Изучив представленные документы, я сделал вывод, что дело не представляет особой сложности. Единственным моим советом было привлечь в соответчики свою страховую компанию, для чего я составил ему соответствующие письменное ходатайство и отпустил с миром.
Какого же было мое удивление, когда через несколько дней он пришел ко мне снова и заявил, что суд взыскал с него разницу между стоимостью устранения дефектов от ДТП с учетом износа указанной в заключение эксперта и суммой затраченной потерпевшим на ремонт автомобиля.
Прочитав решение мирового судьи и перечитав еще раз ФЗ «Об ОСАГО» и гл. 48 ГК РФ, дело приобрело для меня чисто спортивный интерес, поскольку практика судов общей юрисдикции и арбитражных судов в рассматриваемом случае различается, стало интересно, как же поступит наш самый гуманный.
Битва оказалась нешуточной и точку в этом деле поставил только Президиум Кемеровского областного суда.


Показательный пример из судебной практики, когда внутренне убеждение судей может очень сильно отличаться от нормы закона. Денис Владимирович, вам не показалось, что ст. 10 ГК РФ надобно и к судьям применять?
Вот только процессуального механизма нет, увы.
Уважаемый Денис Владимирович, отличная работа!
Честно сказать, я сильно обескуражен правовым уровнем Анжеро-Судженских судебных актов :x
Благо хоть в надзоре у судей оказался совсем другой уровень понимания сути иститута страхования гражданской ответственности.
В очередной раз вспоминаю статью Нвера Саркисовича «Нужна ли суду совесть?». Таки нужно законодательно лишить судей совести!
Жаль только, что мозги им законодательно не всунешь!
Таки нужно законодательно лишить судей совести! — Ну ты, блин, даёшь!!! Это ж честь и достоинство тогда всегда будут на нужном уровне!
У меня дежавю или действительно недавно на Праворубе уже было что аналогичное?
Такие случаи происходят с пугающей регулярностью, которую можно объяснить только общим падением уровня юридической грамотности выпускников, помноженным на результаты отрицательной селекции при формировании судейского корпуса по принципу верноподданичества, а не профессиональной зрелости.
К сожалению, многие юристы, обосновавшиеся на государевой службе, давно уже за
деревьями лесаза буквами мыслей не видят…Да, было. Только без судебных актов и не как судебная практика, а как информация о месте показа стриптиза.
У суда не имелось оснований для возложения на страховщика обязанности по возмещению потерпевшему стоимости восстановительного ремонта без учета износа деталей.
↓ Читать полностью ↓
Принимая решение о взыскании всей стоимости восстановительного ремонта без учета износа деталей со страховой компании, суд исходил из того, что данная сумма не превышает страховую сумму (120.000 руб.), в пределах которой страховщик обязуется при наступлении страхового случая возместить потерпевшему причиненный ущерб.
Вместе с тем, в данном случае судом не были приняты во внимание положения п. 63 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.05.2003, в соответствии с которым в случае повреждения имущества потерпевшего размер страховой выплаты определяется в размере расходов, необходимых для приведения имущества в состояние, в котором оно находилось до наступления страхового случая (восстановительных расходов).
При определении размера восстановительных расходов учитывается износ частей, узлов, агрегатов и деталей, используемых при восстановительных работах.
То обстоятельство, что ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» не предусматривает ограничения страховой выплаты в связи с состоянием, в котором находилось имущество в момент причинения вреда, не свидетельствует о наличии оснований для возложения на страховщика обязанности по возмещению потерпевшему стоимости восстановительного ремонта без учета износа деталей.
При таких обстоятельствах у суда не имелось оснований для возложения на страховую компанию обязанности по возмещению Е-ву ущерба в размере восстановительного ремонта автомобиля без учета износа деталей. В данном случае со страховой компании подлежала взысканию стоимость восстановительного ремонта с учетом износа деталей, а разница в стоимости восстановительного ремонта без учета износа и с учетом износа деталей подлежала взысканию с непосредственного причинителя вреда.
(определение N 33-2647 от 21.04.2009)
Коллега, прочтите, пожалуйста, дословно Постановление Правительства и п.63.:
— «учитывается износ частей, узлов, агрегатов и деталей, используемых при восстановительных работах»
А Вы говорите об узлах и деталях, которые были ранее, до восстановительных работ.
Кроме того, там же:
— «в размере расходов, необходимых для приведения имущества в состояние, в котором оно находилось до наступления страхового случая»
Всё до копейки должны платить страховщики. Просто они пролоббировали баблом судебную практику, а народ страдает.
(И когда научимся читать закон дословно?)
