Летом, мне звонит один знакомый, с юридической фирмы (бывший следователь) и просит взяться за дело, которое возбудили по ч.4 ст. 160 УК РФ, в отношении мужа, их сотрудницы. Суть дела: коммерческая организация, приняла на работу в качестве гл. бухгалтера, гражданина К.
Сначала все шло хорошо, бухгалтер работал почти всегда удаленно, только у него был доступ (ключ) к счету фирмы, через телефон, онлайн. Всю бухгалтерию он вел четко, платежи осуществлял вовремя, и даже две или три налоговых проверки ранее, не выявили никаких нарушений, словом специалист он был грамотный.
Но, бухгалтер стал брать деньги из кассы и тратить их. Просто перечислял себе, причем с указанием несуществующего назначения платежа. То на командировочные расходы (хотя никто и никогда не направлял его в командировки), то еще на какие-то хозяйственные нужды.
Спустя год почти, он просто не вышел на работу, на звонки не отвечал. Предприятию нужно было срочно переводить деньги одному из контрагентов, и встревоженное руководство, сначала поехало к нему домой, дома бухгалтера не оказалось, потом руководитель поехал в банк, где выяснилось, что последний платеж был со счета фирмы, на личный счет бухгалтера.
Деньги ушли весьма не малые, и руководство привлекло аудиторов для того, чтобы понять ситуацию с финансами. Аудиторы выявили, что бухгалтер на протяжении длительного времени, переводил себе большие суммы денег, всего на сумму примерно 20 млн.рублей, и вернул часть из них, отдельными траншами.
Ко дню его исчезновения, долг составил около 5 миллионов рублей. Руководитель связался с супругой главного бухгалтера, потом нашли наконец-то и его самого. Бухгалтер не отрицал своей вины и обещал погасить долг. Вернул лишь часть денег. С остальной суммой и возвратом все не срасталось.
Супруга бухгалтера узнав обо всем, в шоке, расторгла с ним брак на эмоциях. Параллельно направленное руководителем предприятия, заявление в полицию, зависло в виде отказного материала, так как не получилась опросить бухгалтера, который долго уклонялся от явки. В конце-концов, адвокат, привлеченный предприятием, переговорил с бухгалтером и записал его на диктофон, перейдя в статус свидетеля.
Упорство стороны потерпевших, на протяжении года, с неоднократной отменой ряда постановлений об отказе в возбуждении дела, дало плоды. Уголовное дело, все же возбудили в СУ УВД по ЗАО Москвы, по ч.4 ст. 160 УК РФ.
Бухгалтер заключил соглашение на защиту с одним из адвокатов. Они пошли на допрос и дали такие показания: деньги он переводил себе, по указанию генерального директора. Наличные снимал со своей карты и отдавал директору в этот же день.Странный способ избежать ответственности, поскольку эти показания опровергались достаточно легко:
- биллинг телефонов показал бы, что бухгалтер находился от директора в десяти примерно километрах, в Москве.
- ген.директор не подтвердил бы эти показания.
- аудиозапись на диктофон, где бухгалтер все рассказывает в спокойной обстановке, извиняется и обещает погасить долг.
- назначения платежа — несуществующие.
- в случае привлечения и ген.директора, (что было бы фантастикой), это лишь добавило бы признак совершения преступления группой лиц.
- Иные обстоятельства, не выход на работу, пропажа бухгалтера, его действия и т.д.
- На допросе в качестве подозреваемого, бухгалтер серьезно «поплыл», так как, готовили его допросу несколько минут.
- Ситуация стала накаляться, стали искать другого защитника. Мой знакомый звонит мне и рассказывает всю ситуацию и прямо говорит: «что-то идет не очень все хорошо, они переживают, что в итоге будет наказание суровое, руководство предприятия, требует его строго наказать, они очень обозлены» .
Я взялся за дело по принципу «не навреди», который должен быть всегда, и условием, что средства ему скорее всего придется, по хорошему возвращать, иначе по практике судов Москвы, есть все основания, что никакого условного там не будет, а могут приговорить к 2-3 годам колонии реально.
