 ст. 238 УК РФ
В предыдущих частях своего повествования я рассказал о том, как удалось прочно закрепить два материала проверок по заявлениям доверителя о преступлениях, предусмотренных ч. 3 ст. 159 и ч.2 ст. 238 УК РФ, в производстве соответственно СУ УМВД по Дмитровскому г.о. и СО по г. Дмитров ГСУ СК России по Московской области, а также об использовании для возбуждения уголовного дела по ч.3 ст. 159 УК РФ тактики «бумажного шторма».
Сегодня я хочу рассказать об особенностях использования этой тактики в отношении следственных органов СК России и о своей победе в борьбе за возбуждение уголовного дела по ч.2 ст. 238 УК РФ.
Как я уже упоминал раньше, при использовании тактики «бумажного шторма» в отношении следственных органов СК России, чтобы этот орган принял наконец нужное решение, он должен «получить по шапке» от своего руководства, а для этого свое руководство он должен «подставить».
В свое время «отпочковавшись» от органов прокуратуры, СК России получил «врожденный иммунитет» к прокурорскому надзору, как таковому.
Прокурор для СК не является «небожителем», в свое время борьбу за право вносить представления в порядке ст. 24 ФЗ «О прокуратуре РФ» в органы СК России прокуратура проиграла, и все ее надзорные функции сводятся только к реализации полномочий, предоставленных ст. 37 УПК РФ.
Прокурор нынче следователю СК России не указ, он «беззуб» и беспомощен, вносимые им требования об устранении нарушений федерального законодательства формально удовлетворяются, но никаких последствий для нарушителей они не влекут.
Прокуроры пытались воспитывать непослушных СКшников, возвращая дела для дополнительного следствия, но и с этим суперследователи научились бороться (я в свое время просто переставал направлять «провинившемуся» прокурору дела вообще, у меня на территории оперативного обслуживания прокуроров было два, вот второму дела и направлял, пока у первого падали статистические показатели по направленным в суд делам и по делам, направленным в суд с нарушенным 2-х месячным сроком).
В общем прокурора следователи СК не боятся, а боятся они, как ни странно, самого СК.
И главную роль в организации этой боязни играет Председатель СК России, который регулярно устраивает показательные приемы граждан, с организацией служебных и процессуальных проверок в отношении своих подчиненных, отбирает у следователей и их руководителей служебные удостоверения, в общем «бьет своих, чтобы чужие боялись».
Организация рассмотрения жалоб и обращений в органах СК России в принципе ничем не отличается от таковой в органах прокуратуры, все «первички» спускаются на землю.
Переписка принимает затяжной характер, и здесь задача «жалобщика» — прорвать эту плотину и выйти на уровень рассмотрения обращений в аппарате следственного управления по субъекту. И вот тогда, используя методы шантажа, включая в каждое обращение волшебную фразу: «В случае продолжения волокиты, мы будем вынуждены обратиться на личный прием к Председателю Следственного комитета Российской Федерации Бастрыкину А.И.», можно добиться многого.
В моем случае события развивались следующим образом.
Как я указывал в первой части своего повествования, после моего обращения в Дмитровский городской суд в порядке, предусмотренном ст. 125 УПК РФ, в КРСП СО по г. Дмитров ГСУ СК России по Московской области зарегистрирован рапорт следователя об обнаружении признаков преступления, предусмотренного ст. 238 УК РФ и организована проверка по доводам моего доверителя.
После этого следователем в возбуждении уголовного дела неоднократно отказывалось по основанию, предусмотренному п. 1 ч.1 ст. 24 УПК РФ, указанные решения нами обжалованы и отменялись и.о. руководителя следственного отдела.
За первые шесть месяцев доследственной проверки следователем выполнено всего 4 проверочных мероприятия, следователь не скрывал, что уголовное дело он возбуждать не собирается.
Все это время мы терпеливо и методично забрасывали ГСУ по Московской области жалобами и ждали, когда аппарат ГСУ наконец-то «проколется».
И мы дождались… Наше заявление, адресованное руководителю ГСУ, в котором мы требовали привлечь всех причастных к дисциплинарной ответственности и передать материал проверки в аппарат, было направлено руководителю того же территориального следственного органа, который дал нам совершенно замечательный ответ: «привлечение следователя к дисциплинарной ответственности является исключительной компетенцией руководства главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Московской области. Решение об изъятии и передаче материала для рассмотрения в главное следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Московской области в компетенцию руководителя следственного отдела по г. Дмитров ГСУ СК России по Московской области не входит».
Лучшего подарка я и ожидать не мог, руководитель территориального следственного отдела «плюнул вверх», черным по белому написал нам, что обращение ему спущено сверху необоснованно, и он не обладает достаточными полномочиями принять по нему решение.
Я незамедлительно потребовал у руководства ГСУ наказать нерадивого сотрудника аппарата, приложив к жалобе копию упомянутого ответа, вдогонку направил еще пару жалоб.
