К тому чтобы вспомнить об одном из успешно реализованных вариантов досудебного урегулирования, меня сподвигла публикация статьи уважаемого Адвоката Сибгатулина Марата Мнировича.
В свое время, ко мне за помощью обратился один из дальних родственников, назовем его Дмитрий, и рассказал он печальную историю о невыплате ему значительной для него суммы заработной платы, накопившейся за последние полгода, в размере 130 000 рублей.
Дмитрий работал программистом в интересах небольшой компании, жил со своим многочисленным семейством на съемной квартире в Москве, и недополученная им от работодателя сумма была него весьма существенной, поскольку вполне соотносилась с размером квартальных платежей за его съемную квартиру.
В качестве пояснений по возникшей ситуации, Дмитрий рассказал, что работает вполне официально, трудовой договор имеется, даже два, второй – по совместительству, трудовая книжка оформлена и находится у работодателя. Проблема в том, что официальный оклад согласно трудовому договору (4 500/мес.) и сумма, которую работодатель обязался фактически выплачивать Дмитрию за работу программиста (70 000/мес.), оказались несколько несопоставимыми.
А общую сумму задолженности Дмитрий рассчитывал, как раз, из неофициально согласованного (и неофициально же получаемого) «оклада». Окончательный расчет свелся к общей сумме в 115 000.
При таких исходных данных, судебная перспектива урегулирования данного трудового спора и реального получения суммы задолженности, мной была оценена как совершенно близкая к абсолютному нулю, и программист Дмитрий с такой оценкой согласился. Он это понимал и до получения моих разъяснений. Обратился ко мне, как к последней инстанции, с которой он связывал свои надежды на некое чудо.
Реально оценивая отсутствие каких-либо шансов на взыскание полной суммы задолженности в судебном порядке, я предложил встретиться с генеральным директором, для начала, чтобы попробовать выяснить ситуацию из «первых рук».
Генеральный директор оказался довольно нервным типом и при нашем с Дмитрием появлении в его служебном кабинете, начал истошно вопить, что ничего он обсуждать не будет и типа «Покиньте мой кабинет!». Я присел за стол напротив и предложил спокойно поговорить. Генеральный возопил, что, если мы не покинем его кабинет, тогда он уйдет из него… и вышел.
Через некоторое время зашел человек, представился юристом, оказывающим правовою помощь разгневанному генеральному директору и предложил изложить наши претензии. Я, в общих чертах, ситуацию обрисовал. Юрист оказался человеком вполне разумным и гораздо более спокойным, чем генеральный директор, предложил взять паузу для выяснения ситуации непосредственно от генерального директора, мы обменялись телефонами и адресами электронной почты.
Затем пошел нормальный режим обмена письмами по электронной почте на уровне представителей сторон, в которых были изложены встречные претензии к Дмитрию (как же без них).
Поскольку мы смогли успешно втянуться в переговорный процесс, у меня возник вопрос о том, каким способом можно урегулировать данный спор, что называется, в принципе. Исходя из существа правоотношений между сторонами конфликта, я предложил проект соглашения о расторжении трудового договора, прямо предусмотренного ст. 78 ТК РФ, в котором, с одной стороны, зафиксировал взаимные претензии сторон, а с другой, условия их взаимного урегулирования.
Этот вариант позволял не только формализовать неофициальные договоренности сторон в части чисто трудовых отношений, но также взаимные претензии, связанные с разрабатываемым Дмитрием и используемым в работе предприятия программным обеспечением.
К моему немалому удивлению, предложенный вариант соглашения генеральный директор подписал и в дальнейшем полностью выполнил и в части сроков, и в части выплаченных сумм.
Наверное, нужно отдать должное усилиям юриста, действовавшего с его стороны, который не только сам смог разобраться в ситуации, но и сумел убедить генерального пойти по наиболее рациональному пути.
Текст соглашения в той редакции, которая была подписана сторонами, прилагается. Буду рад, если для кого-то из коллег этот текст будет некоторым подспорьем в порядке внесудебного разрешения нестандартных конфликтов.


Уважаемый Сергей Валерьевич, текст документа весьма качественный, спасибо за его публикацию. Мне сразу вспомнилось вот это дело. И вот это.
Уважаемый Андрей Владимирович, спасибо за отзыв!
Посмотрел Ваш опыт, весьма достойно. Мои поздравления!
Уважаемый Сергей Валерьевич,
Мои поздравления!:)
Ох, нелёгкое это работа — тащить бегемота из болота:( -
выяснить встречные претензии;
найти общие точки соприкосновения;
и прийти к общему знаменателю.
Уважаемый Юрий Борисович, соглашусь, было не просто.
Вроде и люди все взрослые, грамотные с обеих сторон, вроде и понимание было взаимной нужности, однако предложить корректный вариант выхода из явно конфликтной ситуации, на это не хватило ни желания, ни понимания правовой природы взаимоотношений...
Пришлось поднапрячься и предложить вариант, который всех и устроил в конце концов.
Правда на старте не было никакой уверенности в успехе этого практически безнадежного дела.
Однако, очередной пример — «дорогу осилит идущий».
Уважаемый Сергей Валерьевич,
FECI QUOD POTUI FACIANT MELIORA POTENTES:)
Уважаемый Юрий Борисович, можно и так сказать!
И сделал все, и результат порадовал моего заказчика.