Параллельно, я решил попробовать изменить квалификацию, на самоуправство, хотя это было сложно, но использовать это, как возможный рычаг, для своеобразного торга с системой. Ведь следствие вменяло ему весь период, а это было я считаю ошибкой, ну зачем предъявлять период, когда он, например присвоил себе два первых миллиона, а через несколько месяцев, их все вернул, а позже снова перечислил себе новую сумму.
Для этого использовал частые случаи премирования, без письменных приказов (которых реально не хватало, на каждый случай премирования). Тут опять слабым звеном было назначение платежей. И то, что все равно остался большой «долг».
Допрос для подзащитного я напечатал сам. Бывает следователи устают, времени у них не хватает, а тут приходят подозреваемый и его защитник, а у них текст напечатан, и файл показаний, на флэш-карте с собой. С удовольствием пользуются.
А если следователь против, то нет запрета, чтобы подозреваемый пользовался «своими» письменными пометками и тезисами. Я это всегда практикую. На очной ставке с генеральным директором, я еще раз убедился, что линия была выбрана правильная. И никакие показания, бросающие тень на директора, подзащитному бы не помогли.
Во-первых встревоженный ген.директор пришёл на очную ставку, со своим адвокатом (не тем кто записал разговор ранее), который заготовил не менее 20 доп.вопросов(причем не плохих).
Во-вторых, психологически, внешне, и по показаниям, ген.директор, представлял из себя редкий, но встречающийся типаж, который я бы назвал «честный мужик», искренний, не озлобленный.
После очной ставки, мы пришли к соглашению, что бухгалтер возвращает оставшиеся, ранее присвоенные несколько миллионов рублей, без всяких там, лишних юр.расходов, и потерпевшая сторона просит суд в письменной форме, наказать максимально мягко, без лишения свободы.
К протоколу ознакомления с материалами уголовного дела, в порядке ст. 217 УПК РФ, я приобщил письменное ходатайство, о возобновлении следствия. С указанием на неполноту, необходимость проведения дополнительных следственных действий, назначения экспертизы. Я знал, даже если следователь откажет, все равно, его будет читать прокурор (которому параллельно, была направлена жалоба, с изложением тех же аргументов).
И судьи, часто читают именно эти ходатайства. Чтобы разобраться, в видении защиты. Поэтому, я никогда не пишу их в протоколе 217, рукописно. Во-первых, ни прокурор, ни судья, не будет разбирать чужой почерк (часто не совсем хороший). Во- вторых, в таких ходатайствах я указываю номер тома и листы дела. По той же причине, для облегчения проверки доводов. Указана страница и том, открыли, посмотрели, увидели, убедились.
В итоге: подзащитный вернул остальные деньги. Последние два с лишним миллиона, за неделю до приговора.
Пришлось просить его бывшую супругу, прийти в суд и дать показания. К слову, женщина оказалась большим молодцом. Мало того, что именно она нашла средства (заняла в долг) для возмещения ущерба. Супруга бухгалтера, сама работает юристом, по гражданским спорам. Пришла в суд и дала отличные показания, со всеми искренними эмоциями, что бывший супруг, живет по-прежнему с ней и их ребенком, работает и помогает, воспитывает ребенка и является великолепным отцом.
Расторжение брака было на эмоциях, она любит его, в планах снова заключить брак. Потерпевшая сторона просила не лишать свободы. Гособвинитель (прокурор) все равно потребовал назначить ему наказание в виде 4 лет колонии.
Итог, Никулинский суд Москвы вынес приговор: два с половиной года условно. Результат очень обрадовал подзащитного. Это конечно, далеко не самая интересная моя публикация, нет здесь ничего необычного, кроме отображения одного из постулатов – «не навреди». Приговор вступил в силу.


Уважаемый Иланд Альмирович, даже Остап Бенбер советовал чтить Уголовный кодекс!
Я думаю, следующего ребёнка они обязаны назвать Вашим именем!
Поздравляю!
