Хотелось бы рассмотреть вопрос о том, каким образом ведут себя прокуроры при заявлении стороной защиты ходатайств об исключении доказательств, полученных с нарушением закона, и каким образом они должны себя вести?

В соответствии с ч. 3 ст. 37 УПК РФ: «В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность».

В силу ч. 3 ст. 88 УПК РФ: «Прокурор, следователь, дознаватель вправе признать  доказательство  недопустимым по ходатайству  подозреваемого, обвиняемого или по собственной инициативе».
С учетом требований ч. 3 ст. 119 УПК РФ: «Правом заявить ходатайство в ходе судебного разбирательства обладает также государственный обвинитель».
 
Согласно Приказа Генерального прокурора РФ Чайка Ю.Я.  № 136 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия: «1.9. Осуществляя надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия, добиваться соблюдения требований ч. 3 ст. 7 и ст. 75 УПК РФ о недопустимости использования доказательств, полученных с нарушением установленного законом порядка.  1.12. При утверждении обвинительного заключения изучать соответствие выводов следователя установленным в ходе расследования обстоятельствам дела, правильность квалификации содеянного, соблюдение уголовно-процессуальных норм при производстве следственных действий, соответствие имеющихся в деле процессуальных документов требованиям УПК РФ.
При выявлении в уголовном деле доказательств, полученных с нарушением норм уголовно-процессуального законодательства, в соответствии с ч. 3 ст. 88 УПК РФ выносить мотивированное постановление о признании  таких доказательств недопустимыми и об исключении их из обвинительного заключения».
 
Как следует из постановления Конституционного Суда РФ от 29 июня 2004г. № 13-П, прокурор, поддерживая обвинение от имени государства по уголовному делу, должен подчиняться предусмотренному УПК РФ порядку уголовного судопроизводства ч.2 ст. 1, следуя назначению и принципам уголовного судопроизводства, закрепленным кодексом. Онобязан всеми имеющимися в его распоряжении средствами обеспечить охрану прав и свобод человека и гражданина (ст.11), исходить в своей профессиональной деятельности из презумпции невиновности (ст. 14), обеспечивать обвиняемому право на защиту (ст. 16), в силу которых обвинение может быть признано обоснованным только при условии, что все противостоящие ему обстоятельства дела объективно исследованы и опровергнуты стороной обвинения.
 
Согласно ст. 40.4 Федерального закона от 17 января 1992г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (Присяга прокурора): «Посвящая себя служению Закону, торжественно клянусь, свято соблюдать Конституцию Российской Федерации, законы и международные обязательства Российской Федерации, не допуская малейшего от них отступления; непримиримо бороться с любыми нарушениями закона, кто бы их ни совершил, добиваться высокой эффективности прокурорского надзора и предварительного следствия; активно защищать интересы личности, общества и государства; чутко и внимательно относиться к предложениям, заявлениям и жалобам граждан, соблюдать объективность и справедливость при решении судеб людей».
 
В соответствии с Кодексом этики прокурорского работника (приказ Генерального прокурора РФ от 17.03.2010 г. № 144): «Прокурорский работник в служебной и во внеслужебной деятельности обязан 1.1. Неукоснительно соблюдать Конституцию Российской Федерации, Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», федеральные конституционные законы и федеральные законы, а также иные нормативные правовые акты, нормы международного права и международных договоров Российской Федерации, руководствоваться правилами поведения, установленными настоящим Кодексом, Присягой прокурора (следователя), и общепринятыми нормами морали и нравственности, основанными на принципах законности, справедливости, независимости, объективности, честности и гуманизма. 2.1.2. Непримиримо борется с любыми нарушениями закона, кем бы они ни совершались, своевременно принимает эффективные меры к защите охраняемых законом прав и свобод человека и гражданина, а также интересов общества и государства, добивается устранения нарушений закона и восстановления нарушенных прав».
 
В соответствии со ст. 21 ч. 1  Федерального Закона «О прокуратуре РФ»: «Предметом надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций».
 
Часть 2 ст. 50 Конституции РФ, при осуществлении правосудия, не допускает использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.
 
