Фабула такова: Российская Федерация в лице территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской области обратилось с иском к московскому ФГУП о взыскании неосновательного обогащения в виде сбережения денежных средств за пользование земельным участком .
Ранее, распоряжением территориального управления от 2007 г., за государственным предприятием было закреплено на праве хозяйственного ведения 19 незавершенных строительством объектов недвижимого имущества.
Право собственности Российской Федерации на недвижимые объекты зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним .
ТУ ФАУГИ передало, а государственное предприятие приняло указанные объекты во владение по акту приема-передачи.
При этом договор аренды заключен не был.
Государственное предприятие просто игнорировало требования ТУ ФАУГИ о заключении договора.
Действительно, зачем заключать, если можно не платить вообще, а если будет суд, то будет вынесено решение только о взыскании земельного налога, а не арендной платы.
ТУ ФАУГИ, взыскивая неосновательное обогащение в размере не выплаченной арендной платы за фактическое использование земельного участка, рассчитало арендную плату на основании рыночной стоимости земельного участка, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В соответствии с пунктом 6 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582:
«В этих случаях арендная плата рассчитывается как произведение рыночной стоимости земельного участка и выраженной в процентах ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на начало календарного года, в котором принято решение о предоставлении земельного участка, по следующей формуле: А = С x Р, где: А — арендная плата; С — рыночная стоимость земельного участка, определяемая на основании результатов оценки, проведенной не более чем за 6 месяцев до заключения договора аренды земельного участка; Р — действующая ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.»
Сумма, как вы понимаете, набегает совсем не маленькая.
А взыскивали аж с 2007 г..
Но государственное предприятие чувствовало себя совершенно спокойно. И не случайно.
Несмотря на то, что суд первой инстанции удовлетворил иск, и всё же взыскал неосновательное обогащение, апелляция и кассация всё отменили и постановили, что никакой арендной платы. Только земельный налог.
Апелляционная инстанция указала :
«территориальное управление, закрепившее за предприятием объекты недвижимого имущества на праве хозяйственного ведения, не вправе требовать оплаты за пользование земельным участком, занятым такой недвижимостью и необходимым для их использования, поскольку предприятие должно уплачивать земельный налог, взыскателем которого является соответствующий налоговый орган. Применив по аналогии нормы пункта 1 статьи 552 ГК РФ, суд сделал вывод, что одновременно с передачей права хозяйственного ведения на недвижимость, земельный участок, занятый этой недвижимостью и необходимый для ее использования, также передан предприятию на праве хозяйственного ведения. При этом указал, что поскольку субъект права оперативного управления не является собственником недвижимости, внесенные собственником в его уставный капитал объекты недвижимости и следующий их судьбе земельный участок, поступают в хозяйственное ведение предприятия.»
Суд кассационной инстанции согласился с выводами суда апелляционной инстанции, и, сославшись на принцип единства судьбы земельных участков, и прочно связанных с ними недвижимых объектов, признав, что земля, так же как и объекты находится в хозяйственном ведении предприятия, сославшись на пункт 5 статьи 1 и статью 65 ЗК РФ, пункт 1 статьи 216 ГК, пункт 1 статьи 3 НК, указав, что договор аренды с предприятием не был заключен, сделал вывод «о невозможности взыскания с ответчика неосновательного обогащения в размере арендной платы и о наличии у ответчика обязанности уплачивать земельный налог».
Такой вывод соответствовал выводами правовой позиции Президиума ВАС РФ, сформулированной в постановлениях от 12.07.2006 N 11403/05 и N 11991/05.
Эта позиция заключается в следующем: если государственное предприятие обладает правом хозяйственного ведения в отношении переданного ему имущества, является балансодержателем переданного имущества, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в соответствии с его назначением, целями деятельности предприятия, законодательством РФ, уставом предприятия с ограничениями, установленными договором, то и земля находится в хозяйственном ведении предприятия.
Вывод суда в Постановлении Президиума ВАС РФ N 11991/05:
«Исходя из принципа, что судьба земли следует судьбе недвижимости, предприятие, получив на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, получило в фактическое владение, пользование, распоряжение с учетом ограничений, установленных законом и договором, и земельные участки. Согласно статье 1 Закона о плате за землю использование земли в Российской Федерации является платным, формы платы за землю — земельный налог и арендная плата. Поскольку предприятие не является арендатором земель, оно обязано исчислять и уплачивать земельный налог».
