Об этом же вел речь годом раньше, например, и депутат С.М. Катасонов.
«Меня смущает — сказал последний, — одно: мы с вами знаем, что очень часто сегодня силовые структуры отвлекаются на коммерческие вопросы, они тратят средства на прослушивание, на внешнюю разведку, на переговоры, но, как показывает опыт, нередко за этим стоят политические мотивы — те или иные предприятия поддерживают оппозицию, те или иные оппозиционные, скажем так, лидеры имеют какие-то предприятия и так далее. Мне кажется, что вследствие этого решения мы получим дополнительные бюджетные расходы, дополнительные затраты, но результатов по налогам мы не получим» (стенограмма заседания Государственной Думы РФ от 10 декабря 2013 года при обсуждении внесенного Президентом РФ проекта закона № 357559-6 «О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», предполагавшего возвращение общего порядка возбуждения уголовных дел указанной категории).
Прошел год после указанного Послания. Президент РФ 3 декабря 2015 года вновь обратился с таким Посланием к Федеральному Собранию.
И опять с теми же проблемами.
«Опросы показывают — сказал Президент РФ, — что предприниматели пока не видят качественных подвижек в деятельности контрольных и надзорных ведомств. Все поручения на этот счёт давно и не единожды даны. Уж сколько мы говорим на этот счёт, всё сокращаем и сокращаем эти полномочия. Где‑то сокращаем, они где‑то опять вырастают. Целая армия контролёров по‑прежнему мешает работать добросовестному бизнесу. Это не значит, что контролировать не нужно. Конечно, надо контролировать. Но я прошу Правительственную комиссию по административной реформе совместно с деловыми объединениями представить до 1 июля 2016 года конкретные предложения по устранению избыточных и дублирующих функций контрольно-надзорных органов».
Далее Президент РФ привел в Послании пример с деятельностью следственных органов.
«За 2014 год следственными органами, — как сказал Президент РФ, — возбуждено почти 200 тысяч уголовных дел по так называемым экономическим составам. До суда дошли 46 тысяч из 200 тысяч, ещё 15 тысяч дел развалилось в суде. Получается, если посчитать, что приговором закончились лишь 15 процентов дел. При этом абсолютное большинство, около 80 процентов, 83 процента предпринимателей, на которых были заведены уголовные дела, полностью или частично потеряли бизнес. То есть их попрессовали, обобрали и отпустили».
Не лишним будет напомнить соответствующим государственным органам, что сказанное Президентом РФ – очень серьезный повод для проверки и принятия процессуального решения в отношении правоохранителей, которые «попрессовали, обобрали и отпустили» предпринимателей. Напомню, что еще 3 декабря 2015 года Президент РФ сказал: «Я прошу следственные органы и прокуратуру обратить на это особое внимание».
По сути, это было прямым указанием Президента РФ по применению соответствующих норм уголовно-процессуального закона, поскольку им произнесены слова, характеризующие, как минимум, злоупотребление правоохранителями должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ), а также превышение ими должностных полномочий (ст. 286 УК РФ).
Следственным комитетом России, которому только и подследственны преступления правоохранителей, это указание могло и должно было быть исполнено только с применением ст. 144 УПК РФ, согласно которой следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, принять по нему решение…
Поскольку возможные субъекты преступлений — следователи, надо было руководствоваться еще и ст. 448 УПК РФ, согласно которой существует особый порядок возбуждения уголовного дела в отношении этих лиц.
Генпрокуратура РФ, исполняя указание Президента РФ, обязана руководствоваться ст.ст.146, 148 УПК РФ, отменяя или постановление о возбуждении уголовного дела, или постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, вынесенные в СКР в указанных случаях.
Ждал появления в СМИ сообщения о выполнении этих указаний Президента РФ Следственным комитетом РФ и Генпрокуратурой РФ путем реализации соответствующих планов. Тем более, что по установленным законом срокам доследственной проверки, результаты уже должны быть: возбуждены соответствующие уголовные дела в отношении правоохранителей, которые предпринимателей «попрессовали, обобрали и отпустили», общественность оповещена о выполнении указаний Президента РФ в СМИ.
Кстати, опытные юристы должны помнить о составлении в министерствах и ведомствах, в том числе правоохранительных, планов «в свете решений» очередного съезда КПСС или Пленума ЦК этой партии. Там, бывало, на забалуешь, каждое касающееся, например, Прокуратуры Союза ССР слово в таких решениях, обрастало мероприятиями, которые надо было выполнить и отчитаться в срок. Не сделал – партбилет на стол!
Увы, относительно указаний Президента РФ такого не случилось.