Прокуратура Российской Федерации определила участие прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами как одно из приоритетных направлений в деятельности органов прокуратуры, прокурор в уголовном процессе является гарантом соблюдения прав и законных интересов лиц, вовлеченных в сферу уголовного судопроизводства.
По смыслу приведенных правовых норм, в случае выявления доказательств, полученных с нарушением закона, прокурор (государственный обвинитель) не вправе, а обязан признать данное доказательство недопустимым либо ходатайствовать об этом перед судом.
А если стороной защиты заявлено мотивированное и обоснованное ходатайство об исключении доказательств, то у прокурора не имеется законных оснований возражать против такого ходатайства.

При этом у прокурора имеется конституционная обязанность  по исключению недопустимых доказательств.

Что же мы имеем в реальности?

При заявлении стороной защиты ходатайств об исключении дефектных доказательств, прокурор всегда возражает. В редких случаях соглашается, когда ставится вопрос об исключении малозначительного доказательства, не влияющего на доказанность вины подсудимого.

Если суд исключает доказательство или группу доказательств, что влечет изменение обвинения или чего хуже вынесение оправдательного приговора, то прокурор автоматически вносит кассационное представление на такой судебный акт.

Изучение автором более 300 судебных актов Верховного Суда РФ показало, что ни в одном случае государственный обвинитель не заявил ходатайства об исключении доказательств, полученных с нарушением закона, как — будто закон органами следствия и дознания никогда не нарушался, суды же по многим из этих дел признавали доказательства недопустимыми.
 
Примеров сказанному немало. Из практики Верховного Суда РФ:
 
Определение Кассационной палаты Верховного Суда РФ от 13 февраля 1996 Бюллетень Верховного Суда РФ. 1996. № 8. с. 10-11 (Бюллетень Верховного Суда РФ, № 8, 1996г.).
Постановление № 969 п-02 по делу Протасова (Бюллетень ВС РФ № 12 декабрь 2003г., с.20)
Определение Верховного Суда РФ от 31 января 2006г.Дело N 30-Д05-08.
Определение Судебной коллегии по уголовным делам  Верховного Суда РФ от 18 августа 2004г. № 41-О 04-8СП(Бюллетень ВС РФ, № 1, январь 2006г., с.25)
Надзорное постановление Верховного Суда РФ от 11 декабря 2007г. № 89-Д07-30.
Кассационное определение Верховного Суда РФ от 18 апреля 2006г. Дело N 74-о06-4СП
Определение Кассационной палаты Верховного Суда РФ от 13 февраля 1996 г. по делу Каменева (Бюллетень Верховного Суда РФ. 1996г.).
Определение Кассационной палаты Верховного Суда РФ от 14 июля 1999 г. (Бюллетень Верховного Суда РФ.2000.№5. с.3-5)
Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ 14 мая 1997. Бюллетень Верховного Суда РФ.№ 11. 1997г.
Постановление Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ № 232п2002 по делу Шенгафа. (Бюллетень ВС РФ, № 12, декабрь 2002г., с.10)  и другие.
 
Если же кто-то имеет иную точку зрения, то пусть проанализирует деятельность любой из районных (городских) прокуратур России за последний год либо годы по следующим позициям: сколько мотивированных постановлений внес прокурор в следственный орган о признании доказательств, полученных с нарушением закона;  сколько раз прокурор возвращал уголовное дело следователю в порядке ст.221 УПК РФ с указанием  на  допущенные нарушения при получении доказательств и самое главное: сколько раз в судах при рассмотрении дела по существу государственные обвинители заявляли ходатайства об исключении доказательств. Убежден, что статистика окажется  достаточно убедительной и не в пользу прокурорских работников.
 
