На сайте много публикаций о заливах квартир. Приведу пару из них.
- Публикация адвоката Полинской Светланы Валентиновны "Спасение ответчика от возмещения вреда, причиненного затоплением. Часть 1".
- Публикация адвоката Матлис Софьи Ароновны "Взыскание ущерба причиненного залитием квартиры или как истец остался должен ответчику"
Не смотря на общие правовые нормы суды принимают разные решения.
Ранее участвуя в одном гражданском деле в качестве стороны, Александр увидел мою работу по делу. На всякий случай, попросил номер телефона. Не думал он тогда, что это реально ему пригодиться. Наступила весна 2021 года. Отопительный сезон шёл к завершению. Это было конец марта. Часто в это время организации, обеспечивающие тепло в многоквартирных домах стараются побольше «нажечь» ваших денежек.
Александр, оставив в квартире детей, спустился в магазин за продуктами. По возвращении обнаружил разрыв в нижней части радиатора отопления. Быстро сориентировался, перекрыл подачу теплоносителя, и приступил к устранению последствий данной аварии. Обратился в аварийную службу управляющей компании. Спустился к соседям, но ему ни кто не открыл дверь.
Вечером пришёл сосед из квартиры расположенной ниже и стал предъявлять претензии. Александр, наивно думая, что раз батарея расположена в его квартире, то ответственность по возмещению вреда лежит на нём. Спустившись в квартиру соседа, подписав акт о заливе, где управляющая компания при помощи своего юриста пропечатала в акте его вину, так как якобы он нарушил ст. 25 и ст. 29 ЖК РФ, предложил в добровольном порядке компенсировать в разумных пределах.
Алчный сосед не захотел решать миром. Обратился к модному адвокату и вот уже следующая встреча состоялась в суде. Все претензии предъявлялись исключительно его семье, как собственникам квартиры. По делу проведена была подготовка и назначено судебное заседание. Александр усердно верил в наше правосудие и то, что суд сам во всём разберется.
Вскоре понимая, что самому установить справедливость не под силу, обратился ко мне за помощью. Вступив в дело понял, что в этом шоу не все ответчики привлечены в дело. Управляющая компания вообще привлечена третьим лицом. Решил этот состав разбавить и пригласил установщика, представителя магазина (продавца радиатора), компанию — изготовителя и перевёл в ответчики управляющую компанию.
Судебный процесс, с учётом производства экспертизы длился почти год без одного месяца. Страсти кипели. УК предоставила в суд подложный акт проверки от 2019 года, которым было установлено переоборудование и рекомендации при замене установить байпасы.
Бай-пасс — специальный перепускной канал, резервный путь, запасной маршрут для непременного обеспечения функционирования системы при наступлении нештатного (аварийного) состояния или иных целей (Википедия).
Моя доверительница, ознакомившись с данным актом сразу поняла, что он «сделан на коленке» и является подложным по следующим основаниям:
- в графе с её фамилией стоит подпись выполненная иным лицом;
- в указанную дату и время акта ни кто к ним в квартиру не приходил;
- акт датирован декабрём 2019 года, в то время как осмотр производится до начала отопительного сезона (15 октября).
Приглашенный в суд инженер УК и допрошенный в качестве свидетеля, подтвердил составление акта, выкручиваясь пояснил, что открыла девушка, представилась собственником и после осмотра подписала акт. В настоящее время подано заявление в полицию о фальсификации доказательств в гражданском процессе (ст. 303 УК РФ) и привлечении к ответственности за заведомо ложные показания (ст. 307 УК РФ).
Никаких экспертиз по установлению причин залива не проводилось. В судебном заседании представитель компании «Рифар» предложил разделить ответственность между УК и ответчиками в соотношении 80/20. Весь процесс адвокат истца предъявлял претензии исключительно к моим доверителям.
Экспертизой по оценке ущерба было установлено небольшое расхождение между суммой предложенной моим доверителем до суда и оценкой — 6000 рублей. Истец хотел больше. В судебном заседании было установлено, что при перекрытии подачи теплоносителя, тепла лишился весь стояк в МКД (многоквартирный жилой дом).
Было установлено, что радиатор отопления ответчиков входит в состав общего имущества МКД, так как обслуживает более одного жилого помещения. Не зная, что ответственность за содержание общего имущества МКД несёт УК, мой доверитель, получив от них посыл в известном направлении, допустил главную ошибку — самостоятельно обратился к независимому установщику, визитку которого дали в магазине, который в последствии произвёл замену радиаторов отопления на новые фирмы «Рифар».
УК на летний период всегда сливает воду из системы отопления. Нахождение радиатора без теплоносителя приводит к его быстрому выходу из строя, что в дальнейшем и явилось причиной аварии. Хотелось бы отметить присутствующего в суде представителя компании «Рифар» — очень серьёзный специалист своего дела. При его пояснениях была абсолютная тишина. Он нам очень помог.
