Для начала я провел небольшой опрос нескольких знакомых адвокатов ради установления их позиции относительно принципов взаимодействия адвокатуры со СМИ. Вот послушайте, что говорят защитники.
Денис Зацепин (г.Москва):
– Журналист и адвокат — не друзья и не враги. Каждый делает свою работу и пытается использовать другого в своих интересах. При этом неплохо, если интерес журналиста состоит в объективном донесении информации о ходе процесса до общества, а не в идеологизированном освещении дела с заранее известных позиций, как это можно было наблюдать у некоторых журналистов, например, на недавнем процессе по «делу Б.О.Р.Н.» в Мособлсуде. Адвокату в этом плане проще — он всегда заинтересован в благоприятном для клиента исходе дела, и объективности от него никто не ждет.
Помогает ли в адвокатской работе медийное сопровождение? Иногда помогает, но зачастую может и помешать — все зависит от характера дела. Так, по делу Даниила Константинова стороной защиты с самого начала был взять курс на гласность, поскольку, с одной стороны, Даниил не имел совершенно никакого отношения к инкриминируемому деянию и никакой компроментирующей его или ухудшающей его положение информации по делу в принципе быть не могло, а, с другой стороны, преследование правоохранительными органами заведомо невиновного и имеющего алиби человека говорило о том, что «тихо договориться и разойтись» в данном случае не получится. Полагаю, что максимальная огласка материалов дела и хода судебных заседаний была важным фактором, способствовавшим достижению конечного успеха — его освобождения.
Если же позиция клиента по делу небезупречна, адвокат скорее всего, будет руководствоваться принципом «не навреди», и вряд ли журналист найдет в его лице интересного собеседника.
Михаил Мешков (г.Белгород):
– Медийное сопровождение — скорее плюс ибо влияет, в первую очередь, на продвижение фигуры адвоката, способствует восприятию адвоката как эксперта в определенной области (ну или привлекает внимание скандалом, как вариант), но это имеет больше отношение к маркетингу, нежели напрямую к адвокатской деятельности. Адвокатура — это служение, все остальное — на вторых позициях.
С точки зрения общественного интереса — есть толк в освещении позиции адвокатов по актуальным правовым новшествам и правоприменительным практикам...
Александр Васильев (Московская область):
– Это как с топором — можно дрова рубить, дом строить, а можно и старушку-процентщицу оприходовать. Журналист для адвоката — такой же инструмент как диктофон, ручка или кодекс. Если этот инструмент имеется и есть опыт работы с ним, то результаты можно получить весьма интересные, а порой и недостижимые другими методами. Я имею в виду, например, что для привлечения общественного внимания к делу (там, где оно нужно) журналист — бесценен, а для суда с присяжными, журналист вообще может служить решающим фактором в вердикте присяжных, которые нет-нет, да и просматривают прессу на предмет того дела, по которому работают...
Итак, адвокаты указывают три основных выгоды от сотрудничества защиты с представителями масс-медиа:
- Личная раскрутка адвоката;
- Защитительный общественный резонанс при политическом характере дела;
- Косвенный канал донесения информации до присяжных заседателей.
Действительно, мы с адвокатом Васильевым отрабатывали технологию информационного сопровождения громких судебных процессов. Там где он процессуально ограничен кодексами и адвокатской этикой — я ограничен лишь Законом о СМИ. Подобный тандем адвоката и журналиста при должном усердии дает неплохие результаты. Не раскрывая кухни в деталях — поскольку ряд подобных проектов еще не завершен — можно отметить, что связка «адвокат-журналист» или даже скорее «адвокат-пиарщик» значительно усиливает позиции стороны защиты, поскольку значительно расширяет инструментарий для ведения обороны.
Однако, как показала практика, даже в казалось бы безнадежной ситуации (без участия присяжных) общественный резонанс способен сотворить чудо! Речь о вышеупомянутом деле Даниила Константинова. Все эксперты сходятся в одном — если бы не была развернута широкая общественная кампания в защиту Даниила, его даже с имевшимся алиби вряд ли бы удалось вытащить из тюрьмы. При этом надо понимать, что защитная кампания по делу Константинова была проведена практически с «нулевым бюджетом», но не смотря на это была крайне эффективной. Почему? Потому что, во-первых, было с чем работать (алиби и пр.), во-вторых, поскольку общественной кампанией управлял эффективный менеджер — отец подсудимого, бывший депутат Илья Константинов. Он сумел наладить каналы коммуникации со СМИ, политическими и правозащитными кругами, общественностью. Навалившись все вместе они смогли совершить практически невероятное — вытащить из тюрьмы человека с ч. 1 ст. 105 УК РФ!
Таким образом, можно прийти к однозначному выводу, что взаимодействовать с журналистами (и шире — вообще общественностью) крайне важная опция для адвоката (и шире — стороны защиты вообще). Не во всех случаях обязательная, но временами безальтернативная.
Так что удачных вам знакомств с журналистами, друзья! :)