Противники высказанной точки зрения могут сделать ошибочный  вывод: раз прокуроры о нарушениях не заявляют, значит, таких нарушений следственные органы не допускали.
Однако такой вывод может убедить только неискушенного слушателя. Судьи и представители стороны защиты ежедневно в судах сталкиваются с массовыми нарушениями УПК РФ со стороны следователей при получении доказательств.
Предполагается, что прокурором на стадии утверждения обвинительного заключения допустимость доказательств, имеющихся в уголовном деле, проверена и поэтому в ходе суда на нем лежит обязанность отстоять допустимость имеющихся в уголовном деле доказательств.
Между тем, в ходе судебного разбирательства могут быть вскрыты такие нарушения процессуальных норм, о которых прокурору при утверждении обвинительного заключения  не могло быть известно либо которые прокурор попросту просмотрел. Прокурор по объективным причинам может не обнаружить недопустимые доказательства, так как составленные следователем и имеющиеся в деле документы должны быть проверены не путем их прочтения, а в результате непосредственного, всестороннего и объективного судебного разбирательства. Так, в уголовном деле может находиться протокол допроса свидетеля, оформленный с внешним соблюдением процессуальных норм и имеющий подписи допрашиваемого, но только в результате судебного исследования доказательств можно было обнаружить, что протокол подписан не допрашиваемым, а иным лицом, что и повлечет его исключение из доказательств.
 
Сложившаяся обвинительная позиция иногда объясняется ложно понятыми интересами состязательности сторон в суде: если защита что-то просит, то обвинение должно обязательно возражать.
Не учитывается, что в процессуальном положении защитника и прокурора имеются принципиальные отличия.
 
Если первый не вправе занимать по делу позицию вопреки воле своего доверителя (ст. 6 ч. 4 п. 3 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ») даже независимо от законности осуществляемого уголовного преследования, то последний, т.е. прокурор, свою процессуальную позицию должен строить строго в соответствии с предписаниями закона, он не вправе согласно ч. 3 ст. 37 УПК РФ поддерживать незаконное или необоснованное обвинение.
 
Однако на практике мы сталкиваемся с ситуациями, когда государственный обвинитель старается не занимать позицию вопреки воле прокурора, утвердившего обвинительное заключение.
К сожалению, именно усилиями государственного обвинения восполняются недопустимые доказательства и нейтрализуются последствия допущенных нарушений.
Так, нередко государственные обвинители пытаются допросами свидетелей (сотрудников милиции, понятых и т.д.) восполнить то, что не было отражено в протоколах следственных или процессуальных действий.
 
В этой связи представляет интерес позиция Верховного Суда РФ, изложенная в кассационном определении от 18 апреля 2006 г. № 74-о06-4СП: «Доводы кассационного представления о том, что следователь прокуратуры мог бы пояснить суду, желал ли А. в момент получения от него объяснений воспользоваться услугами защитника и разъяснялось ли ему право иметь защитника на стадии проверки сообщения о преступлении, обоснованными признать нельзя. Указание о разъяснении прав подозреваемому или обвиняемому лицу, согласно требованиям уголовно-процессуального закона, должно содержаться в протоколах соответствующих следственных действий, составленных лицом, производящим допрос лица».
 
 В связи с изложенным, основываясь на сложившейся судебной практике, вынуждены констатировать, что  прокурорские работники  чаще всего не выполняют свои процессуальные  обязанности и препятствуют стороне защиты и суду в реализации важного конституционного положения об исключении недопустимых доказательств. Делают они это по вполне понятым причинам: интересы поддержания обвинения чаще превалируют над интересами соблюдения законности.

Сами прокурорские работники в этом не повинны, они  вынуждены так поступать, опасаясь персональной ответственности за результаты рассмотренных дел. Ведь ходатайство об исключении доказательств, полученных с нарушением закона, заявленное прокурором, будет удовлетворено судом, что может привести в дальнейшем либо к отказу от поддержания обвинения либо к вынесению оправдательного приговора.
 
Поэтому заявленные стороной защиты ходатайства об исключении доказательств, государственные обвинители воспринимают не как обычные процессуальные действия, а как угрозу их (прокуроров) привлечения к дисциплинарной ответственности, и не удивительно, что они  возражают.
 
 Такая практика поведения прокуроров доказывает, что созданная законодателем система  функционирования стороны обвинения требует принципиально новых подходов. Станет возможным  вернуть прокуратуру в правовое поле  в том случае, если  исключение доказательств, отказ от обвинения, изменение обвинения, вынесение оправдательного приговора не будет восприниматься как чрезвычайная ситуация, требующая обязательного наказания виновных лиц. 