Возмещение стоимости ремонта «с учетом износа» я считаю принципиально неправильным, т.к. никто, за очень редким исключением, не покупает старые детали для ремонта, если это не раритетный автомобиль, давно снятый с производства.
Страховщики пролоббировали дурацкие правила, и внушают всем нам мысль, что это правильно, хотя на самом деле, это бредятина.
Не могу открыть документы, приложенные к статье, но понял (возможно ошибаюсь), что в настоящей дискуссии верх взяли не нормы права, а эмоции.
Нормы права.
5. Размер расходов на запасные части определяется с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте транспортного средства. Износ является показателем, характеризующим относительную потерю стоимости комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов) транспортного средства в процессе эксплуатации.
(Постановление Правительства РФ от 24.05.2010 N 361 «Об утверждении Правил установления размера расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств»)
7.2. УЧЕТ ИЗНОСА АМТС
7.2.1. Результаты расчета должны содержать цену заменяемых деталей как с учетом эксплуатационного износа, так и без него.
7.2.2. При определении цены запасных частей для новых моделей автомобилей эксплуатационный износ, если его значение 20% и менее, не применяется.
7.2.3. При определении стоимости элементов системы подушек безопасности износ не применяется.
(«Определение стоимости, затрат на восстановление и утраты товарной стоимости автомототранспортных средств. Методическое руководство для экспертов» (утв. Минюстом РФ 15.12.2000))
Юридическое лицо или гражданин, застраховавшие свою ответственность в порядке добровольного или обязательного страхования в пользу потерпевшего (статья 931, пункт 1 статьи 935), в случае, когда страховое возмещение недостаточно для того, чтобы полностью возместить причиненный вред, возмещают разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба.
(ст. 1072, «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 30.11.2011))
Рассмотрим другой пример.
Сумма восстановительного ремонта, установленная судебной экспертизой — 120 000 рублей. Истец потратил на восстановительный ремонт 180 000 рублей, представив соответствующие платёжные документы и заявив, что заменённые детали готов передать виновному.
Суд взыскал разницу 180 — 120 = 60 000 рублей с причинителя вреда.
Так в чём разница? Только в том, что цифры в одном случае более 120 тыр, а в другом — менее?
Почему в одногм случае потерпевший возмещает вред в полном объёме, а в другом — остаётся «с носом»?
Полагаю, что ошибка заключается в неправильном токовании формулы «недостаточность страхового возмещения». Её намертво привязали к сумме 120 000, а надо — к сумме, определённой экспертизой. Тогда разницу между реальными расходами и страховым возмещением можно взыскивать с причинителя вреда, положение о ПОЛНОМ возмещении будет исполнено, справедливость — восстановлена.
Президиум хитро поступил, он просто отказал во взыскании разницы с причинителя вреда, но и не взыскал ее со страховой компании.
Мне представляется, что потерпевший вообще ни с кого ее взыскать не сможет, поскольку страховая компания будет давить на то, что при ремонте деталь установлена новая, а не с учетом износа.
Хочу дополнить свой комментарий.
Ключевыми словами статьи 1072 ГК РФ являются: «в случае, когда страховое возмещение недостаточно» и «для того, чтобы полностью возместить причиненный вред».
В соответствии с положениями статей 15, 1064, 1082 ГК РФ, в их системном единстве, под полным возмещением причинённого вреда, применительно к настоящей дискуссии, законодатель понимает полное возмещение расходов, которые лицо, чье право нарушено, произвело для восстановления повреждённого в ДТП автомобиля.
Хочу уточнить один момент: именно «ПРОИЗВЕЛО» или «ИЛИ ДОЛЖНО БУДЕТ ПРОИЗВЕСТИ»?
Разница существенная, т.к. первый вариант предполагает, что лицо уже произвело ремонт, затратив на него некоторую сумму денег, что подтверждается платёжными документами, а второй вариант — это расходы ещё не произведены, сумма взята из экспертного заключения и не факт, что именно эту сумму человек затратит на ремонт повреждённого автомобиля. Некоторые ведь и не чинят вообще, лишь бы ехал…
В нашем случае, «произвело», и, следовательно, возникла разница между страховым возмещением и фактическим размером ущерба (фактическими расходами).
Считаю, что ремонт проведенный потерпевшим в данном случае не является фактическим размером ущерба. Поскольку поврежденная деталь 2002 года, а потерпевший установил новую деталь 2010 года. Цена у них различна. Таким образом, потерпевший отремонтировав свой автомобиль не только восстановил его до ДТП, но и улучшил его. Оплачивать улучшение автомобиля, лицо причинившее вред не обязано.
