При производстве экспертиз часто возникает вопрос о влиянии группы факторов на возникший результат. Этот вопрос вносит известную смуту в экспертные заключения.
Факторы могут иметь разное влияние на результат. Факторы могут при этом влиять друг на друга, усиливать какой-то фактор или группу факторов, либо напротив снижать влияние. Влияние факторов может быть сложно взаимообусловлено. Могут динамически изменяться доли влияния факторов и тому подобное.
В связи с невозможностью определить конкретное влияние группы факторов на результат нередко применяется такая тактика формулирования экспертного заключения как вероятностное суждение. При этом эксперт указывает степень вероятности, обосновывая это. Доказательственная сила вероятных выводов — предмет судебного усмотрения. Вероятный вывод эксперта в определенных случаях может быть использован в качестве косвенного доказательства.
Смотрите, например:
— Дмитриева Т.Б. и др. Судебная экспертиза в гражданском процессе. – СПб, 2003 –С. 117, 134, 145.
— Сахнова Т.В. Судебная экспертиза. — М., 2000. — С.234-237.
При этом Верховный Суд РФ нередко настаивает на необходимости выявления прямой причинно-следственной связи, и это понятно, так как всякого рода косвенные связи не порождают уверенности в том, что было верно применено наказание, или были верно назначены выплаты в связи с причинением вреда.
Подобная ситуация часто возникает по техническим экспертизам, экспертизам по дорожно-транспортным происшествиям, экспертизам в связи с несчастными случаями на производстве, иным экспертизам. Даже по экспертизам в связи с причинением вреда при осуществлении экономической деятельности, то есть, по арбитражным делам.
Особенно часто эта ситуация возникает по экспертизам в связи с причинением вреда при оказании медицинской помощи и оказанием медицинских услуг.
Смежной областью является установление причины смерти или потери здоровья по уголовным делам, когда требуется установить чем, каким воздействием, вызваны последующая смерть или потеря здоровья.
Так, в статье «Проблемы причинности в судебно-медицинских экспертизах по «врачебным делам»» автор Л.А. Шмаров указывает, что по такого рода делам нужно однозначно устанавливать именно прямую причинно-следственную связь.
Смотрите: Судебно-медицинская экспертиза 2021, №1 с. 5-11 https://doi.org/10.17116/sudmed2021640115
Но, например, автор В.Г. Фомина полагает, что и косвенная связь допустима, так как в законе нет прямого указания на характер связи, а практические ситуации нередко говорят, что врач должен учесть группу факторов, что ведёт к косвенным причинам причинения вреда, когда врач не учёл какой-то фактор, либо недостаточно среагировал на него.
Смотрите: Фомина В. Г. Причинно-следственная связь в делах, связанных с возмещением вреда, причиненного ненадлежащим оказанием медицинских услуг // Актуальные проблемы российского права. — 2022. — Т. 17. — № 12. — С. 140–150. — DOI: 10.17803/1994-1471.2022.145.12.140-150.
Отдельной проблемой является вопрос о том кто должен устанавливать причинно-следственную связь, суд, эксперт, группа экспертов..? — Тут нет единого мнения как среди экспертов, так и среди юристов.
Коллега Солнышкина Ирина (Консультант отдела правовой деятельности Министерства здравоохранения Тверской области) в статье «Причинно-следственная связь не всегда очевидна», опубликованной в Адвокатской газете 26.08.2024 приходит к выводу, что «тенденции судебной практики подтверждают необходимость оценки выявленных дефектов и/или недостатков оказания медпомощи, при этом не все они находятся в косвенной причинно-следственной связи, наличие которой позволяет утверждать о причинении вреда истцу (пациенту) и об основаниях для удовлетворения исковых требований».
Таким образом, проблема группы факторов и их связи с результатом является актуальной для правоприменения. Эта проблема требует выявить соответствующие факторы и определить их сложное влияние на результат. При этом, каждый фактор в отдельности может оказаться косвенно влияющим, но их группа по тем или иным причинам может вызвать прямое влияние.
Недавно был сделан научный прорыв в этой области.
На помощь ученым пришла теория информации. На ее основе группа исследователей из Массачусетского технологического института во главе с доцентом кафедры аэронавтики и астронавтики Адрианом Лозано-Дюраном разработала метод, пригодный для определения причинности даже в таких сложных системах, как климатические изменения. Статья об этой методике опубликована в журнале Nature Communications (https://www.nature.com/articles/s41467-024-53373-4).
Информация о данном исследовании также была опубликована на сайте телеканала «Наука» под заголовком «Математики разработали метод точного определения причины и следствия».
Полагаю, что экспертам нужно брать на вооружение указанные научные методы, а юристам и адвокатам следует привлекать для производства экспертиз соответствующих специалистов в области информатики и прикладной математики.
В своё время было сложно «пробить дорогу» для экспертной методики, использующей данные краш-тестов автомобилей с применением соответствующего программного комплекса PC Crash, разработанного компанией DSD (Dr. Steffan Datentechnik Ges.m.b.H, Австрия). Однако, сейчас это стало повсеместным. Надеюсь, что и тут новые научные разработки будут использованы на практике.
-------------------------------------------------------------------------------------------
Ссылка на изображение в заголовке статьи https://photo.socium-a.ru/file/9236 (использование фото разрешено при наличии активной ссылки).
Автор публикации: адвокат Климушкин Владислав Александрович, номер в реестре адвокатов Тамбовской области 68/92