Да 11 13

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Участники дискуссии: Морохин Иван, cygankov, dekozirev, Юскин Олег, advokat18, nver70, lawfinance, +еще 10
  • 02 Января 2011, 13:49 #

    Вся беда в том, что в России боятся не закона и суда, т.к. он действует исключительно избирательно, а начальника, который может наказать быстро и неумолимо. 
    До тех пор,  пока законность не перестанет быть пустым звуком, и не станет по настоящему всеобщей, ничего не изменится ни в милиполиции, ни в прокуратуре, ни в судах.

    +4
    • 02 Января 2011, 14:02 #

      Согласен с Главбухом — случаи признания гособвинителями ошибок следствия очень редки, и в частной беседе, прокуроры признают, что они вынуждены поддерживать самое бредовое обвинение, просто в силу своей должностной зависимости.

      +3
  • 02 Января 2011, 15:37 #

    Дело закрывать надо побыстрее, бумаги в папочку подшить, да на полочку положить и больше к нему не возвращаться. Вот и вся беда. А на сколько это соответствует закону — мало кого интересует!!! 

    +2
  • 02 Января 2011, 15:39 #

    Крепко спит прокуратура!
    Где же здесь инфраструктура?
    Вдоль дороги до Читы
    Гадить надо под кусты.
    Это драма и сатира-
    Нет ни одного сортира!
    Лично показал пример
    Дальнобойщикам премьер.

    +4
  • 02 Января 2011, 16:18 #

    Прокуроры, особенно "лахтины", давно потеряли остатки совести. Чего вообще можно ждать от беспринципных и послушных не закону, а едросам?

    +6
  • 03 Января 2011, 03:11 #

    Если прокуратура будет соглашаться с указанными Вами ходатайствами, она фактически признает ненадлежащее исполнение своих обязанностей на стадии досудебного следствия. А нарушают они ВСЕГДА :(

    +9
  • 03 Января 2011, 03:23 #

    Так что ничего удивительного в этом нет, остается надеяться только на добросовестность адвокатов.

    0
  • 03 Января 2011, 08:28 #

    Нужна ли прокурору совесть? Вот в чем вопрос…

    +2
  • 03 Января 2011, 13:21 #

    Прокурор — лишь сторона в процессе. Конечно, на прямую фальсификацию доказательств никто не пойдет (по крайне мере, уж точно не прокурорские работники), а вот со стороны адвокатов — так это сплошь и рядом. Все действия прокуратуры регламентированы, изначально все прописано в регламентах, но закон, что дышло. Всегда есть возможность обойти, но уж никак не приврать. А если у прокурора проверка нагрянет — почему он исключил то или иное доказательство из обвинительного заключения??? Вот потом и оправдывайся, а так — исключил суд, т.к. законность проверяет суд: не понравилось в первой инстанции, добро пожаловать в следующую. Так и до Верховного дойти можно.

    -2
  • 03 Января 2011, 15:30 #

    Прокуроров заботят  только свои показатели, а законность — нет.

    +4
  • 03 Января 2011, 17:36 #

    к чему эта статья ??? 

    0
  • 03 Января 2011, 20:25 #

    Давно уже идет разговор о слиянии судебных органов с силовыми и органами прокуратуры. Коррупция чистой воды. Необходима реформа судебных органов, ужесточение параметров отбора кандидатов в судьи, т. к. суд — это отдельная ветвь власти, тем более от силовиков и прокуратуры — исполнительная ветвь власти. Но самое главное, как изменить правовую культуру и правовую грамотность населения. Возможно ли это вообще? Возможно на определенном уровне (образование, лекции и т. д.) — были же в свое время в нашей истории так называемые ликбезы. Просто это кое-кому невыгодно и кое-кто не хочет, чтобы народ был грамотным.… по понятным причинам.

    0
    • 11 Июня 2012, 02:01 #

      Ввести в Конституцию РФ право на суд присяжных по любым делам. Уголовным, Административным, Гражданским, Арбитражным. Это бы помогло.

