Зимой 2017 года истец поставил свой автомобиль в парковочный карман, расположенный не во дворе жилого дома, а на дороге муниципального значения. Через некоторое время силами ДЭУ проводилась механизированная уборка дорожного полотна с применением грейдеров, оснащенных боковым отвалом и фронтальной щеткой.
На следующий день истец увидел, что заднее правое стекло его автомобиля покрыто сеткой трещин, само стекло не выпало только из-за наличия тонировочной пленки.
Благодаря расположенным на жилом доме камерам наружного наблюдения было установлено, что указанная уборка проводилась в непосредственной, не безопасной близости от автомобиля истца.
По заявлению о повреждении имущества участковым отдела полиции было принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела, но главное, был составлен протокол осмотра места происшествия, в котором зафиксировано наличие с правой стороны автомобиля на снегу камней щебня, кусков льда.
Представитель ДЭУ был приглашен для оценки стоимости ущерба, но участвовать не пожелал.
Стоимость восстановительного ремонта составила чуть больше двадцати тысяч рублей, после чего в мировой суд был предъявлен иск о возмещении ущерба.
В судебном заседании позиция ответчика заключалась в недоказанности истцом факта «вылета» камня из под колес одного из автомобилей колонны. Что, по мнению представителя, указывает на отсутствие причинно-следственной связи с повреждением имущества.
Готовясь к процессу, я задумалась, откуда на дороге вообще мог взяться щебень и кто, когда и как должен был его убирать?
Для начала следовало выяснить, когда проводился ремонт указанной дороги. На сайте портала г.Новосибирск http://transport.novo-sibirsk.ru/repair_of_roads.aspx можно получить сведения о датах и характере проводимых работ конкретных дорожных объектов.
Согласно данной информации в сентябре 2016 года проводился ремонт дорожного полотна струйно-инъекционным методом. После этого, до весны 2017 года ремонтных работ не проводилось.
Пришлось изучить методические рекомендации по ремонту дорог струйно-инъекционным методом, выяснилось, что ремонт выбоин струйно-инъекционным методом проводят с заполнением в процессе инъектирования и последующей посыпке белым щебнем слоем в одну щебенку (п. 6.1.30, 6.1.31 методических рекомендаций ОДМ 218.3.060-2015 (ОТРАСЛЕВО ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ).
А согласно СНиП 3.06.03-85 Автомобильные дороги, после окончания работ по устройству поверхностной обработки незакрепившийся щебень должен быть удален с покрытия (п.11.6)
На основании норм ГОСТ Р 50597-93 Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения: проезжая часть дорог и улиц, …, а также поверхность разделительных полос, обочин и откосов земляного полотна должны быть чистыми, без посторонних предметов, не имеющих отношения к их обустройству (см. раздел 3 ТРЕБОВАНИЯ К ЭКСПЛУАТАЦИОННОМУ СОСТОЯНИЮ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ, УЛИЦ И ДОРОГ ГОРОДОВ И ДРУГИХ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ)
Покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью (п.3.1.1 )
Работы, необходимые для очистки покрытия дороги от загрязнений должны быть проведены не позднее 5 суток с момента обнаружения (п.3.1.5).
В силу п. 3.6.29. Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170
«Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» покрытия территорий должны быть полностью отремонтированы до наступления заморозков, удалены материалы и предметы, которые могут вызывать поломку снегоочистителей или способствовать образованию заносов.
Мной был подготовлен запрос в департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г.Новосибирска, на который был дан ответ, что уборка дороги после проведённого ремонта струйно-инъекционным методом в сентябре 2016 года, проведена только 23.05.2017 года. Другими словами, щебень был убран только весной следующего года.
Любопытно, но за день до полученного ответа, трактор ответчика полдня сгребал щебень с дорожного полотна. Фотографии данных работ, подтверждающие особенно объем убираемого с дороги щебня, были представлены суду. Также в мэрии г.Новосибирска были заверены скриншоты со страницы электронного портала г.Новосибирска со сведениями о выполненных работах, которые также были приобщены к делу.
В связи с чем, было доказано, что проезжая часть дороги не была своевременно очищена от незакрепленного щебня.
Кроме того, зимняя уборка дороги также не отвечала установленным методикам и нормативам. В частности, в соответствии с решением Совета депутатов г. Новосибирска от 27.06.2012 N 640 «О Правилах благоустройства территории города Новосибирска» :
п.3.2.10. при уборке проезжей части городских дорог механизированным способом (комплексами уборочной техники) и при образовании снежных валов валы необходимо раздвигать (с очисткой снега ручным методом) … перед местами для стоянки (парковки) транспортных средств…
3.2.11. Снег с проезжей части городских дорог следует убирать в лотки или на разделительную полосу и формировать в виде снежных валов с разрывами на ширину 2,0 — 2,5 метра…
Таким образом, очистка от снега предусматривает не просто отодвигание снега в сторону, а уборку снега за пределы дорожного полотна в лотки (для временно отстаивания) или на разделительную полосу для последующей уборки и вывоза (ГОСТ Р 50597-93. П. 3.1.7.)
Между тем, ответчиком и не оспаривалось, что снегоочистители отбрасывали снег с проезжей части в зону парковочного кармана, а не на обочину, т.е. снег с дороги не убирался, а отбрасывался на часть дороги, где в это время находились автомобили, в том числе и истца, что подтверждало нарушение ответчиком правил уборки снега и явное пренебрежение требованиями очевидной безопасности перед имуществом граждан.
В процессе, мной были заданы три вопроса представителю ответчика:
Проводилась ли уборка незакрепленного щебня после ремонта дороги в сентябре 2016г.?».
Ответ представителя ответчика: «Нет, не проводилась».
Проводилась ли уборка дорожного полотна до начала зимнего периода в 2016г. от незакрепленного щебня?
Ответ представителя ответчика: «Нет, не проводилась».
«Почему уборка снега проводилась на парковку с расположенными на ней автомобилями, а не в противоположную сторону? Инструкция допускает сгребание снега к центру дороги?»
Ответ представителя: «Так было удобнее».
На мой взгляд, позиция ответчика была заведомо проигрышная, поскольку не оспаривался размер ущерба, не оспаривался факт ненадлежащего выполнения работ, не было представлено никаких доказательств в опровержение вины.
Однако, мировой суд в иске отказал, сославшись на то, что видеозапись только лишь отражает факт прохода автоколонны и не фиксирует момент повреждения стекла. К тому же, как посчитал суд, истцом не доказана вина ответчика в причинении ущерба.
Суд апелляционной инстанции по тем же доводам оставил решение без изменения, полностью проигнорировав вышеуказанные нормы, а также положения ГОСТ и СНИП.
А вот кассация усмотрела существенные нарушения ном материального и процессуального права, указав:
«…в силу установленной в законе презумпции на ответчиков возложена обязанность по доказыванию своей невиновности, в том числе, по представлению доказательств, подтверждающих, что повреждение имущество произошло в результате действий третьих лиц, а не самих ответчиков, допустивших нарушение порядка проведения уборки дорог общего пользования. Возложение же на истца обязанности доказать вину ответчиков прямо противоречит требованиям закона...»
Дело было возвращено на повторное рассмотрение в суд апелляционной инстанции, по решению которого исковые требования были удовлетворены, ущерб был взыскан в полном объеме.