Я никогда не предполагал, что контрольно-следственное управление может писать такие ласковые ответы, это был даже не ответ, а признание в любви, вот вдумайтесь: «…значимые для установления обстоятельств, имеющих значение для принятия по материалу законного и обоснованного решения, проверочные мероприятия не проведены, заявитель и его представитель о результатах дополнительной проверки не уведомлены…», «…нашли свое объективное подтверждение приведенные в Ваших обращениях доводы указывающие на ранее имевшие факты нарушения должностными лицами следственного отдела по г. Дмитров требований Инструкции о порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) Следственного комитета Российской Федерации…».
Особое умиление у меня вызвало заверение о том, что каждый вторник меня с нетерпением будут ждать на личный прием в контрольно-следственном управлении ГСУ с любыми моими дополнениями.
В общем, в ответе между строк было указано: «не пишите пожалуйста больше жалоб, мы больше так не будем!».
Это было очень трогательно, но надо было их «добивать» именно в этот момент.
В качестве инструмента для «добивания» я выбрал обращение к руководителю отдела по приему граждан и документационному обеспечению ГСУ, и я сейчас поясню почему.
Дело в том, что в отличие от контрольно-следственных подразделений, работа в отделах СК по приему граждан и документационному обеспечению не связана с большими карьерными рисками, знай себе вовремя расписывай почту по подразделениям и не хами заявителям на личном приеме, сами «отделы писем» обращений не рассматривают.
НО! Руководители «отделов писем» формально отвечают за организацию приема граждан и делопроизводства в территориальных следственных отделах за сохранность материалов и контрольных производств, за прием-передачу документов при смене руководителей.
А тут как раз в сентябре 2020 года свеженазначенный руководитель территориального следственного отдела имел неосторожность под диктофон поведать мне, что контрольное производство по нашим жалобам предыдущий руководитель потерял, видеокамеру для фиксации личного приема граждан кто-то «скоммуниздил» до него, и вообще он никакого акта приема-передачи не подписывал, так что мне срочно необходимо от него отстать и не мешать налаживать работу подразделения.
Вот и представьте, какой эффект на руководителя отдела по приему граждан и документационному обеспечению, не привыкшего вообще рассматривать какие-либо обращения, связанные с организацией делопроизводства, оказала моя маленькая просьба проверить наличие в СО по г. Дмитрову средств видео и аудиофиксации личного приема граждан, принять меры к восстановлению контрольного производства по всем моим обращениям с сентября 2019 года.
Соответствующую жалобу я направил через интернет-приемную ГСУ 08.10.2020.
Это был уже прямой шантаж.
Как мне впоследствии «донесла разведка», именно руководитель данного подразделения потребовала у руководителя территориального отдела немедленно возбудить уголовное дело и «заткнуть» этого адвоката.
В общем 10.10.2020 мы с доверителем были приглашены на прием в территориальный следственный отдел, где почти в торжественной обстановке мы под видеозапись на новенькую видеокамеру были ознакомлены с постановлением о возбуждении уголовного дела по ч.2 ст. 238 УК РФ.
Ответ из «отдела писем» меня тоже порадовал: «…в настоящее время установлена система видео и аудиофиксации личного приема граждан…», «Вы были приняты на личном приеме руководителем следственного отдела по г. Дмитров совместно с потерпевшим по вопросам расследования уголовного дела № 12002460023000053…», «Выражаем признательность за предоставленные Вами сведения о недостатках в работе Следственного отдела по городу Дмитров ГСУ СК России по Московской области».
В общем, и дело возбудили, и еще спасибо сказали.:)
Поскольку свой гонорар я отработал честно, два уголовных дела были возбуждены, мы с доверителем решили расстаться, довольные друг другом.
Но доверитель позвонил снова уже через три недели: «дело по мошенничеству приостановили!».
Впереди нас снова ждала борьба, теперь уже за соединение двух уголовных дел, по которым обвинение не было никому предъявлено, в одном производстве. Шантаж и манипулирование продолжались…


Уважаемый Александр Александрович, статья интересная и мне очень понравилась! Примите мои поздравления с достигнутым результатом! (handshake)
Тактика «бумажного шторма» действительно работает, сам использовал в своей практике.
Тут работает принцип — вода камень точит! (handshake)
Уважаемый Евгений Викторович, здравствуйте! Благодарю Вас за интерес к моей публикации! Это на самом деле одна из моих любимых тактик, особенно если выступать на стороне потерпевшего. А вода — она действительно дырочку найдет, и тогда вся плотина может рухнуть. Правда затраты времени и бумаги очень значительные, но оно того стоит. Тут главное начать — потом в готовую болванку легче добавлять все новые доводы.
Уважаемый Александр Александрович, замечательная инструкция! Спасибо, в избранное!