      0
  • 05 Января 2011, 23:25 #

    Поскольку уже смешны все обсуждения о прокуратуре, хотелось бы всем комментаторам напомнить русскую пословицу «в чужом глазу соринку видим, а в своем бревно не замечаем»!!! Ну и еще раз с наступающим профессиональным праздником всех прокуроров!!!

    -2
  • 06 Января 2011, 02:00 #

    Затронута актуальная на сегодняшний день проблема! Действительно, в последнее время прокурорские работники перестали поддерживать государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность. В ходе судебного следствия они всячески пытаются восполнить и устранить допущенные следователями и дознавателями грубейшие нарушения уголовно-процессуального закона! А ведь так не должно быть в правовом государстве, каковым согласно Конституции является Российская Федерация!

    -3
  • 08 Января 2011, 15:53 #

    суть статьи и так известна всему адвокатскому сообществу, надо переходить к следующему вопросу: «что делать?»

    +3
  • 08 Января 2011, 18:57 #

    Ответ, как ни  удивительно,  достаточно прост. Прокурорские работники — любители статистики, почти вся их деятельность  регулируется  математическими показателями: (количество оправдательных приговоров, отказов от обвинения, изменений обвинений и т.д.), за которые их спрашивают свыше, наказывают либо поощряют. Так вот, чтобы изменить ситуацию в рассматриваемом вопросе необходимо в их ежемесячные отчеты добавить  такие позиции, как:

    1. Количество внесенных в следственный орган постановлений прокурора о признании доказательств, полученных с нарушением закона.
    2. Количество уголовных дел, возвращенных прокурором  следователю в том числе в связи с необходимостью исключения доказательств, полученных с нарушением закона
    3. Количество ходатайств об исключении доказательств, заявленных и удовлетворенных  прокурором в суде.

    Вышестоящий прокурор должен обеспечить надлежащий ведомственный контроль за данными позициями. Тогда мы увидим  измененияв  деятельности прокуратуры. Разумеется, они не будут кардинальными, поскольку страх перед оправдательными приговорами все равно останется ( а исключение доказательств вполне может привести и  к таким исходам). В любом случае,  мы не будем так часто сталкиваться в судах с вопиющими фактами полнейшего не исполнения ст.50 Конституции РФ теми, кто в первую очередь должен следить за соблюдением Конституции РФ! Как говорят в народе: клин клином вышибают. Так и здесь: прокурорскую статистику новой статистикой! Хотя и в последнее время много критики по поводу этой самой статистики, но  все понимают, что от нее никто не откажется вообще, могут только изменить некоторые критерии оценки.

    +3
  • 08 Января 2011, 23:40 #

    Пригласите их на сайт в качестве участников! Когда-либо их  же  должен заинтересовать вопрос: а как их ведомство надзирает за соблюдением конституционной нормы, предусмотренной ст.50ч.2?

    +3
  • 24 Февраля 2011, 08:16 #

    Сколько неправосудных решений вынесено судами! Годами Генпрокуратура покрывает уголовные преступления судей. Это говорит не об отдельных прокурорах, а обо всём государстве. Нужно же расшевелить это «осиное гнездо».Хотя, никогда не знаешь, что от туда может вылететь…

    +3
  • 11 Июня 2012, 01:58 #

    Только задумаешься над проблемой, видишь что Нвер Саркисович уже статью по этому поводу написал. Удобно.

    0

Да 11 13

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

Рейтинг публикации: «Для прокурора интересы поддержания обвинения выше интересов законности?» 2 звезд из 5 на основе 13 оценок.
Адвокат Фищук Александр Алексеевич
Краснодар, Россия
+7 (932) 000-0911
Персональная консультация
Все, что связано с налогами, налоговыми спорами, налоговыми преступлениями. Арбитраж, банкротство, субсидиарка. Абонентское сопровождение. Дорого, профессионально, полностью конфиденциально
https://fishchuk.pravorub.ru/
Адвокат Морохин Иван Николаевич
Кемерово, Россия
+7 (923) 538-8302
Персональная консультация
Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
Дорого, но качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
https://morokhin.pravorub.ru/

Похожие публикации