Не думаю, что для кого-то из коллег будет откровением утверждение о том, что все чаще в нашей работе возникают ситуации, когда без квалифицированного мнения специалиста добиться желаемого результата трудно, а подчас, и невозможно.
Также, полагаю, что не сделаю открытия утверждая, что разносторонняя эрудиция в различных отраслях человеческих знаний для современного адвоката является нормальным явлением, позволяющем ему, пусть не на равных обсуждать с привлекаемым им специалистом возникшую проблему, но, хотя бы, иметь общее представление об обсуждаемой теме.
Эрудированность адвоката, вкупе, с таким следствием «профессиональной деформации», как стремление перепроверять полученную от незнакомого специалиста информацию, позволяет избежать ошибок и при формировании линии защиты с учетом мнения того, или иного специалиста.
Катастрофическое снижение качества образования за последние 25 лет, появление различных сомнительных «курсов повышения квалификации», утрата нравственных ориентиров в обществе, привели к тому, что снизился качественный уровень, не только выпускаемых юристов, но и специалистов в других отраслях.
Наверное, многие из вас уже сталкивались с ситуацией, когда, при обращении в некую экспертную организацию, Вам были готовы предоставить любое заключение специалиста по принципу «чего изволите» с поддержанием этого «результата творчества» в суде.
Что происходит далее предсказать не трудно — приглашенный в суд специалист противной стороны, либо эксперт, чье заключение оспаривается, «камня на камне» не оставляет от заключения приглашенного адвокатом специалиста, который, пытаясь объяснить случившееся фиаско, начинает произносить фразы о том, что «все куплено», либо, ударяется в философские рассуждения из серии «их кунг-фу сильнее нашего».
Пострадавший, в данном случае, двое — доверитель, оплативший сомнительные услуги приглашенного адвокатом «специалиста», к тому же, не получивший желаемого результата, и адвокат, в результате собственной лени и нежелания утруждать себя критическим анализом заключения приглашенного им специалиста, получивший весомый удар по собственной репутации.
А два-три таких удара, особенно, если дело происходит в каком-нибудь маленьком городке, и мы получаем еще одного безработного адвоката, искренне недоумевающего — отчего же потенциальные доверители обходят его стороной.
Не так давно я искал специалиста в области детской психологии и сексологии для получения ответов на ряд вопросов, возникших у меня по результатам ознакомления с ранее проведенной судебной психолого-сексологической экспертизы потерпевшей.
Предложенным мне специалистом было предложено подготовить «рецензию» на заключение комплексной судебно-психологической экспертизы, что само по себе вызвало у меня, мягко говоря, удивление — что именно я буду объяснять суду, ходатайствуя о приобщении к материалам дела таинственный документ под названием «рецензия», автором которого является никому неизвестный специалист, опровергающий заключение, под которым стоят подписи экспертов, предваряемые сокращенными наименованиям — «к.м.н.» и «д.м.н».
Пытаясь вежливо объяснить, что мне не нужна рецензия — мне нужно заключение специалиста, опираясь на которое я смогу ходатайствовать о назначении повторной психолого-сексологической экспертизе, мне было заявлено, что «психолого-сексологическая экспертиза может быть проведена в отношении обвиняемого», ага — а значит, в отношении потерпевшего не может.?!
Не менее удивило и категоричное суждение, что беспомощное состояние — это, исключительно правовое понятие, но никак не относящееся к психологии.
А что, в таком случае, делать с мнениями иных, к слову — более именитых и авторитетных специалистов в области психологии, которые прямо указывающих, что «Объектом данного вида СПЭ могут быть лица женского и мужского пола, пострадавшие от сексуального насилия. На практике этот вид экспертизы проводится, как правило, в отношении малолетних и несовершеннолетних потерпевших — жертв половых преступлений». http://psihdocs.ru/v-l-vasileev-annotaciya.html?page=14
А, представляете, как бы я выглядел, предоставь такую «рецензию» в суд, тем более, что ко мне обратились за помощью с «Праворуба», а, значит, и ответственность на мне двойная — и за себя, как за адвоката, и наш портал.
Еще одним тревожным сигналом для адвоката является акцентирование специалиста на многочисленных обращениях к нему со стороны других адвокатов, и, мол, если бы не его, специалиста, участия в деле, быть беде.