Уважаемый Евгений Алексеевич, спасибо большое! Но это прямо слишком прямо круто (простите за сленг), учитывая весьма скромные заслуги(handshake)
Уважаемый Иланд Альмирович, присоединяюсь к комментарию Евгения Алексеевича!
Немало коллег, которые считают инициированный Вами разворот в деле обычным лёгким и простым выходом из ситуации — типа, признал, возместил и условник якобы уже в кармане. И бросают доверителей в жернова современного правосудия, заталкивая его под стражу и обрекая на нескончаемые круги ада. А потом сокрушаются о повальной несправедливости системы, забывая о собственной роковой ошибке.
Вы уберегли подзащитного от подобного и помогли ему сделать правильный выбор и вернули к семье и совести. Мы взрослые люди, профессионалы и морально обязаны оказывать такую помощь. Работа, достойная похвалы (handshake)
Уважаемый Курбан Саидалиевич, благодарю Вас, за интерес к публикации и комментарий! Признаться, колебался писать или нет, об этом деле, попятно получить такой отклик! следующая публикация будет интереснее, материал уже есть, спасибо Вам!
Уважаемый Иланд Альмирович,
Признаться, колебался писать или нет, об этом делеИ очень хорошо, что опубликовали. У публики должно быть объективное мнение и правильное отношение к профессионалу. Плюс, читатели-коллеги непредвзято оценят труд Ваш — уже оценили. Лично мне изучение Ваших подходов к формированию позиции защиты и её реализации представляет большой интерес. Поэтому, спасибо, чтобы опубликовали.
Уважаемый Курбан Саидалиевич, в моем комментарии опечатка, я хотел написать: приятно получить такой отклик, вместо попятно))
Уважаемый Иланд Альмирович, уж позабавили меня, как бухгалтера, спасибо. Я считаю, что это руководитель во всем виноват, что такого хорошего мужа и отца испортил. Еще бы, запустили так сказать в огород с капустой, не справился с искушением и пошел рубить родную. Уж сколько раз твердили миру, доверяй, но проверяй!
Уважаемая Ольга Николаевна, :D, благодарю Вас! Как говорят французы, се ля ви) все верно, тут не поспоришь)
Уважаемый Иланд Альмирович, с определенного момента я знакомлюсь со всеми Вашими публикациями. Они очень интересные. Подготавливаясь к изменению направления своей деятельности беру на заметку всё, что касается уголовного процесса. Очень Вы, Матвеев О.В. и Гулый М.М. меня им заинтересовали на прошлой конференции.
По делу как всегда. Видна работа профессионала. Поздравляю с победой! (handshake)
P.S. Предыдущий защитник привёл бы его к другому результату.
Работа профессионала отличается персональным (не шаблонным) подходом к каждому делу.
Не могу понять почему когда вокруг столько профессионалов идут к тем, кто не хочет или не умеет работать, а потом другим приходится всё выправлять/исправлять?
Понравилась Ваша оценка адвоката потерпевшего, касаемо правильных.вопросов.
(handshake)Уважаемый Андрей Викторович, спасибо Вам большое! Приятно прежде всего, читать такое мнение от настоящего профессионала, такого как вы! Все мы, обязаны постоянно работать надо повышением уровня, и специалист, не стесняющийся об этом говорить, и есть настоящий профи. Он всегда растёт. Всегда надо работать над собой! Благодарю ещё раз!
Уважаемый Иван Николаевич, спасибо Вам за комментарий! Вы абсолютно правы, что касается отстранённости некоторых руководителей, прямо в точку! Прямо угадали, с формулировкой, поскольку подопечный, пристрастился к игре в рулетку, в подпольном казино! Поэтому его показания я посоветовал подкорректировать и сказать, что деньги он переводил себе, так как понадобились деньги, на лечение тещи от онкологии. Чтобы хоть как то, ситуацию представить в ином виде!
Уважаемый Иланд Альмирович, Только закончили аналогичное дело, но защищая интересы потерпевших. Сумма больше, возвращено часть, итог 5,5 реально. Остальная фабула практически такая же как в Вашем деле. Так сказать взгляд с другой стороны)
Уважаемый Анатолий Сергеевич, спасибо Вам! Очень интересно!
