В июне 2009 г. он уволился из компании по собственному желанию, а в марте 2013 г. компания обратилась в суд с исковыми требованиями к нему о взыскании ущерба, вызванного повреждением перевозимого груза.
Районный суд взыскал с работника ущерб в полном объеме. Областной суд в апелляции отменил решение районного суда, в иске компании отказал в полном объеме.
Позиция истца по делу:
С работником был заключен трудовой договор, он был принят на должность водителя-экспедитора, также заключен договор о полной материальной ответственности. 2 августа 2010 г. в адрес работодателя поступила претензия от заказчика груза о возмещении ущерба, на перевозимых автомобилях ВМВ Х3 и ВМВ Х6 были обнаружены повреждения (заднего стекла, ветрового стекла, царапины на стекле водительской двери, сколы на левой задней двери). К претензии были приложены документы, подтверждающие возникновение ущерба, его размер, затраты на восстановительный ремонт, также доказательства, подтверждающие факт перевозки груза перевозчиком – товарно-транспортную накладную (ТТН), отчеты об ущербе и повреждениях транспортного средства (ОУПТС). Работодатель возместил ущерб, указанный в претензии заказчику. После этого обратился с иском о возмещении ущерба к работнику.Позиция ответчика по делу:
Во-первых, в соответствии со статьями 247, 248 ТК РФ у работника не были затребованы объяснения. Трудовой кодекс РФ не содержит оснований освобождения работодателя от истребования у работника письменных объяснений в случае его увольнения. У работодателя есть все данные о месте проживания работника, что подтверждает подача настоящего иска. Работник был лишен права знать, в чем его обвиняют, знакомиться со всеми материалами проверки, обжаловать акты об установлении материального ущерба, причиненного работодателю в установленном порядке.Во-вторых, основанием ответственности является не само по себе наличие договора о полной материальной ответственности работника, а наличие причинно-следственной связи между виновными действиями работника и причинении ущерба.
Достаточных оснований, подтверждающих вину работника истец не предоставил. Как усматривается из отчетов об ущербе и повреждениях транспортного средства, автомобили, которые принял работник, были грязными, при этом осмотр поверхности ЛКП, стекол и колесных дисков не возможен. В соответствии с условиями договора о полной индивидуальной материальной ответственности именно работодатель обязан создать работнику условия, необходимые для нормальной работы и обеспечения полной сохранности вверенного ему имущества. Истец предоставил работнику в нарушении договора грязные машины, которые нельзя было полностью осмотреть в данных условиях.
В-третьих, истец осуществляет свою профессиональную деятельность с источниками повышенной опасности, несет риск возникновения неблагоприятных последствий в виде нанесения ущерба третьим лицам, согласно ст. 1079 ГК РФ и обязан был застраховать свою ответственность по условиям договора перевозки грузов.
В-четвертых, локальными нормативными актами истца не урегулирован вопрос о действиях водителя-экспедитора при невозможности произвести осмотр автомобилей. Так как в случае отказа работника от перевозки грязных автомобилей, работодатель мог понести ущерб в виде неустойки за срыв сроков перевозки.
Решение суда первой инстанции:
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования истца, при этом указал, что обстоятельств, исключающих материальную ответственность ответчика за причиненный ущерб не установлено.Определение апелляционной инстанции:
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, указал, что решение суда подлежит отмене ввиду недоказанности установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела. При этом суд указал, что имеются расхождениями в записях отчетов об ущербе в объеме повреждений, суду не предоставлены доказательства погашения ущерба потерпевшей стороне, направившей претензию в адрес перевозчика. По условиям договора перевозки истец обязан застраховать свою ответственность на достаточную страховую сумму.Заявляя требования о возмещении ущерба к работнику, истец, по мнению суда не предоставил доказательств того, что повреждения на автомобилях в виде царапин, сколов стекол и ЛКП возникли в результате нарушения ответчиком своих трудовых обязанностей.
Кроме того, суд указал, что работодателем не созданы соответствующие условия, автомобили были грязные, это не может расцениваться как виновное поведение, состоящее в причинной связи с наступившим ущербом. Сам по себе факт обнаружения грузополучателем повреждений на автомобилях, не является свидетельством того, что они были причинены во время перевозки в связи с неисполнением ответчиком своих обязанностей по сохранности груза в пути.
Аналогичных дел в судах достаточно много. Только у этого перевозчика я нашел в поисковых системах около 300 дел. Необходимо отметить, что судебных дел, где суд защитил работника очень мало, По данному перевозчику я нашел всего 3 дела.
Поэтому хотелось отметить обстоятельства, на которые необходимо обратить внимание при защите прав работников и при которых суды защищают работников в таких случаях. Так Октябрьский районный суд г. Саранска в решении от 7 июля 2014 г. по делу № 2-1419/2014, указал, что работодатель не предоставил документы о создании комиссии, свидетельствующей о проведении проверки работодателем причин возникновения ущерба, степени виновности материально-ответственного лица, обязанность установления которых закреплена статьей 247 ТК РФ. Также не предоставлено суду документов о том, что ответчик знакомился с приказом о создании данной комиссии, составом комиссии и результатах ее работы. Ущерб установлен работодателем 24.12.2013 г., работник уволен лишь 26.02.2014 г.
Кроме того, суд поставил под сомнение претензионное письмо от заказчика грузоперевозок, оно датировано 25.10.2013 г., ущерб причинен 06.12.2013 г.
В апелляционном определении Ростовский областной суд от 23 марта 2015 г. по делу № 33-4477/2015 указал, что должность водитель-экспедитор не поименована в Постановлении Минтруда РФ от 31.12.2002 г. № 85 «Об утверждении перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключить письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности». Вместе с тем, поименованной является должность «экспедитор по перевозке». В случае причинения водителем ущерба работодателю, водитель обязан возместить его в полном объеме только при наличии условий, предусмотренных ст. 243 ТК РФ.
Также необходимо отметить доводы работника по этому делу, с которыми согласился суд. В своих возражениях он указал, что обязательным условием при приеме на работу было обучение со сдачей экзамена по загрузке-выгрузке товарных автомобилей и по правилам дорожного движения. Он прошел обучение у работодателя на транспортировочной установке для перевозки легковых автомобилей Lohr-Скелет и сдал экзамен, после чего получил допуск к управлению «Автовозом».
В тоже время работодатель предоставил ему транспортировочную установку Lohr – Парус, которая принципиально отличается по характеристикам загрузки, размещению и транспортировке товарных автомобилей Lohr-Скелет, на которой он проходил обучение, инструкций по эксплуатации Lohr-Скелет не получал, инструктаж с ним не проводился.
В решении Заволжского районного суда от 15.10.2015 г. по делу № 2-4230/142 суд, указал, что с работником правомерно заключен договор о полной материальной ответственности, в тоже время отказал во взыскании ущерба, ввиду несоблюдения работодателем требований трудового законодательства при расследовании обстоятельств причинения ущерба и недоказанность причинной связи между действиями работника и наступления ущерба. В данном деле работник также принимал машины в темное время суток, это было отражено в товарно-транспортной накладной и в пояснениях, в акте о выявленных дефектах товарного автомобиля. Истец не предоставил доказательств, что возместил ущерб грузополучателю.