Ко мне обратилась бывшая сотрудница, одного из известных банков, с такой проблемой. Она осуществляла трудовую деятельность в должности — главного менеджера по обслуживанию юридических лиц в банке, в марте 2021 года работодателем было предложено подписать Соглашение о расторжении трудового договора по соглашению сторон, с выплатой твердой денежной суммы.
Последним рабочим днем сотрудницы являлось 31 марта 2021 года, а днем прекращения трудовых отношений и произведения окончательного расчета с работником — 1 апреля 2021 года. 1 апреля сотруднице начислили заработную плату, однако ее ожидания не совпали с суммой перечисленной заработной платы.
Она обратилась в бухгалтерию для прояснения сложившейся ситуации. В бухгалтерии ей пояснили, в связи с тем, что ей были взяты дни ежегодного оплачиваемого отпуска авансом, работодатель при увольнении произвел перерасчет и удержал часть заработной платы.
Моя доверительница находилась в полном недоумении, узнав, что у нее имеется «задолженность» в части дней ежегодного оплачиваемого отпуска. Естественно, ушлый находчивый работодатель, при подписании Соглашения об этом деликатно умолчал, предвкушая окончательный расчет с работником. До обращения ко мне, она направила в адрес бывшего работодателя претензию, но ответа так и не получила.
Мы заключили с ней соглашение и я начал работать. В первом судебном заседании я получил отзыв работодателя на исковое заявление, в котором он изложил, что работник отгулял авансом 31.33 дня ежегодного оплачиваемого отпуска, в качестве доказательства приводит таблицу с расписанным графиком отпусков.
К этой таблице я отнесся скептически, заявил ходатайство об истребовании Приказов о направлении в отпуск с подписью работника об ознакомлении. Суд удовлетворил ходатайство и обязал представителя банка предоставить Приказы.
Так же, я обратил внимание суда на содержание абзаца 1 ст. 138 ТК РФ Общий размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 20 процентов, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, — 50 процентов заработной платы, причитающейся работнику.
Дополнительно, была проанализирована судебная практика по данной категории дел. Однако, в толковании абзаца 1 ст. 138 ТК РФ — судебные инстанции расходились во мнении. Одни вставали на сторону работодателя, другие на сторону работника. Мною была предоставлена «правильная» судебная практика.
Представитель работодателя долгое время тянул с предоставлением Приказов об отпусках, ссылался на загруженность отдела кадров и т.д. В конечном счете работодатель смог найти Приказы о направлении работника в отпуск только на 20 дней. Тем не менее, сумма удержания из заработной платы при учете 20 дней ежегодного отпуска, взятого в аванс, превышала размер 20%, предусмотренный абзацем 1 ст. 138 ТК РФ.
Я надеялся, что суд прислушается к моей правовой позиции и применит вышеназванную статью... Как итог, суд удовлетворил исковые требования работника, со ссылкой на положение ст. 138 ТК РФ.