Жаль, заказчик меня не порадовал...
Но это уже другая история, с родственниками, наверное всегда так…
Уважаемый Сергей Валерьевич,
«с родственниками»
В таких ситуациях всегда вспоминаю не писанный врачебный закон:
НИКОГДА не лечить своих — рука дрогнет — а потом всю жизнь будешь виноват:(
Уважаемый Сергей Валерьевич, прочитала с интересом. Ну у вас были «козыри в рукаве» в виде кодов к программам… Шантаж — иногда дело хорошее)))
Уважаемая Светлана Викторовна, спасибо за оценку ситуации.
Это у Дмитрия были «козыри в рукаве». Однако, когда он пришел ко мне со своей проблемой, чуть не со слезами на глазах, такого осознания у него не было, тем более понимания, как можно ими воспользоваться, с чисто практической точки зрения.
Это уже по ходу дела выяснилось, что в его «козырях» у работодателя есть реальная заинтересованность.
Тут уж грех было не воспользоваться...
И таки, Вы правы, без легкого шантажа (без грубого нажима), конечно не обошлось.
Меня радует, что в результате, все остались при своих интересах.
Другой вопрос, что без Дмитрия, как без квалифицированного специалиста, оборудование даже при передаче ПО и кодов доступа, фактически превратилось в кусок железа.
Уважаемый Сергей Валерьевич, при чтении данной публикации прочувствовал знакомый характер разрешения проблем, линия поведения напомнила об урегулировании аппетитов коллекторов, просмотрел Вашу практику… и точно — дело Ваше.
Поведение и характер решения дел «досудебного урегулирования» прослеживается Достойный, на уровне! Беру в пример!(handshake)
Уважаемый Станислав Георгиевич, спасибо на добром слове!
Сам я как-то преемственности между этими случаями не отметил.
Спасибо Вам за оценку и за подсказку.
В действительности, когда удается найти вариант обойтись без судебной процедуры, это всегда доставляет изрядное моральное удовлетворение.
Еще бы также дело обстояло с материальным вознаграждением...
Оба случая прошли на ура, однако, за спасибо…
Уважаемый Сергей Валерьевич,
«однако, за спасибо…»
Типа PRO BONO?
«Бедные люди» (Ф.М.Достоевский)?
Уважаемый Юрий Борисович, может быть и так.
Только PRO BONO, это типа как для общественного блага,
а тут вроде как для своих...
и вроде как своих не бросаем, и своим не откажешь...
В общем много всяких соображений, итог — один…
Уважаемый Сергей Валерьевич, не посчитайте стебом, однако, в Евангелии сказано: собирайте себе сокровища не здесь на земле, где моль и ржа подтачивают, а там, на небе, в Царствии Небесном.
В данном случае вы полностью исполнили заповедь о любви к ближнему, тем более к родственнику.
Только не ждите награды, чтобы не потерять награды за сие благое дело после этой жизни, если вы конечно верите в Бога.
Родственник поступил не совсем хорошо. Хотя не знаю был ли между вами разговор об оплате.
Родственники, даже дальние, например, 10-тиюродный племянник троюродной бабушки, в большинстве случаев считают, что если ты — родной, то должен помочь бесплатно.
Поэтому лучше до оказания юридических услуг договориться о вознаграждении.
Хотя конечно родственники могут расценить это как что-то неприличное.
Если нужны почерковедческие и технико-коммерческие экспертизы или исследования документов, а также рецензии, отзывы, предварительные исследования в виде справки специалиста, обращайтесь.
Консультации бесплатные.
Маленькая просьба: отправьте соглашение о расторжении трудового договора на ipbondarevsv@mail.ru Статус про не имею.
Уважаемый Сергей Вячеславович, спасибо за напоминание о высших ценностях и радостях родственного общения.
Тут было все как обычно, ты помоги, пожалуйста, а я уж тебя отблагодарю.
Ну а в итоге, старое как мир правило: оказанная услуга ничего не стоит.
Спасибо за предложения помощи в части экспертизы. Для меня обязательное правило, если позволяют условия соглашения, обязательно привлекать в соответствующих случаях специалистов.
Так что непременно воспользуюсь.
Соглашение отправлю.
Уважаемый Сергей Валерьевич, я уже не удивляюсь.
Родственники почему-то думают если я учился на юридическом факультете (не особо понимая, что не на «юриспруденции», а на «судебной экспертизе»), то я должен все юридические вопросы, да еще и узкоспециализированные, которые знают не все широкопрофильные юристы и адвокаты, знать и подсказывать как им действовать.
Особенно недоумеваю от того, что как раз потому что обращаются родственники, я тем более сам стараюсь не лезть, так как не адвокат или юрист, а привлекаю знакомых лояльных адвокатов, но родня почему-то считает если я бесплатно помогаю, то и данные адвокаты должны бесплатно помогать.
Ладно за 1-2 консультации я лояльным ко мне адвокатам/юристам окажу бесплатные консультации по экспертизам или исследованиям, сделаю сам или подскажу знакомых экспертов в различных областях знаний, но, извините меня, исковые заявления, претензии, возражения и т.д. не один уважающий себя юрист/адвокат бесплатно по чье-то просьбе делать не будет.
Это все равно что меня бесплатно попросят провести экспертизу.
Поэтому с некоторыми родственниками уже нет никакого родства.