Нас с детства учили девочек защищать. Как в фильме «Цыган» работавшая в детском садике Настя объясняла мальчику: «Васенька, ты конь, да? Так кони девочек не обижают, они их защищают».
Нам в помощь — нормы уголовного закона о необходимой обороне, где говорится, что право на нее существует для защиты не только себя любимого, но и других лиц. Цитата из ст. 37 УК РФ:
Не является преступлением причинение вреда посягающему лицу в состоянии необходимой обороны, то есть при защите личности и прав обороняющегося или других лиц...
Происшествие
Обстоятельства установлены предельно достоверно. С точностью до секунды. Куча свидетелей, съемка на телефон… Это видео успели посмотреть все желающие в интернете и обсудить в телевизоре у Малахова.
Молодой здоровый мужчина (Павел) ростом 184 см наносит рукой удар в голову хрупкой невысокой женщине (Лилия), которая от удара отлетает на несколько метров и с криком падает на асфальт. Ее здоровью при этом причиняется легкий вред, то есть Павлом к ней применено насилие, опасное для ее здоровья. В уголовном законе это однозначно квалифицируется как посягательство, дающее право на необходимую оборону.
Видя это, спутник Лилии (Михаил), находящийся в паре метров от Павла, делавшего после удара шаг в ее сторону, приближается к нему и наносит удар кулаком в челюсть. Это происходит через 2 секунды после удара Павлом Лилии и одновременно с ее падением на асфальт. То есть, все происходит стремительно.
От удара Павел, находившийся в неустойчивой позе и средней степени алкогольного опьянения, падает головой об асфальт. ЧМТ. Смерть на месте происшествия. Для Михаила — ч.4 ст. 111 УК РФ и 6 лет колонии.
Перед происшествием
Это важно. За минуту до этого сам Михаил подвергся неожиданному и немотивированному нападению со стороны ранее ему неизвестного Дмитрия. Тот напал на него с палкой, сломал ему нос (средняя тяжесть причиненного здоровью Михаила вреда) и позднее был за это осужден.
Да, такое бывает. Только Михаил с Лилией вышли из такси в месте, насыщенном распивающими спиртные напитки гражданами, как на него напал Дмитрий, у которого весь вечер руки чесались с кем-нибудь подраться. С палкой напал, причинил ряд телесных повреждений, был повержен на землю, где между ним и Михаилом завязалась борьба.
Тут и появился Павел. С добрыми намерениями разнять. Именно Павел оттащил Михаила от Дмитрия. И на этом все могло бы закончиться, но… что-то пошло не так. Когда Михаил со сломанным носом, запыхавшись от борьбы с Дмитрием, поднялся на ноги, первое, что он увидел — нанесение Павлом удара Лилии.
Павла он, как и Дмитрия, видел впервые в жизни. Что он должен был подумать? За что эти люди на них с Лилией напали? Каковы их намерения? Напомню, ему к этому моменту уже причинен вред здоровью средней тяжести, здоровью Лилии уже причинен легкий вред. Общественно опасное посягательство, дающее право на необходимую оборону, уже налицо. Или нет?
Оценка судов
Нет! Права на необходимую оборону Михаил не имел. Так сказали суды первой, апелляционной и кассационной инстанций адвокатам (очень хорошим), участвовавшим в их заседаниях. И так же мне сказали судьи Верховного Суда РФ, куда я обращался с жалобами. Почему? «Потому что гладиолус» Потому что погибший Павел угрозы для Михаила не представлял.
А как же Лилия? Как же необходимость защищать девочек и процитированная выше ст. 37 УК РФ, дающая право на защиту других лиц? Как быть с ударом, который Павел нанес Лилии, и который послужил поводом (это суды признали) для ответных действий Михаила? А это аморальное (даже не противоправное!) поведение потерпевшего, то есть смягчающее наказание Михаила обстоятельство (п. «з» ч.1 ст. 61 УК РФ). Вот спасибочки-то...
П. С. Отношение судов на практике к применению норм о необходимой обороне — вообще-то не новость. Работая по этому делу, практику Верховного Суда я изучил. Вывод: очень неохотно суды соглашаются признать необходимую оборону, когда, например, мужик женщину на кухне душит, и она, уже теряя сознание (еще несколько секунд, и ей хана), хватает первый попавшийся предмет (им оказывается нож) и втыкает в мужика. Во всех остальных случаях — нет никакой необходимой обороны.
П. П. С. К вопросу о ст. 109 УК РФ в данном конкретном случае… Понимая эфемерность норм о необходимой обороне, в первую очередь я интересовался, конечно, переквалификацией на ст. 109 УК РФ. И нашел очень интересные, как мне кажется, доводы по этой части, которые меня привели к выводу об отсутствии даже этого состава преступления. Но… (подробности в прикрепленных документах, очень сжато — в жалобе Председателю Верховного Суда РФ).
П. П. П. С. Согласно опубликованной Верховным Судом РФ статистике за 2023 год удовлетворяемость кассационных и надзорных жалоб и представлений по уголовным делам — что-то около 1%. То есть, Верховный Суд РФ не работает. Будут ли в этой ситуации работать нижестоящие? По-моему, ответ очевиден:
Кот из дома — мыши в пляс
Последствия будут такие, которые мы и предположить не могли, курьезные, но совсем не смешные.