- В одной из прошлых публикаций, по этой ссылке: Праворуб: Возврат судом уголовного дела прокурору. Несостоятельное обвинение .... я рассказывал про дело в г. Норильске.
16 апреля 2024г., суд вернул уголовное дело прокурору. Наступило затишье, моя подзащитная попросила дознавателя позволить уехать в Республику Башкортостан, куда в принципе вернулась её семья. Разрешение ей дали.
Мы понимали, что из прокуратуры дело вернется в отдел полиции.
Надеялись, что после фиаско в суде, его прекратят.
Но не тут то было, к концу лета, мою подзащитную снова потревожили, вызвав в отдел дознания. Уголовное дело приняла к производству начальница дознания. У меня было соглашение только на представление в суде, при условии моего участия по видео-конференции, но я не мог и не имел морального права не довести дело до конца. Тем более, что суд вернул дело прокурору. Я предложил не заключая новый договор, дополнить его моим участием в дознании без дополнительной оплаты, оставив только покупку мне авиабилетов из Москвы и проживание. Либо воспользоваться помощью адвоката по назначению. С учетом того, что я по прежнему буду готовить весь пакет документов, показания, ходатайства, жалобы и тд. И если дело снова направят в суд, буду защищать по ВКС.
Учитывая весьма кусачие для подзащитной цены на авиабилеты, а также то, что она уже поднаторела в своем деле, стала менее робкой и более зубастой, я снова напечатал для нее письменные показания, и объяснил как их приобщить и вообще пользоваться ими. Она попросила вызвать для нее защитника по назначению. Мы решили, что я буду помогать дистанционно, и буду на связи, даже во время допроса.
И вот наступил день икс. Подзащитная купила билеты, прилетела, сняла жилье и пришла по вызову к начальнице дознания с напечатанным текстом показаний, флэш-картой, откуда можно их легко скопировать и распечатанным ходатайством о прекращении уголовного дела, которое я тоже ей прислал на электронную почту.
Однако местный защитник по назначению, фамилию его я указывать не буду, увидев готовые показания, ходатайство, вдруг заявил, что защищать её не может, так как у нее есть адвокат по соглашению, то есть я.
Аргументы, в том числе и мои, по телефону, по громкой связи, что соглашения у меня на стадию расследования нет, а то что было на стадии суда формально окончено, не возымели своего действия. Он просто встал и ушел. Подзащитная понятное дело расстроилась, ей пришлось продлевать оплату за проживание и остаться.
Начальница дознания сообщила, что переносит допрос на следующую неделю, что снова било по её «карману». Через полчаса после выхода из полиции, ей позвонил тот же защитник и предложил поучаствовать в деле за плату (10т рублей за один день). По моему совету она ответила ему твердым отказом.
В итоге мы нашли в Норильске для нее защитника, кстати тоже нашего праворубца — адвоката Резниченко Якова Готфридовича, которого ввели в курс дела.
По настрою начальницы дознания стало понятно, что она собирается принципиально направить уголовное дело в суд.
Кроме того, дознание решило давить и на тот факт, что подзащитная получала фиктивную регистрацию и для малолетней дочери. Нас это вариант совсем не устраивал. Подзащитная дала показания, и по моему совету подала письменное ходатайство о прекращении дела (в котором я расписал доводы об отсутствии состава преступления в части получения фиктивной регистрации для дочери, и ходатайство об изменении меры пресечения, с прошлого адреса, в котором с весны не проживала, на фактический адрес в Башкортостане.
К ходатайству она приобщила копию паспорта с отметкой постоянной регистрации в Башкортостане, и сведения о том, что прежняя временная, в Норильске истекла. Однако ей ответили отказом. Стало ясно, что это тоже способ воздействия, ведь ей все труднее было жить в Норильске, даже с материальной точки зрения.
Я подготовил жалобу в суд, в порядке ст. 125 УПК РФ, в котором попросил признать действия начальника дознания незаконным и обязать изменить меру пресечения, по фактическому адресу.
Параллельно направил две жалобы Прокурору Норильска, в одной просил в порядке ст. 124 УПК РФ, признать отказ начальника дознания об изменении меры пресечения по фактическому адресу незаконным. Во второй жалобе просил прекратить уголовное дело, в связи с отсутствием состава преступления.
Прокурор ответил нам отказом.
Норильский городской суд, рассмотрев жалобу в порядке ст. 125 УПК РФ, незаконно отказал.
Стало ясно, что это проверка нас на «слабость», и уступать дознанию, суду и прокуратуре нам нельзя.
В мессенджере ватсап я быстро составил апелляционную жалобу на решение Норильского городского суда. Объяснил подзащитной, сколько экземпляров распечатать и как их сдать в экспедицию суда, также я отправил ордер и ходатайство о своем участии по ВКС.
К этому времени дело принял к производству другой дознаватель. ⠀
Получив отказ от прокурора Норильска, я конечно составил для подзащитной обращение Прокурору Красноярского края. В своем обращении я указал, что: «Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 29 октября 2020 года № 2552-О, предусмотрев уголовную ответственность за использование заведомо подложного документа, законодатель наделил правоприменителя правом в каждом конкретном случае оценивать свойства документа и признавать его либо предоставляющим права (освобождающим от обязанностей), либо нет и в зависимости от этого привлекать или не привлекать к ответственности за использование документа как подложного.