Уважающий себя специалист не рассказывает о собственных успехах (действительных, а чаще — мнимых), а доказывает делом свою профессиональную состоятельность, например, в процессе «разведопроса», который должен проводить каждый адвокат, обращающийся к специалисту; извините, что повторяюсь, но на «кону» стоит результат по делу, деньги доверителя, и ваша собственная репутация.
Такую работу со специалистом, на мой взгляд, блестяще, проиллюстрировал адвокат в исполнении Дж.Белуши в одном из моих любимых сериалов «Фишки, Деньги. Адвокаты», когда адвокат, прекрасно разбираясь, например, в судебной баллистике, тем не менее, прикинувшись абсолютным профаном, специально путаясь в терминологии, выводит расслабившегося, снисходительно общающегося с «профаном» специалистом, на нужный для адвоката ответ.


Уважаемый Андрей Юрьевич!
(handshake) (handshake) (handshake) (handshake) (handshake) (handshake) (handshake)
Уважаемый Андрей Юрьевич, Вы говорите сейчас о тех вещах, о которых я периодически проговариваю в своих комментариях. Мы должны иметь не просто поверхностные знания, а достаточный знания в той или иной области науки, которая позволит не только привлечь специалиста в определенной области специальных знаний (эксперта), но и позволит «отсечь» при необходимости такого горе-эксперта от судебной экспертизы (досудебного исследования). :)
Ну а по поводу двойной ответственности может думать только настоящий участник (соучастник) Праворуба! (handshake)
Уважаемый Евгений Алексеевич, чем выше рейтинг на «Праворубе», тем выше «планка» требований к себе.
Уважаемый Андрей Юрьевич, согласен! (handshake)
Уважаемый Андрей Юрьевич, зайдя в автосервис человек молча бесцеремонно осматривал инструменты механика и решал, будет ли он ремонтировать здесь свою машину.
Уважаемый Александр Валерианович, чем кончилось?
Уважаемый Олег Витальевич, механик не согласился браться за ремонт. Лихие 90-е.
Уважаемый Андрей Юрьевич, я бы ещё упомянул стоящие на кону, помимо денег доверителя и репутации адвоката, ещё и судьбу подзащитного. Не так ли?
Уважаемый Андрей Владимирович, нет, не так; я не хиромант, и не астролог, поэтому эмоциональную составляющую, относительно перспектив «судьбы подзащитного», я вообще стараюсь исключать при формировании линии защиты, поскольку эмоции только затрудняют движение к конечной цели, а вот, когда эта цель достигнута, тогда и о судьбе можно порассуждать.
Уважаемый Андрей Юрьевич, вспомнил вдруг свою историю со «специалистом».
Расследовал я лет 10 назад дело по ст. 143 УК РФ. В один прекрасный день ко мне зашёл мужчина, заявивший, что он является дипломированным специалистом по вопросам ТБ. Сказал, что многолетний опыт говорит ему о некомпетентности следователя, который должен был сразу усмотреть в деле убийство.
На вопрос, что ему нужно, он заявил, что у него 4 юридических образования, и он будет представлять потерпевшую сторону. Показал доверенность.
Первым же ходатайством он попросил допросить его в качестве свидетеля, на что я, скрывая радость, тут же согласился. В ходе допроса он отказался отвечать на вопросы в соответствии со ст. 47 Гражданского кодекса РФ, а после подписания протокола был тут же мною выставлен за дверь. Жалобы ему тогда не помогли :D
Первым же ходатайством он попросил допросить его в качестве свидетеля, на что я, скрывая радость, тут же согласился. В ходе допроса он отказался отвечать на вопросы в соответствии со ст. 47 Гражданского кодекса РФУважаемый Фаниль Рафисович, ссылка на ст. 47 ГК РФ — это конечно сильный ход! (rofl)
Такие «специалисты» регулярно встречаются всем нам и на следствии и в судах, и чаще всего хочется держаться от таких подальше и никак с ними не соприкасаться, чтобы случайно не подцепить от них какой-нибудь вирус идиотизма, которым они безусловно
страдаютнаслаждаются, но хочется посоветовать их доверителям бежать от них как можно быстрее.Уважаемый Иван Николаевич, да уж. Сейчас, как говорит Андрей Юрьевич, в психушку никого не отправишь. Права человека!8-|
Уважаемый Фаниль Рафисович, не могу не выразить своего уважения Вашим терпением — у нас, в таких случаях, вызывали дежурную бригаду психиатров — «карательная медицина» в СССР не хуже нас вносила свою лепту в очищение общества:)
Уважаемый Андрей Юрьевич, мое терпение настолько сильно, что я так ни разу и не посмотрел в ГК, что это за статья :D
Уважаемый Фаниль Рафисович.