Как бы не старались, но представителя истца, представителя УК и суда были свои планы на определенное решение. Представители между собой постоянно обсуждали как установить вину полностью на моих доверителей. Решением суда, по не установленным основаниям, в отсутствие проведения каких-либо экспертиз и заключений специалистов, было установлена вина моих доверителей на 70%, вина УК на 30%. Иск удовлетворен частично — по результату оценочной экспертизы.
Считаю ошибкой адвоката истца, что не оспаривая размер ущерба, установленный экспертизой, он не уменьшил исковые требования, чтобы иск был удовлетворён в полном объёме. И не понятно его большое не желание предъявлять требования к управляющей компании, даже после предоставления наших возражений, с конкретными нормами.
С принятым решением не согласны. В настоящее время подана апелляционная жалоба. По завершении дела будет публикация с окончательным вердиктом апелляции.
Нормы материального права, регулирующие спорные отношения.
- В силу ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).
- Согласно ст. 1095, п. 2 ст. 1096 ГК РФ вред, причиненный имуществу гражданина вследствие конструктивных, рецептурных и иных недостатков товара, работы, услуги, а также вследствие недостоверной или недостаточной информации о товаре (работе, услуге), подлежат возмещению продавцом, изготовителем товара, лицом, выполнившим работу или оказавшим услугу (исполнителем), независимо от их вины и от того, состоял ли потерпевший с ним в договорных отношениях или нет.
- Вред, причиненный вследствие недостатков работы или услуги, подлежит возмещению лицом, выполнившим работу или оказавшим услугу (исполнителем).
- ст. 401 ГК РФ предусмотрено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
- Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства (п. 1). Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2).
- Постановлением Правительства РФ №491 указано, что радиатор входит в состав общего имущества многоквартирного дома и находится в зоне ответственности управляющей компании.
- В силу положения гл.2 «Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» утвержденного Постановлением Госстроя РФ №170, согласно которому, техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств. Техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и т.д. Контроль за техническим состоянием следует осуществлять путем проведения плановых и внеплановых осмотров. Целью осмотров является установление возможных причин возникновения дефектов и выработка мер по их устранению. При этом п.п.2.1.1, 2.1 указанных правил, установлено, что плановые осмотры жилых зданий следует проводить: общие, в ходе которых проводится осмотр здания в целом, включая конструкции, инженерное оборудование и внешнее благоустройство; частичные — осмотры, которые предусматривают осмотр отдельных элементов здания или помещений. Общие осмотры должны производиться два раза в год: весной и осенью (до начала отопительного сезона).
- В соответствии с п. п. 2, 3 ч.2 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством РФ правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, несет управляющая организация.
- В соответствии со ст. 162 ЖК РФ, управляющая организация выполняет в частности работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
- В соответствии с п. 18 Постановления Правительства РФ №290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения», общие работы, выполняемые для надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения в многоквартирных дома: контроль состояния и незамедлительное восстановление герметичности участков трубопроводов и соединительных элементов в случае их разгерметизации; контроль состояния и восстановление исправности элементов внутренней канализации, канализационных вытяжек, внутреннего водостока, дренажных систем и дворовой канализации;
- В соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от дата N 170 (Приложение N 2 «Предельные сроки устранения неисправностей при выполнении внепланового (непредвиденного) текущего ремонта отдельных частей жилых домов и их оборудования»), неисправности аварийного порядка трубопроводов и их сопряжений (с фитингами, арматурой и приборами водопровода, канализации, горячего водоснабжения, центрального отопления, газооборудования) необходимо устранять немедленно.
- В соответствии с пунктом 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 491 (далее — Правила) в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
- В письме Минстроя России N 9506-АЧ/04 «По вопросу отнесения обогревающих элементов системы отопления, находящихся внутри помещений многоквартирных домов к общему имуществу собственников помещений многоквартирных домов» указано, что обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), которые обслуживают более одного жилого помещения, в том числе не имеющие отключающих устройств (запорной арматуры), расположенных на ответвлениях от стояков внутридомовой системы отопления, находящихся внутри квартир, включаются в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
- Как следует из пункта 10 Правил, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества и др.
По смыслу приведенных норм лицом, ответственным за содержание трубопровода и системы отопления, входящего в состав общего имущества многоквартирного дома (Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 491), является управляющая компания.
- При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в этом доме (ч. 2, 3 ст. 161 ЖК РФ).
- Надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией в соответствии с ч. 5 ст. 161 и ст. 162 ЖК РФ (пункт 16 Правил).
- Управляющие организации, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (п. 42 Правил).
Приложенные документы доступны всем обладателем ПРО-аккаунтов и аккаунтов -ВИП.
Вид радиатора.