Уважаемые коллеги, в настоящей публикации расскажу, как суд устранил сомнения в правильности определения территориальной подсудности оспаривания отказа в назначении пособия на детей по месту обращения об их назначении.
При этом, фактическое принятие решения о назначении пособия сотрудниками Отделения Фонда Пенсионного и Социального страхования Российской Федерации другого региона при определении вопроса о подсудности правового значения не имеет.
Мой доверитель обратился в суд с исковыми требованиями о признании незаконными нескольких решений Отделения Фонда Пенсионного и Социального страхования Российской Федерации по Республике Дагестан об отказе в назначении ежемесячного пособия на детей в возрасте до 17 лет на его шестерых детей и обязании назначить и выплатить указанное пособие.
При определении территориальной подсудности мы исходили из того, что заявления о назначении пособия подавались в отделение СФР по Тляратинскому району Республики Дагестан, а решения выносились Отделением СФР по Республике Дагестан.
Соответственно, мы обратились в Ленинский районный суд г.Махачкалы, то есть по месту нахождения Отделения СФР по Республике Дагестан.
Однако определением суда исковое заявление было возвращено вместе с прилагаемыми документами со ссылкой на неподсудность заявленного иска Ленинскому районному суду г.Махачкалы.
При этом, судья указал, что полномочия по назначению пособий на детей Отделения СФР по Республике Дагестан переданы Отделению СФР по Ставропольскому краю и соответственно именно оно является надлежащим ответчиком, которое находится в г.Ставрополь.
На указанное определение суда нами была подана частная жалоба, в которой мы привели, в частности, следующие доводы:
Как следует из самих оспариваемых решений об отказе в назначении пособия, органом, принявшим данные решения указан именно ОСФР по Республике Дагестан: «Орган, назначающий МСЗ (П) — Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Дагестан в 367013; Республика Дагестан; Махачкала; проспект Гамидова; 16 (территориальная принадлежность)».
Также из распечаток из портала Госуслуг, приложенных к иску следует, что заявление о назначении пособия поступило на рассмотрение в ОСФР по Республике Дагестан, а именно, в частности указано: «Ваше заявление о назначении ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребёнка поступило в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Дагестан 22.05.2024 и будет рассмотрено в течение 10 рабочих дней (в некоторых случаях срок рассмотрения может быть продлен еще на 20 дней)...».
В соответствии с подпунктом «а» пункта 4 и пункта 14 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2022г. № 2330 «О порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка» назначение и выплата ежемесячного пособия осуществляются территориальными органами СФР и самим СФР по РФ.
Доводы суда о том, что полномочия по назначению пособий на детей ОСФР по Республике Дагестан переданы ОСФР по Ставропольскому краю ничем не подтверждаются, так как об этом нет ни одного опубликованного нормативно-правового акта и ссылки на него в своем определении суд не привел.
Суд апелляционной инстанции поддержал нашу позицию и отменил оспариваемое определение суда с направлением материала по исковому заявлению в суд первой инстанции для решения вопроса о принятии искового заявления к производству суда, где оно сейчас и рассматривается.
Таким образом, даже если фактически вопрос о назначении пособий на детей рассматривают сотрудники Отделения СФР другого субъекта РФ, судебные споры должны рассматриваться по месту нахождения Отделения того региона куда направляется заявление о назначении пособия, где и оформляется решение по результатам его рассмотрения.