Казалось бы, законодатель регламентировал, а Конституционный суд РФ неоднократно подчеркивал, что государство (в лице должностных лиц) должно гарантировать права участников уголовного процесса, возможности по отстаиванию ими своих законных интересов на всех его стадиях…
Однако, для реализации названных гарантий на практике приходиться не только заявлять ходатайства, но и подавать жалобы, а иногда и административные иски…
Итак, Доверителю в ноябре 2022 года вручили уведомление (без номера и даты регистрации) о необходимости явиться в … МВД России по городу для дачи объяснений. В качестве основания указы лишь только п. 3 ст. 13 Федерального закона «О полиции» и п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности в РФ».
Поскольку вопросы, задаваемые Доверителю, свидетельствовали о проведении проверки по заявлению о преступлении экономической направленности, было подано ходатайство, в порядке предусмотренном УПК РФ, об ознакомлении с документами, содержащими сведения, послужившие поводом для проведения проверки и вызова для дачи объяснений, а также иными документами, оформленными с участием Доверителя.
В удовлетворении ходатайства было отказано, со ссылками на ч. 2 ст. 24 Конституции РФ, п. 2 ст. 5 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» от 02.05.2006 № 59-ФЗ, и ч.1 ст. 49 УПК РФ, а также разъяснено право обжалования в орган прокуратуры в порядке, установленном статьями 123-125 УПК РФ, в то время как ни в каком-либо устном или письменном виде не сообщены сведения о проведении какой-либо до следственной проверки в рамках УПК РФ, о регистрации материала в книге учета сообщений о преступлениях.
Отказ в удовлетворении ходатайства был обжалован в органы прокуратуры, с просьбой о признании незаконным действий должностных лиц по отказу в реализации конституционных прав Доверителя на ознакомление с материалами проводимой в отношении него до следственной проверки.
В качестве оснований в жалобе указывалось следующее:
1. Отказ в удовлетворении ходатайства … МВД России по городу, мотивирован ссылкой на ч.1 ст. 49 УПК РФ, с мотивировкой: «адвокат является официальным защитником лишь при наличии возбужденного уголовного дела, и может знакомиться с заявлениями потерпевших только по окончанию его расследования (ст. 53 УПК РФ)».
Однако, в соответствии с пунктом 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 N 8 (ред. от 03.03.2015) «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия», — в соответствии с ч. 2 ст. 48 Конституции РФ и на основании п. 6 ч.3 ст. 49 УПК РФ каждое лицо, в отношении которого проводится проверка сообщения о преступлении в порядке, предусмотренном ст. 144 УПК РФ, имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента начала осуществления процессуальных действий, затрагивающих права и свободы этого лица.
В силу п. 9 ст. 5 УПК РФ досудебное производство — уголовное судопроизводство с момента получения сообщения о преступлении до направления прокурором уголовного дела в суд для рассмотрения его по существу.
Конституционный Суд РФ неоднократно подчеркивал, что государство должно гарантировать права участников уголовного процесса, возможности по отстаиванию ими своих законных интересов на всех его стадиях (постановления от 08.12.2003 N 18-П, от 23.07.2018 N 35-П, от 15.10.2018 N 36-П и др.).
Конституция РФ, гарантируя государственную защиту прав и свобод человека и гражданина (ст. 2; ст. 45, ч.ь 1), предоставляет каждому право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48, ч. 1).
По буквальному смыслу положений, закрепленных в статьях 2, 45 и 48 Конституции РФ, право на получение юридической помощи адвоката гарантируется каждому лицу независимо от его формального процессуального статуса (п. 2 Постановления Конституционного Суда РФ от 27.06.2000 N 11-П).
Таким образом, при разрешении вопроса о реализации права на защиту стоит учитывать, что это необходимо всем участникам доследственной проверки. И данный тезис подтверждается в т.ч. и положениями Постановления Конституционного Суда РФ от 27.06.2000 N 11-П: «Право на получение юридической помощи адвоката гарантируется каждому лицу независимо от его формального процессуального статуса».
2. Ходатайство за подано в порядке статей 5-7, 119-122, 144 УПК РФ, однако рассмотрено должностными лицами …МВД России по городу со ссылками как на Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ „О порядке рассмотрения обращений граждан РФ“, так и на положения статей 123-124 УПК РФ, с упоминанием о таком процессуальном документе как «Заявление потерпевших».
В ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ закреплено, что установленный этим законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, подлежащих рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами, к которым относится Уголовно-процессуальный кодекс РФ (Фед. закон от 18.12.2001 N 174-ФЗ).
Однако, каких-либо сведений о том, что по «заявлению потерпевших» проводится проверка в порядке статей 144-145 УПК РФ, в ответе … МВД России по городу, — не указано. Равно как не указаны, ни дата, с которой проводится до следственная проверка, не понятны и процессуальные сроки её проведения (проводится не менее месяца).
Как следствие не ясно – по каким причинам разъяснено право обжалования указанного ответа в порядке статей 123-125 УПК РФ.
В случае, если проверка в порядке статей 144-145 УПК РФ, не проводится, тогда ответ … МВД России по городу был подготовлен на основании Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ „О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», согласно которого, жалоба на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения подается в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством РФ (п. 4 ст. 5).
Как следствие не ясно – по каким причинам не разъяснено право обжалования указанного ответа в порядке административного судопроизводства РФ.
3. Отказ необоснованно мотивирован ссылкой на ч. 2 ст. 24 Конституции РФ и п. 2 ст. 5 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» от 02.05.2006 № 59-ФЗ, поскольку обращение, по которому сотрудниками … МВД России по городу проводится проверка и приобщенные к нему материалы, затрагивают права и интересы других лиц».