В Постановлении от 12.07.2006 N 11403/05 указано, что « с момента составления актов приема-передачи комплекса муниципального имущества, у муниципального предприятия возникла обязанность по уплате земельного налога в связи с использованием соответствующих земельных участков».
И в этом Постановлении был сделан тот же вывод :
«одновременно с передачей права хозяйственного ведения на недвижимость, земельный участок, занятый этой недвижимостью и необходимый для ее использования, также передан предприятию на праве хозяйственного ведения».
Т.е., не арендную плату с рыночной стоимости земельного участка должны платить, а всего лишь налог.
Решения суда по вопросу платы за землю принимались в рамках указанных постановлений.
Но позиция, направленная на установление права хозяйственного ведения и в отношении земельных участков, на которых стоят строения, принадлежащие на праве хозяйственного ведения гос. предприятиям, имела ещё и одно нелицеприятное проявление, которое в масштабах всей страны приводила неконтролируемому выводу земли из ведения государства.
Что, в итоге, привело к развращению и криминализации института арбитражных управляющих, которые, де факто, просто торговали государственной землёй по заказу того, кто желал её дёшево приобрести, и хорошо оплачивал их услуги.
В ситуациях, когда гос. предприятие умышленно вводили в процедуру банкротства с целью получить земельный участок практически даром, всё происходило просто и буднично.
Сначала возникал долг, кредитор либо кредиторы, соответственно, свои. Также своим должен был быть кто-то из руководства предприятия. Ну это – если совсем уж земля приглянулась, а предприятие, как назло, работает хорошо, и проблем с задолженностями не имеет.
Долг небольшой, много не надо, более ста тысяч, и можно подавать заявление о признании должника банкротом. Обычно, в зависимости от заказчика земельного участка и территориального расположения – от 2-х до 15 миллионов.
А дальше дело техники: финансовый анализ, и, как правило, для гос. предприятий, внешнее управление.
И распродажа по частям. Порой даже без торгов ( ведь строения на балансе «старых» гос. предприятий стоят по нулевой стоимости, чтобы налог на имущество не платить).
И в соответствии с позицией ВАС, всё законно и правильно – здания на балансе в хозяйственном ведении гос. предприятия, значит и земля также.
Следовательно, продается и то, и другое по принципу «единства судьбы недвижимого имущества и земельного участка».
Но 14.10.2014 г., Верховный Суд, по надзорной жалобе ТУ ФАУГИ, истребовал дело и направил его на надзорное рассмотрение в соответствии с частью 4 статьи 2 ФЗ от 28.06.2014 N 186-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» :
«заявления лиц, участвующих в деле, о пересмотре вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в порядке надзора, которые поступили в ВАС РФ, и в отношении которых на день вступления в силу ФЗ № 186, не вынесено определение о передаче дела в Президиум ВАС РФ, для пересмотра обжалуемого судебного акта в порядке надзора, после дня вступления в силу ФЗ №186, передаются в Судебную коллегию ВС РФ, для рассмотрения в соответствии со статьей 273 АПК РФ, по правилам, установленным статьями 291.1 — 291.15 АПК РФ»
При этом судья указала следующее: «Любое использование земли является платным (подпункт 7 пункта 1 статьи 1 ЗК). В соответствии с пунктом 1 статьи 65 ЗК формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса предусмотрено, что плательщиками земельного налога признаются организации, обладающие земельными участками на праве собственности или на праве постоянного (бессрочного) пользования. Поскольку земельный участок находится в собственности Российской Федерации, и не принадлежит ответчику на праве постоянного (бессрочного) пользования, то предприятие не является и, в силу закона, не может быть признано плательщиком земельного налога».
Полагаю, и надеюсь, что вывод Судебной коллегии ВС РФ будет аналогичным.
Не зря же судья указала, что доводы жалобы о существенном нарушении судами норм материального права, которые повлияли на исход настоящего дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенного права собственности Российской Федерации, заслуживают внимания и признаются достаточным основанием для пересмотра оспариваемых судебных актов в кассационном порядке.
Жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судебное заседание назначено на 13.11.2014 г..
Таким образом, на стадии разрешения вопроса о передаче дела во вторую надзорную инстанцию, был сделан вывод, который на практике, если примет форму постановления надзорной инстанции, будет иметь очень большие последствия.
И вывод этот следующий — государственные предприятия, у которых на балансе стоят строения ( здания) на праве хозяйственного ведения, обязаны платить арендную плату, а не земельный налог!
И хозяйственное ведение на здание не означает хозяйственное ведение на земельный участок.