Уважаемый Иланд Альмирович, Чтобы разобраться, в видении защиты. Поэтому, я никогда не пишу их в протоколе 217, рукописно. — совершенно правильная тактика, временами позволяющая временами преломить ход процеса.
Уважаемый Андрей Юрьевич, благодарю! Так и есть, и вообще, документы и как мы их составляем, наше лицо. В практике было немало дел, когда прокурор просил не подписывал обвинительное, изучив ходатайство к протоколу 217
Уважаемый Иланд Альмирович, и вообще, документы и как мы их составляем, наше лицо. — если бы все наши коллеги понимали это, как понимаем мы.
Уважаемый Иланд Альмирович,
↓ Читать полностью ↓
Допрос для подзащитного я напечатал сам. Бывает следователи устают, времени у них не хватает, а тут приходят подозреваемый и его защитник, а у них текст напечатан, и файл показаний, на флэш-карте с собой. С удовольствием пользуются.
А если следователь против, то нет запрета, чтобы подозреваемый пользовался «своими» письменными пометками и тезисами. Я это всегда практикую.Будучи следователем, без проблем вставлял в протокол показания, подготовленные защитой — экономия времени, в конце концов. Единственное, что позволял себе (и о чём предупреждал сразу) - правил очевидные орфографические/пунктуационные и прочие ошибки, разбивал текст на абзацы. Просто потому, что как Вы верно сказали, документ и то, как он составлен, это «лицо» не только адвоката, но и следователя. Могу даже дополнить: русский язык это оружие юриста, и обращаться с ним нужно с уважением.
Сейчас тоже часто практикую явку на допросы с заранее подготовленными показаниями в письменном виде. Просто для того, чтобы потом не спорить с очередным следователем или дознавателем о точности и правильности формулировок. У нас есть один особо одарённый персонаж, который норовит написать в протоколе отсебятину, а на требование исключить или после написания замечаний кричит, что «у меня по делу так установлено, а ваш доверитель всё врёт/скрывает». Я ему однажды сделал комплимент, что у него наверняка есть лишняя «следственная» хромосома, но он так и не понял намёка.
Относятся к заранее заготовленным показаниям по-разному. Есть следователи, которые уже заранее скидывают файл с обвинением, чтобы мы не просили время на подготовку к допросу (делаем так со ссылкой на ч. 3 ст. 47 УПК). Есть те, кто смотрят на письменные показания как баран на новые ворота и бегают к руководству советоваться. Есть те, кто начинают «пытать» подзащитного вопросами «а вы сами печатали или это вам адвокат на подпись дал». Был один, который гордо отказался от предложенной флешки и начал тупо перепечатывать с распечатки показаний в протокол, но ему самому это быстро надоело.
Уважаемый Роман Павлович, следственная хромосома))))))(Y) Бывает, причем частенько+синдром Рембо завоевателя!
Уважаемый Роман Павлович, спасибо Вам! Согласен! (handshake)
Уважаемый Иланд Альмирович, а что еще оставалось делать?
Уважаемый Иланд Альмирович, по тяжкой статье при таких обстоятельствах можно было и реально уехать в тюрьму! Ему очень сильно повезло с таким адвокатом.
Я бы не назвал данную статью и практику, чем то простым, ведь человек виновен, а виновный должен нести ответственность, здесь наблюдается прекрасный баланс работы адвоката, возмездия и восстановления социальной справедливости, так сказать осуществлено правосудие во всей своей красе:)
Спасибо за публикацию!
Уважаемый Михаил Меликович, спасибо Вам за комментарий! (handshake)
Уважаемый Иланд Альмирович, по работе все правильно и верно в реализации:) Справедливый приговор в наше время редкость, с чем вас и поздравляю(handshake) Люди на вашем пути тоже попались нормальные, что в наше время также редкость, спасибо(angel)
(handshake) Уважаемый Роман Николаевич, благодарю Вас! Так и есть!