А Вы не поинтересовались у этого «дипломированного специалиста» зачем ему 4 юридических образования?
Уважаемый Евгений Викторович, нет, просто отметил про себя «образованность» персонажа и все.
Уважаемый Фаниль Рафисович.
Видимо для подобных персонажей и 4 образования по одной и той же специальности мало.
Уважаемый Андрей Юрьевич, согласна с Вами. Для того, чтобы выбрать правильного специалиста нужно «быть в теме».8)
Уважаемый Андрей Юрьевич, пользуюсь случаем, хочу прилюдно сказать Вам большое спасибо за рекомендацию специалиста, эксперта, который мне помог уже неоднократно. Исходя из Ваших прошлых публикаций, я понял, что для Вас эта тема — надежный доверительный специалист — важна и понятна, я тогда и обратился к Вам с просьбой.
Для коллег поясню, Андрей Юрьевич мне рекомендовал эксперта почерковеда. Талант — от Бога. Странности — как у любого гения, об этом автор меня предупредил.
Что получаем от предварительной экспертизы такого мастера?
1) понимание — просить суд назначить экспертизу или нет;
2) если просить, то о чем;
3) круг вопросов эксперту.
Теперь для себя я выработал такой алгоритм действий — перед официальной (судебной либо нотариальной экспертизой — тоже, отличное ноу-хау, рекомендую!), прошу мастера дать свою оценку. Далее, находим авторитетного эксперта, и по поставленным мастером вопросам, ждем нужный нам результат.
Это в случае, если мастер не имеет возможности и желания выступать в суде. Касательно темы, в деле об определении места жительства ребенка (у отца или у бабушки опекуна), пригласил психолога из Пушкино, без особых регалий. Она так замечательно сделала свою работу, что ребенка не только оставили у бабушки, но ее заключение и рекомендации помогают и сегодня.
Но так бывает не всегда. Прошлую неделю потратил на поиски нормального, адекватного оценщика недвижимости.
Первая проблема — как и в юрологических конторах — общаешься не с оценщиком, а с менеджерами, даже на оценку выезжают не они, а фотографы! Поскольку есть опыт размазывания отчетов об оценке, не обладая специальными познаниями, никто не согласился на мои пожелания о способе оценке и характеристиках сопоставимых объектах, я же хотел, чтобы отчет был как броня!
Посему тема актуальна, и хорошо, что на нашем Праворубе к экспертам такое внимательное и дружеское отношение.
Уважаемый Иван Георгиевич, всегда рад помочь коллеге.
Уважаемый Андрей Юрьевич, благодарю Вас за очередную интересную м крайне полезную для практиков статью! Ваша публикация по тематике #эксперты и специалисты# — как говорится #не в бровь а в глаз#. И за сериал спасибо-надо посмотреть!:)
Уважаемый Андрей Юрьевич,
Предложенным мне специалистом было предложено подготовить «рецензию» на заключение комплексной судебно-психологической экспертизы, что само по себе вызвало у меня, мягко говоря, удивление — что именно я буду объяснять суду, ходатайствуя о приобщении к материалам дела таинственный документ под названием «рецензия»Увы, но нередко приходится слышать от адвокатов именно такую просьбу: «подготовьте мне рецензию»
В таких случаях объясняем, что рецензии не пишем, но можем оформить, в полном соответствии со всеми разъяснениями ВС и нормами УПК, «заключение специалиста».
Что удивительно, но некоторые некоторые отказываются и идут искать писателей «рецензий»....
Уважаемый Эдуард Викторович, таким коллегам можно дать только один совет — как только видите на сайте очередной «экспертной организации» фразу — «пишем рецензии на экспертные заключения», в качестве противоядия, немедленно посетить «Праворуб»:)