Со времён Древнего Рима существует принцип оценки, в силу которого даже старьё при возникновении спора оценивается по цене вещи, так как лицо должно восстановить своё право, а это значит, восстановить способность потреблять свойства конкретной вещи. Поскольку всегда есть разные возможности восстановить, то берётся самый дорогой, так как в этом случае дешёвый всегда будет доступен. Если же взять дешёвый способ, не факт, что к моменту исполнения судебного решения таковой будет присутствовать на рынке, получится неисполнимое судебное решение, а это недопустимо.
Получается, катаешся на старом авто решил его обновить, подставляешься в ДТП. Загоняешь свое авто в самое дорогое СТО — и вот автомобиль после капитального ремонта, за счет какого-нибудь бедолаги.
Юрист Солодников Денис Владимирович 22 Июня, 12:13 # ↑ Считаю, что ремонт проведенный потерпевшим в данном случае не является фактическим размером ущерба. Поскольку поврежденная деталь 2002 года, а потерпевший установил новую деталь 2010 года. Цена у них различна. Таким образом, потерпевший отремонтировав свой автомобиль не только восстановил его до ДТП, но и улучшил его. Оплачивать улучшение автомобиля, лицо причинившее вред не обязано.
А меня вполне устраивала моя деталь 2002 года! Если бы мне не повредили автомобиль, я бы не стал заменять поврежденную деталь. Известно, что при замене поврежденной детали ставят не изношенную, а новую.:)
Позиция судов общей юрисдикции по вопросу учета износа, основанная на вполне обоснованном толковании Верховного Суда РФ, изложенном в Решении от 25.11.2003г. № ГКПИ 03-1266, не менялась с 2003 года и остается прежней.Приведенные в оспариваемом нормативном правовом акте (Правила ОСАГО) положения о необходимости учета износа деталей полностью соответствуют требованиям ст. 15 ГК РФ, поскольку позволяют потерпевшему восстановить свое нарушенное право в полном объеме путем приведения имущества в прежнее состояние, исключая неосновательное обогащение с его стороны.Взыскание износа с причинителя вреда — это практика ВАС. Видимо еще один мировой судья предпринял попытку дать импульс для изменения практики в своей вертикали, но старшие товарищи его в этом не поддержали. И правильно сделали. А возможно имела место просто обыкновенная судейская безграмотность.
Получается, катаешся на старом авто решил его обновить, подставляешься в ДТП. Загоняешь свое авто в самое дорогое СТО — и вот автомобиль после капитального ремонта, за счет какого-нибудь бедолаги.Получается не так получается подругому:
«Значит катаешься ты на своем стром авто, обгоняешь, подставляешься. загоняешь автомобиль в самое дорогое СТО а потом из СТО с "новым" автомобилем сразу под меру пресечения.»
В моем регионе такая практика не пройдет, у нас все строго убеждены, что причинитель вреда за свои действия должен платить, так как он нарушил правила, он признан виновным и т.д.
А так по логике вещей, у Вас автомобиль был в рабочем состоянии соответствевал требованиям безопастности, а после аварии к эксплотации не пригоден и соответствует только ликвидным остаткам :).
Да автомобиль не новый и ему предположем 20 лет, но он ездил и проходил техосмотр, и существенных недостатоков не имел.
А ставить б.у. запчасти с разборки выйдет на 5-10% дешевле чем в магазина. Однако при этом на автомобиль, как на средство повышенной опастности Вы устанавливаем запчасти, годность которых и ресурс которых ни как не определить. Соответственно запчасть б.у. может выступать причиной ДТП следующего за ремонтом, с трупами и большим материальным ущербом.
Хорошо, что хоть не на все запчасти можно считать износ.
У нас взыскивают с причинителя даже по оценке, т.е. если в СПб взыскивают по фактически понесенным затратам, то у нас достаточно оценки или товароведческой экспертизы — я с этим согласен, так как это правильно.
суды уровня субъекта знают, увы, и иную практику http://www.odnoklassniki.ru/dk?cmd=logExternal&st;._aid=Conversations_Openlink&st;.name=externalLinkRedirect&st;.link=http%3A%2F%2Factoscope.com%2Fyfo%2Ftymenobl%2Foblsud-tum%2Fgr%2F3%2Fo-vzyskanii-strahovogo-vozmesh31072012-4747965%2F
Я в шоке от судей г.А-Судженска, не смогла утаить свое возмущение. И как такие судьи, еще экзамен на судью сдали. Каким местом они думают.
Вот это-то решения судов. Не видел бы сам, не поверил!