Последнее приведет к утрате интереса к банкротству гос. предприятий, как к способу практически дармового присвоения государственной земли.
И, соответственно, к резкому снижению престижа профессии арбитражных управляющих, и уменьшению криминализации сферы банкротств.
Если всё же постановление судебной коллегии будет содержать вывод, аналогичный выводу судьи Поповой Г.Г., то арендная плата за землю под государственными предприятиями будет исчисляться из рыночной стоимости земли, определенной в ходе проведения оценки.
А это, в свою очередь, повлечет увеличение поступлений в бюджеты разных уровней.
Но сильно не понравится федеральным и муниципальным гос. предприятиям.
Здесь ещё хотелось бы отметить, что не всегда, в соответствии в действующим законодательством, арендная плата за землю определяется исходя из её рыночной стоимости.
Исключения составляют ( исходя из Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582):
1.Ситуации, когда арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в процентах:
— земельный участок предоставлен физическому или юридическому лицу, имеющему право на освобождение от уплаты земельного налога в соответствии с законодательством о налогах и сборах ( ст.395 НК – организации инвалидов, религиозные, «Сколково» и т.д.),
— земельный участок предоставлен физическому лицу, имеющему право на уменьшение налоговой базы при уплате земельного налога в соответствии с законодательством о налогах и сборах, в случае, если налоговая база в результате уменьшения на не облагаемую налогом сумму принимается равной нулю;
— земельный участок предоставлен физическому лицу, имеющему право на уменьшение налоговой базы при уплате земельного налога в соответствии с законодательством о налогах и сборах, в случае, если размер налогового вычета меньше размера налоговой базы.
Здесь имеются в виду лица, указанные в п.5 ст.391 НК: Герои СССР и РФ инвалиды I, II группы, если она была установлена до 1 января 2004 года, чернобыльцы и.т.д. ;
— земельный участок, изъятый из оборота, передается в аренду в случаях, установленных федеральными законами;
— земельный участок предоставлен для размещения дипломатических представительств иностранных государств и консульских учреждений в РФ
Ставка в таких случаях – 0.01 %.
Ставка 0,3 % — для земельного участка сельскохозяйственного назначения, право на который переоформлено в соответствии с земельным законодательством РФ, а также из земель сельскохозяйственного назначения, ограниченных в обороте.
Ставка 0,6 %- для земельного участка, предоставленного для сельскохозяйственного использования, ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, а также предоставленного гражданам или их некоммерческим объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства, гаражного строительства, за исключением случаев, указанных выше ( там, где ставка 0.3%).
Ставка 1,5% — для:
— земельного участка, ограниченного в обороте и не относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения, право аренды на который переоформлено в соответствии с ЗК РФ;
— земельного участка, предоставленного в соответствии с договором о развитии застроенной территории;
— земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного для комплексного освоения территории в целях жилищного строительства в соответствии с ЗК РФ. Если в течении трёх лет не построили- двухкратный размер налога. Это не распространяется на индивидуальное жилищное строительство.
Ставка 2 % в отношении земельных участков, не указанных выше, если:
— земельный участок предоставлен в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов в порядке, установленном ЗК РФ;
— право аренды на земельный участок переоформлено в соответствии с ЗК РФ;
— земельный участок предоставлен в аренду пользователю недр для ведения работ, связанных с пользованием недрами.
2. Ситуации, когда арендная плата определяется по результатам торгов (конкурсов, аукционов).
Если аренда для его комплексного освоения в целях жилищного строительства, то арендная плата определяется на аукционе .
3.Ситуации, когда арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Минэкономразвития( автодороги, железные дороги, газопроводы, энергетика, аэропорты, порты, олимпийские объекты).
В других случаях — исходя из рыночной стоимости земли. С предварительной оценкой.
Приведенное в статье определение ВС РФ от 14 октября 2014 г. по делу N 305-ЭС14-442 ( дело А40-17110/2013) подтверждает уже неоднократно высказанную мной позицию, что Верховный суд нового образца будет пытаться путем своих постановлений в порядке надзора менять правовую ситуацию в «острых» точках.
А в ситуации с банкротствами, там, где ВАС РФ устроил полную вольницу, такие точечные постановления будут касаться наиболее одиозных проблем, которые превратили этот институт в настолько особую форму правоприменения, что юристу, не принимавшему участия в таких делах, не понятны способы и приёмы, которые там практикуются, а их уродливые формы сначала вызывают удивление, а потом понимание того, что право становится просто технологией.