Так, согласно п. 3 Постановления Конституционного Суда РФ от 18.02.2000 N 3-П, — Конституция РФ предусматривает разные уровни гарантий и разную степень возможных ограничений права на информацию, исходя из потребностей защиты частных и публичных интересов.
Из этого требования вытекает, что ограничения закрепляемых прав, не может использовать способы регулирования, которые посягали бы на само существо того или иного права, ставили бы его реализацию в зависимость от решения правоприменителя, допуская тем самым произвол органов власти и должностных лиц, и, наконец, исключали бы его судебную защиту. Иное противоречило бы и ст. 45 Конституции РФ, согласно которой государственная защита прав и свобод гарантируется и каждый вправе защищать их всеми способами, не запрещенными законом.
Конституционный суд РФ, в Определении от 07.02.2013 N 134-О (п. 2), давая оценку правоприменению п. 2 ст. 5 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ “О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», указал, что в силу предписаний, содержащихся в ст. 15 (ч. 4), 17, 18, 19 (ч. 1), 24 (ч. 2), 29 (ч. 4), 55 (ч. 3), 71 (п. «в») и 76 (ч. 1) Конституции РФ, устанавливая правовой режим осуществления конституционного права на обращение в государственные органы и конституционного права каждого на информацию, нужно исходить из того, что любые их ограничения допустимы лишь постольку, поскольку они являются необходимыми и соразмерными конституционно признаваемым целям, не посягают на само существо указанных прав и не приводят к утрате их действительного содержания, … не допускающих расширительного толкования установленных ограничений и, следовательно, произвольного их применения (постановления Конституционного Суда РФ от 30.10.2003 N 15-П, от 26.12.2005 N 14-П, от 16.06.2006 N 7-П, от 19.04.2010 N 8-П, от 31.03.2011 N 3-П, от 30.06.2011 N 14-П, от 18.07.2012 N 19-П, Определение Конституционного Суда РФ от 08.12.2011 N 1624-О-О).
При этом, Конституционный Суд РФ в Постановлении от 18.02.2000 N 3-П сформулировал такую правовую позицию: гражданам должны предоставляться для ознакомления материалы, непосредственно затрагивающие их права и свободы, даже если такое право прямо не предусмотрено законом.
Так, исходя из вопросов, которые были заданы Доверителю в ходе его опроса …12.2022, проверка проводится относительно обстоятельств его работы в ООО «…», включая факты подписания/не подписания им различных документов, иные нарушения действующего законодательства РФ, включая нормы трудового права.
Учитывая сообщенные Доверителем факты о том, что в ООО «..» существовала практика ..., возникла необходимость ознакомления с документами, непосредственно затрагивающими его права, интересы и свободы, а именно: …
Таким образом, не ясно – каким образом, документы, содержащие сведения о трудовой деятельности Доверителя в ООО «…», …, «затрагивают права и интересы других лиц».
Также не ясно – каким образом, сведения о деятельности юридического лица ООО «…» могут «затрагивать права и интересы других лиц», в контексте вопросов, задаваемых Доверителю ...
Между тем статья 24 (часть 2) Конституции РФ обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. В силу непосредственного действия этой конституционной нормы любая информация, за исключением сведений, содержащих государственную тайну, сведений о частной жизни, а также конфиденциальных сведений, связанных со служебной, коммерческой, профессиональной и изобретательской деятельностью, должна быть доступна гражданину, если собранные документы и материалы затрагивают его права и свободы, а законодатель не предусматривает специальный правовой статус такой информации в соответствии с конституционными принципами, обосновывающими необходимость и соразмерность ее особой защиты (п. 4 Определения Конституционного Суда РФ от 05.06.2014 N 1309-О).
Как следствие, имеются основания полагать, что положения ч. 2 ст. 24 Конституции РФ, с ссылкой на п. 2 ст. 5 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», равно как и положения ч. 1 ст. 49 Уголовно-процессуального кодекса РФ, должностными лицами …МВД России по городу применены необоснованно, в части отказа в ознакомлении с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы Доверителя…
Таким образом, допущено неправомерное ограничение права Доверителя… на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими их права и свободы, посягающее на само существо этого права и приведшее к его утрате, что фактически произошло при рассмотрении ходатайства защиты.
Согласно требованиям ст. 6 Уголовно-процессуального кодекса РФ, назначение уголовного судопроизводства это и защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод. Назначение уголовного судопроизводства, это и отказ от уголовного преследования невиновных, освобождение их от наказания, реабилитация каждого, кто необоснованно подвергся уголовному преследованию.
В марте 2023 года по результатам рассмотрения жалобы органом прокуратуры установлено, что должностными лицами … МВД России по городу было принято необоснованное решение об отказе в ознакомлении с материалами, послужившими поводом и основанием для организации и проведения проверки сообщения о не правомерных действиях Доверителя.
Уважаемые коллеги, интересно узнать ваше мнение, а также ваш практический опыт по реализации права на ознакомления с материалами проверок, проводимых как в рамках уголовно-процессуального, так и административного законодательства РФ …
P.s. отмечу, что текст отказа … МВД России по городу в мотивировочной части, с высокой долей вероятности, был скопирован с одной из известных правовых интернет-систем, поскольку аналогичную мотивировку я обнаружила в «этой» системе (да и сотрудник в процессе спора подтвердил). Извиняюсь за «не конкретику», но статья написана с целью поделиться опытом и получить опыт по реализации прав Доверителей на ознакомление с материалами проверок…