Поначалу счел необоснованным сказанное М.Г.Делягиным в его интервью Маринэ Восканян от 11 января 2016 года, опубликованном по адресу: http://www.business-gazeta.ru/article/298597, в котором, в ответ на вопрос о действенности предложенных Президентом РФ мер в последнем Послании с тем, чтобы не «кошмарить» бизнес» со стороны следственных органов, указанный экономист утверждал: «Это косметика. Мы человеку, у которого температура 40, делаем макияж. Это, конечно, хорошо, но туберкулез лечится по-другому. А самое главное, что даже этот макияж не делается, о нем просто «размовляют».
Однако потом столкнулся с мнением высокопоставленного чиновника СКР, опубликованным месяцем ранее. В частности, на официальном сайте СКР имеется интервью официального представителя СКР В.И.Маркина, «Российской газете» — Федеральный выпуск №6854 (283) от 14.12.2015, адрес страницы: http://sledcom.ru/press/interview/item/999591/, в котором это должностное лицо ответило на упомянутые претензии Президента РФ. Почитайте. Для специалистов это интересно. Смысл сказанного – в большей мере это не мы, а другие ведомства, расследующие дела об экономических преступлениях, но мы учтем. «Не могу отвечать за коллег из других ведомств, — как сказал В.И.Маркин, — но готов ответить за действия наших следователей».
Другими словами – «наша хата с краю», никто и ничего не собирается делать, реагируя на слова Президента РФ. Как будто сказанное последним – всего лишь рекомендация, а не руководство к конкретным действиям, которые в данном случае, да будет известно чиновнику СКР, регламентированы для СКР уголовно-процессуальным законом. Причем, эти действия только и полномочен осуществить СКР не только в отношении своих следователей, но и всех остальных следователей, а также оперативников, причастных к нарушению закона по уголовным делам экономической направленности.
При этом В.И.Маркин умудрился даже не назвать число уголовных дел экономической направленности, подследственных СКР, которые были прекращены по реабилитирующим основаниям. А ведь это именно те уголовные дела, по которым, как сказал Президент РФ, предпринимателей «попрессовали, обобрали и отпустили».
Между тем представляется очевидным, что в результате Послания Президента РФ руководство СКР должно было незамедлительно дать указание подчиненным в 85 субъектах федерации провести процессуальную доследственную проверку по всем фактам прекращения уголовных дел указанной категории за отсутствием в действиях состава или события преступления не только в СКР, но и в других ведомствах, расследующих уголовные дела экономической направленности. В ходе проверки надо было установить, что стало с бизнесом этих предпринимателей; не перешел ли этот бизнес к субъектам, связанным с должностными лицами, которые осуществляли расследование и оперативное сопровождение прекращенных уголовных дел? Надо было организовать проверку и того, не было ли прекращение уголовных дел по реабилитирующим основаниям обусловлено получением взяток соответствующими правоохранителями?
Кстати говоря, с 3 декабря 2015 года, когда претензии были произнесены Президентом РФ, прошло свыше трех(!) месяцев, а в соответствии со ст. 144 УПК РФ максимальный срок доследственной проверки — до 30 суток.
Напоминаю, что именно следователям СКР подследственны уголовные дела о получении взяток, преступном злоупотреблении и превышении указанными специальными субъектами, о которых, по сути, и сказал Президент РФ. В целях объективности, если говорить о проверке действий следователей и оперативников МВД, в доследственной проверке следовало бы задействовать оперативников ФСБ.
Что касается объективности такой проверки в отношении уголовных дел, прекращенных по реабилитирующим основаниям непосредственно в СКР, то здесь все не так просто. Имей прокурор право проводить доследственные проверки, возбуждать уголовные дела, а также аппарат своих следователей, сомнений в объективности возникнуть не могло. Но нет у прокурора таких полномочий и такого аппарата. Все сейчас по закону отдано на откуп самому СКР. Об этом подробно сказано в статье автора настоящей публикации, которая называется «О необходимости применения к действиям в сфере законотворчества забытой уголовно-правовой нормы о саботаже» (Праворуб: О необходимости применения к действиям в сфере законотворчества ...).
И что, руководство СКР доложит Президенту РФ, что у него под носом подчиненные «попрессовали, обобрали и отпустили» предпринимателей? Понятно, что вопрос этот риторический.
В СКР «стесняются» даже обнародовать количество уголовных дел о преступлениях экономической направленности, прекращенных по реабилитирующим основаниям. Это относится не только к упомянутому интервью В.И.Маркина, но и к сведениям, публикуемым на официальном сайте СКР по адресу: http://sledcom.ru/activities/statistic. И там не найти таких данных, в том числе о количестве прекращенных по реабилитирующим основаниям уголовных дел, возбуждавшихся в СКР по ст. 199 УК РФ.
Остается надеяться, что каждый факт прекращения по реабилитирующим основаниям уголовного дела экономической направленности все-таки будет процессуально проверен, по результатам принято соответствующее решение, о проделанной работе сообщено Президенту РФ и общественности.