Кроме того, в России свобода передвижения гарантирована — Конституцией и Законом Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации». Проживать по месту регистрации я не обязана (если это не определено судом в рамках меры пресечения на время следствия), кроме того, помимо временной регистрации можно иметь постоянную.
В соответствии с положениями Закона РФ № 5242-1 регистрация по месту жительства, а также регистрация по месту пребывания — это постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте пребывания, месте жительства гражданина или о его нахождении в данном месте, которая не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свободграждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами и законодательными актами субъектов РФ.
Регистрация по месту жительства либо по месту пребывания является предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
Использование поддельного документа в смысле ст. 327 УК РФ означает его представление лицом в соответствующее учреждение либо должностному лицу, иным лицам в качестве подлинного с целью получения прав или освобождения от обязанностей; в других случаях лицо не несет уголовной ответственности на основании данной статьи, поскольку в его действиях отсутствует какая-либо общественная опасность. Кроме того, согласно действующему уголовному законодательствуприменение уголовного закона по аналогии не допускается (часть вторая ст. 3 УК РФ). В связи с этим не возможно применение термина «официальный документ» в том значении, которое ему придано в нормах иной отраслевой принадлежности. «Официальный документ», как и всякое оценочное понятие, наполняется содержанием в зависимости от фактических обстоятельств конкретного дела и с учетом толкования этого законодательного термина в правоприменительной практике. Будучи различными по характеру и значению, правовые нормы, в том числе те из них, которые включают оценочные либо общепринятые понятия, устанавливаются законодателем с учетом необходимости их эффективного применения к неограниченному числу конкретных правовых ситуаций (определения от 4 декабря 2003 года № 441-О, от 15 апреля 2008 года N 260-О-О и от 2 апреля 2009 года № 484-О-П).Таким образом, наступление ответственности за подделку официальных документов связывает не с формой, а с содержанием соответствующего документа, а именно с тем, что документ предоставляет права или освобождает от обязанностей, т.е. с установлением юридически значимых фактов, имеющих непосредственное отношение к обстоятельствам конкретного дела. Кроме того, ответственность за данное преступление наступает при использовании лишь заведомо для виновного подложного документа, что предполагает наличие прямого умысла, когда лицо осознает, что документ, который оно использует, является подложным, и желает использовать именно такой документ (определения Конституционного Суда РФ от 19 мая 2009 года № 534-О-Ои № 575-О-О, от 16 декабря 2010 года № 1671-О-Ои от 22 марта 2012 года № 417-О-О, от 22 ноября 2012 № 2039-О).
Для целей привлечения к уголовной ответственности по части 5 ст. 327 УК РФ необходимо установить, предоставляет ли заведомо подложное свидетельство о регистрации по месту пребывания право на получения образования, которое виновное лицо не обладало.
Согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее – Закон № 5242-1) каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Закона № 5242-1 регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации — государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Законом сведений. Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребыванияили место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства. Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания — постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту пребывания, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте пребывания гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте пребывания.
В статье 3 Закона № 5242-1 отмечено, что регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных КонституциейРоссийской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации указал на то, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей. Органы регистрационного учета уполномочены лишь удостоверитьакт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства. Именно поэтому регистрационный учет не может носить разрешительного характера. Таким образом, регистрация является только способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства. При этом механизм использования такого правового средства, как регистрация, не должен служить целям, не совместимым с ее уведомительным характером, поскольку иное приводит к чрезмерному ограничению прав и свобод граждан в области гражданских, жилищных, семейных и иных правоотношений (постановление Конституционного Суда РФ от 02.02.1998 № 4-П «По делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан РоссийскойФедерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. № 713»).
Согласно статье 4 Закона № 5242-1 орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина Российской Федерации по месту пребывания не позднее трех рабочих дней со дня получения им от гражданина или от лица, ответственного за прием и передачу в орган регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, заявления о регистрации по месту пребывания по установленной формеи иных документов, необходимых для такой регистрации, и не позднее восьми рабочих дней со дня подачи гражданином заявления о регистрации по месту пребывания и иных документов, необходимых для такой регистрации, в форме электронных документов.Тем самым заявление о регистрации по месту пребывания можно подать в электронной форме. Об этом также свидетельствует пункт 25.3 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного Приказом ФМС России от 11.09.2012 № 288 (при представлении в орган регистрационного учета заявления о регистрации по месту пребывания в форме электронного документа через Единый портал заявитель одновременно подаеткопии документа, являющегося основанием для временного проживания в заявленном им жилом помещении в электронной форме).
Статьей 43 Конституции Российской Федерации гражданам Российской Федерации предоставлено право на образование, гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Кроме того, данной статьей Конституции РФ установлено обязательное основное общее образование и возложена на родителей или лиц, их заменяющих, обязанность обеспечить получения детьми основного общего образования.