Уважаемый Илья Геннадьевич, здравствуйте! Я очень благодарен Вам за тот интерес, который Вы проявили к моей публикации! Я буду рад, если Вам она поможет в практической деятельности, спасибо!(handshake)
Уважаемый Александр Александрович, всегда интересно и приятно читать именно «инструкции для применения» — опыт основанный на практике, а не теории, либо практике 10-леьней давности, которую применить уже невозможно, и статья превращается в что-то типа «как молоды мы были...».
Уважаемый Илья Геннадьевич, я с Вами согласен! В том же СК и в прокуратуре приоритеты постоянно меняются, те или иные направления деятельности вдруг могут становиться для них рейтинговыми и наоборот, и это адвокату обязательно нужно учитывать в работе. Поэтому я стараюсь быть в курсе того, что происходит в рядах процессуальных оппонентов. Информацию к размышлению я получаю, как от бывших коллег, так и из совершенно замечательных телеграмм-каналов, где сотрудники обсуждают происходящие у них внутри «системы» события.
Уважаемый Александр Александрович, примите мое восхищение(handshake). Сама «бумажная шантажистка». Вчера получила ответ от замначальника МВД по городу, при том, что обжаловала ответ его руководителя и ждала ответа от вышестоящих, согласно инструкции. Но, област. МВД не уведомило меня о направлении моей жалобы в тот же орган, ответ, которого я обжалую. Понимаю, что не хотят отвечать на неудобные вопросы, т.к. осознают, что с каждой ступенькой я поднимаюсь выше и выше. Но ничего, я еще 12 декабря на личный прием собралась к генералам, очень эффективное средство, перепрыгнуть всех нижестоящих исполнителей. Ответ с личного приема подписывает руководитель. А там уже и в Москву…
Уважаемая Наталья Геннадьевна, здравствуйте! Спасибо Вам за внимание к моей публикации, и за высокую оценку проделанной работы! Я теперь стараюсь все обращения в МВД дублировать в их интернет-прикмную. Как только срок истекает, сразу жалобу со скриншотом просрочки вышестоящим товарищам и в прокуратуру. Там чем хорошо, задним числом в системе закрыть нельзя.
Уважаемый Александр Александрович, все верно, я поступаю так же, через госуслуги я атакую прокуратуру, через интернет-приемные МВД и СК.
Уважаемый Александр Александрович, поздравляю, отличный результат!
Успехов в дальнейшей борьбе!
Приветствую Вас, Уважаемый Сергей Валерьевич! Благодарю за внимание к моей статье и за высокую оценку проделанной работы!
Уважаемый Александр Александрович, поздравляю Вас и Вашего доверителя! Спасибо, что делитесь именно практическим опытом по «разгону» буксующей правоохранительной системы.
Ведь просто изучить соответствующий документ и сослаться на его положения в своих жалобах( ходатайствах и т.д.). сможет и студент. А вот проявить тактическую «хитрость — это уже опыт и знания, которым не учат в „университетах“.
Сама пользовалась подобными методами. А в целях усиления „эффекта“, составленными мной жалобами доверительница регулярно „бомбардировала“ все возможные Интернет-ресурсы СК РФ. Кроме того, тексты жалоб содержали намек на „возможную коррупционную заинтересованность“ лиц, проводивших (точнее вообще не проводивших) проверку.
В результате материал передали в СУ одного из округов г.Москвы. Несмотря на то, что уголовное дело возбуждено не было ввиду отсутствия (к счастью для пострадавшей) необходимой степени тяжести телесных повреждений, нужный нам результат был достигнут.
Уважаемая Елена Вениаминовна, здравствуйте! Очень рад видеть Вас здесь снова, давно не общались!(F) Благодарю Вас за интерес к моей публикации и за ее высокую оценку! Я совершенно не удивлен тем, что Вы успешно применяете подобные методы, поскольку Вы со своим профессиональным опытом, досконально знаете работу «системы».
Уважаемый Александр Александрович, к сожалению, и сам СК - это своего рода организованное государственное преступное сообщество и не все там так просто, включая самого Бастрыкина.
По определенным причинам у Вас получается веселей работать. Это как меня запустить в Министерство обороны! Поздравляю!
Уважаемый Евгений Алексеевич, спасибо Вам за отзыв! Действительно в СК все сложно… Прежде всего, это преступное отношение к своим же сотрудникам. Я уже не хочу говорить про частые факты нарушения подследственности, возбуждения уголовных дел по заведомо «завышенным» составам. Оскорбления сотрудников и матершина со стороны генералов уже воспринимаются, как должное. Я очень люблю свою прежнюю профессию, отдал ей лучшую половину своей жизни, но к самому СК у меня не осталось никаких ностальгических и теплых чувств. Ни разу не пожалел, что ушел на пенсию. И пока у них во главе угла будут поставлены самопиар Председателя и рейтинги, я буду использовать это им же во вред, на благо доверителям.