Давайте разберем хотя бы один частный случай, когда нужно не просить, а требовать и требовать, хоть и в правовых рамках, но жестко.
Распространившаяся за последнее время продажа автомобилей по, т.н., «предварительным» договорам купли-продажи породила массу случаев неисполнения автосалонами своих обязательств, часто, из гражданско-правовой сферы, переходящих в уголовно-правовую, т.е., неисполнение обязательств не связано с каким-либо объективными причинами, а прямо направлено на хищение, что уже содержит в себе признаки состава преступления, предусмотренного ст.159 УК РФ, проще говоря – мошенничество.
Т.е., гражданин внесший предоплату за выбранный им автомобиль, встает перед выбором – либо, забирать автомобиль не по той цене, которая и послужила причиной выбора при заключении предварительного договора именно с этим автосалоном, либо, забирать назад деньги, за вычетом некой «неустойки», размер которой сопоставим с суммой, которую ему предлагается доплатить, если бы он решил забрать автомобиль, заметно выросший в цене.
Правда, есть случаи, когда человек не получает, ни автомобиля, ни денег. Но такой вариант, описанный в Уголовном кодексе в упомянутой выше ст.159 УК РФ, позволяют себе уж совсем бедовые владельцы автосалонов, в своих рекламных объявлениях рассчитывающих на тот сектор покупателей, которые уверены, что продажная цена автомобиля может быть «ниже рыночной» процентов на 30%. Но не данной категории адресована данная публикация – пусть читают специальную литературу, в которой описана местность, где закопав пять золотых можно вырастить денежное дерево.
Я обращаюсь к тем, кто, по доверчивости своей, или невнимательности при прочтении договора, формулировок этого договора, не получил оплаченного им автомобиля, но продолжает рассчитывать на порядочность руководства автосалона и надеется, что количество визитов в автосалон даст качественный результат в виде заказанного автомобиля и именно по цене оговоренной изначально.
Прежде всего, давайте разберемся, что такое предварительный договор; статья 429 ГК РФ (часть 1), именует предварительным договором такой договор, в котором стороны обязуются заключить в будущем договор о передаче имущества, выполнении работ или оказании услуг (основной договор) на условиях, предусмотренных предварительным договором.
Предварительный договор должен содержать условия, позволяющие установить предмет, а также другие существенные условия основного договора.
А что является предметом такого договора? Разумеется, автомобиль, но, понятное дело, не каждый, а конкретной марки, модели, года выпуска, обладающий именно теми техническими характеристиками и той комплектации, которая необходима потребителю.
Другими «существенными условиями» являются срок передачи автомобиля покупатели, и, разумеется, его цена.
Помните, что договор – это единый документ, т.е., если в одном его пункте указывается твердая цена, то в другом, написанном мелким шрифтом, случаи, эта цена может измениться, само собой, не в сторону уменьшения.
А что может повлиять на изменение цены? Да все, что угодно автосалону — например, не конкретно сформулированное описание автомобиля (цвет, комплектация, и т.д.).
А что делать, если автосалон, начинает выдвигать требования об увеличении цены, рассказывая о неких «форс-мажорных» обстоятельствах, например, связанных с кризисом?
Прежде всего, вспоминаем, что мы потребители, а, значит, наши права и способы их защиты, кроме норм ГК РФ, определяются специально принятым для этого Законом РФ «О защите прав потребителей».
Судебная практика исходит из того, что котношениям сторон предварительного договора (статья 429 ГК Российской Федерации), по условиям которого гражданин фактически выражает намерение на возмездной основе заказать или приобрести в будущем товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, применяется законодательство о защите прав потребителей (пункт 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей»).
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 23.1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» договор купли-продажи, предусматривающий обязанность потребителя предварительно оплатить товар, должен содержать условие о сроке передачи товара потребителю. В случае, если продавец, получивший сумму предварительной оплаты в определенном договором купли-продажи размере, не исполнил обязанность по передаче товара потребителю в установленный таким договором срок, потребитель по своему выбору вправе потребовать: передачи оплаченного товара в установленный им новый срок; возврата суммы предварительной оплаты товара, не переданного продавцом. При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие нарушения установленного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара.
Что касается, т.н., «форс-мажорных» обстоятельств, или обстоятельств непреодолимой силы, то, во-первых, предпринимательская деятельность – деятельность рисковая, что прямо предусмотрено ст.2 ГК РФ; во-вторых, под обстоятельствами непреодолимой силы понимаются чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств (ч.3 ст.401 ГК РФ); в-третьих, эти обстоятельства должны быть конкретизированы в условиях договора. .
Вместе с тем, на практике встречаются ситуации, когда потребитель сам делает все возможное, чтобы осложнить себе жизнь в дальнейшем, без каких-либо перспектив выхода из ситуации, в которую сам себя загнал, подписывая не глядя, все, что ему предложили подписать.
Например, подписав заявление-анкету о присоединении к Условиям на предоставление кредита на приобретение автомобиля и передачу автомобиля в залог.
Потом, получив автомобиль, уже будет практически невозможно доказать, что потребитель «этого не хотел», «его заставили», «обманули» и т, д.; словом, все то, что говорят в таких случаях незадачливые покупатели; так Мосгорсуд апелляционным определением от 26 ноября 2013 г. по делу № 11-38691/13, исходя из того, что согласно ст. 421 ГК РФ, граждане и юридические лица свободны в заключении договора, оставил без удовлетворения апелляционную жалобу истца на решение суда первой инстанции.
Истец утверждал, что увеличение стоимости приобретенного им автомобиля является необоснованным, поскольку кредит на его приобретение был навязан автосалоном при заключении предварительного договора, а то, что он по основному договору, согласно акта сдачи-приемки, принял автомобиль, мол – извините, не посмотрел.
Не извинили, а апелляционную жалобу оставили без удовлетворения.
Надо понимать – автосалоны не зря платят зарплату своим юристам, которые, не только готовят договоры, но и готовы отстаивать интересы своего работодателя в суде.
Поэтому, подписывая договор, если чувствуете себя не вполне компетентным в правовых вопросах, пригласите знакомого юриста; это позволит вам сэкономить гораздо больше времени и средств в будущем.
В заключении хочу напомнить – просить можно и нужно только один раз – вы подписали договор, заплатили деньги, значит, исполнили свое основное обязательство, теперь обязаны уже вам.
А, раз так – не тратьте время на переговоры – жизнь одна, и, право, не стоит ее расходовать на хождения и выслушивание невнятных обещаний. Алгоритм действий прост – коль обязательство не выполнено, действуем строго в эпистолярном жанре: письменная претензия, -хотя и претензионный порядок по данной категории споров прямо не предусмотрен Законом РФ «О защите прав потребителей», но, во-первых, может сэкономить время на судебное разбирательство, поскольку письменное требование свидетельствует о серьезности ваших намерений; во-вторых, позволит оценить позицию вашего «противника».
Далее, если подача претензии не возымела действия – обращаемся в суд, где сумма иска будет заявлена в гораздо большем размере, чем вы заплатили по предварительному договору.
Но это, как говорится, совсем другая история…