В той связи Конституционный Суд Российской Федерации указал следующее. Важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется на основе конституционного принципа юридического равенства. Закрепляя право на образование и в качестве одного из его элементов — право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, КонституцияРоссийской Федерации непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую в том числе, что государство и муниципальные образования — исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства — обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиесядошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.
Применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства это означает, что каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.Положения статьи 43 (части 1и 2)Конституции Российской Федерации, гарантирующей право на образованиев том числе дошкольное, находятся во взаимосвязи с положениями ее статьи 38, согласно которым материнство и детство, семья находятся под защитой государства, а забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей.Эти предписания, адресованные одновременно родителям и государству, предопределяют — исходя из того, что естественное право и обязанность родителей воспитывать и содержать детей не исключает конституционную обязанность государства заботиться о воспитании детей, — многоплановую роль публичной власти в этой сфере (постановление Конституционного Суда РФ от 15.05.2006 № 5-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ „О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон „Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ в связи с жалобой главы города Твери и Тверской городской Думы»).
Согласно статье 3 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) одним из основных принципов правового регулирования отношений в сфере образования является обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования.
В статье 5 Федерального закона № 273-ФЗ указано, что в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартамидошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
В соответствии со статьей 67 Федерального закона № 273-ФЗ Правила приема на обучениепо основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня. Правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучениепо основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация. В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
Следует обратить внимание на пункт 14 Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный Приказом МинобрнаукиРоссии от 22.01.2014 N 32, согласно которому прием заявлений в первый класс ОООД для граждан, проживающих на закрепленной территории, начинается не позднее 1 февраля и завершается не позднее 30 июня текущего года.Для детей, не проживающих на закрепленной территории, прием заявлений в первый класс начинается с 1 июля текущего года до момента заполнения свободных мест, но не позднее 5 сентября текущего года.
Кроме того, в письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.12.2016 № 08-2715 обращается внимание на то, что предъявление свидетельства о регистрации ребенка по месту пребывания на закрепленной территории или документа, содержащего сведения о регистрации ребенка по месту пребывания на закрепленной территории, имеет своей целью определение круга детей для зачисления в первый класс, проживающих на территории, за которой закреплена образовательнаяорганизация, в период с 1 февраля по 30 июня. Таким образом, предъявление документов, подтверждающих проживание на закрепленной территории, является необходимой организационной мерой, направленной на обеспечение территориальной доступности соответствующих образовательных организаций для тех детей, которые имеют право на получение образования данного уровня. Минобрнаукиполагает, что основной причиной проблем по приему граждан в общеобразовательные организации является нерациональное закрепление общеобразовательных организаций, в том числе реализующих общеобразовательные программы повышенного уровня, за территориями муниципальных районов или городских округов, что не обеспечивает права выбора образовательной программы для детей, не имеющих потребности изучения программ углубленного уровня, и не дает возможности получить образование по программам повышенного уровня детям, проживающимна территории других микрорайонов.
Таким образом, получение заведомо подложной регистрации и возможное предоставление свидетельства о регистрации ребенка по месту пребывания, которая оказалась подложной, в государственное или муниципальное образовательное учреждение в комплекте документов, поданных для зачисления ребенка — гражданина Российской Федерации в 1 класс в данное образовательное учреждение состава уголовного преступления, предусмотренного частью 5 ст. 327 УК РФ не образует.
Использование поддельного (подложного) документа в смысле ст. 327 УК РФ означает его представление лицом в соответствующее учреждение либо должностному лицу, иным лицам в качестве подлинного с целью получения прав или освобождения от обязанностей; в других случаях лицо не несет уголовной ответственности на основании данной статьи, поскольку в его действиях отсутствует какая-либо общественная опасность.Кроме того, согласно действующему уголовному законодательству применение уголовного закона по аналогии не допускается (часть вторая ст. 3 УК РФ). В связи с этим не возможно применение термина «официальный документ» в том значении, которое ему придано в нормах иной отраслевой принадлежности. «Официальный документ», как и всякое оценочное понятие, наполняется содержанием в зависимости от фактических обстоятельств конкретного дела и с учетом толкования этого законодательного термина в правоприменительной практике. Будучи различными по характеру и значению, правовые нормы, в том числе те из них, которые включают оценочные либо общепринятые понятия, устанавливаются законодателем с учетом необходимости их эффективного применения к неограниченному числу конкретных правовых ситуаций (определения от 4 декабря 2003 года № 441-О, от 15 апреля 2008 года N 260-О-О и от 2 апреля 2009 года № 484-О-П).
Сегодня меня разбудил звонок и сообщение от подзащитной, с радостной новостью, что ей вручили постановление о прекращении уголовного дела, в связи с отсутствием состава преступления. Дознаватель принесла ей официальные извинения. Сказала «что так бывает». Позвонили из суда и интересовались, отзовем ли мы апелляцию. Подзащитная решила её отозвать, но я предложил сказать помощнику, что она пожалела судью, это решение все равно бы отменили.
P.S. Подзащитная не против разглашения личных данных и данных по уголовному делу.