В суде установлена непричастность к совершенному преступлению? Оправдательный приговор? Прекращение уголовного преследования в связи с непричастностью? Реабилитация? Нет, не все так просто. О том, как защита добивалась прекращения уголовного преследования и права на реабилитацию при установленном алиби подзащитного читайте в настоящей статье.
Фабула дела:
В начале прошлого (2018) года я описывал одно уголовное дело «Преступлений не совершал или как можно стать преступником в 21 веке». На момент публикации защита по уголовному делу завершена не была. Что же произошло за год с данным уголовным делом? А произошло с ним то, что в течение года защита добивалась права на прекращение уголовного преследования и реабилитации лица, которое было незаконно привлечено к уголовной ответственности, и в отношении которого была установлена непричастность к совершению инкриминируемых преступлений.
Прошлую публикацию я закончил на том, что по ходатайству защиты судом были назначены дактилоскопическая и почерковедческая экспертизы. Данные экспертизы были проведены, и тем самым установлена непричастность моего подзащитного к совершению преступлений.
Подготавливаясь к судебному заседанию, я сначала хотел ходатайствовать о возвращении уголовного дела прокурору в порядке ст. 237 УПК РФ. Потом я подумал, а зачем? Установлена непричастность, пусть суд рассматривает дело по существу и выносит оправдательный приговор. «Зачем?» — спросите Вы, а за тем, что я прекрасно понимал, если дело вернется обратно на досудебную стадию, ой как не захотят должностные лица признавать свои ошибки, и всячески будут препятствовать прекращению уголовного преследованию. Мои опасения в итоге подтвердились.
Судебное заседание закончилось быстро. Гос. обвинитель походатайствовал о возвращении уголовного дела прокурору в порядке ст. 237 УПК РФ, я возражал, считал, что нет препятствий для его рассмотрения по существу и вынесения оправдательного приговора. Суд ходатайство гос. обвинителя удовлетворил. С подзащитным решили указанное решение суда не обжаловать, а реализовать свое право на прекращение уголовного преследования на досудебной стадии, путем подачи соответствующего ходатайства.
Защита после возвращения уголовного дела по 237 УПК РФ:
Уголовное дело вернулось дознавателю, ну как вернулось, после того как суд вынес постановление, прошло несколько месяцев, а дело все не было. Главное, в суде его нет, в прокуратуре нет, а в дознание не поступало. Пришлось искать. Как? Путем подачи жалобы прокурору района. Дело нашлось, судя по ответу прокурора оно уже давно в дознании.
Ладно, защиту это устраивает, подаем ходатайство о прекращении уголовного преследования в связи с установлением непричастности к совершенным преступлениям, вот тут то и началось самое интересное.
Дознаватель отказывает в удовлетворении данного ходатайства, мотивировав свое решение тем, что мой подзащитный не обладал статусом обвиняемого, в отношении него уголовное дело не расследовалось, а допущенное нарушение они устранили путем уточнения анкетных данных. Интересный такой ход…
Не устроило защиту такое положение вещей, в результате чего последовала жалоба прокурору района на указанное решение дознавателя. Но прокурор оказался солидарен с дознавателем, указав, что не нужно никакое уголовное преследование прекращать, анкетные данные уточнили и на том все.
«Хм…» – подумала защита, и была подана жалоба в порядке ст. 125 УПК РФ на бездействия дознавателя, которые выразились в том, что не желает дознаватель принимать решение о прекращении уголовного преследования, несмотря на то, что установлена непричастность подзащитного к совершенному преступлению.
Суд, рассмотрев жалобу, вынес постановление об отказе в её принятии, указав, что отсутствует предмет рассмотрения, а свое право на обжалование защита может реализовать путем подачи жалобы надзирающему прокурору.
Не согласился я с такой позицией суда и подал апелляционную жалобу на постановление суда об отказе в принятии жалобы к производству.
Апелляционная инстанция согласилась с моими доводами, отменив постановление районного суда и направив мою жалобу в суд первой инстанции в ином составе для рассмотрения жалобы со стадии её принятия.
Процесс этот долгий, пока дело уходит в областной суд, пока возвращается обратно. Не стал я время терять, и параллельно решил обжаловать постановление прокурора, который отказал мне в удовлетворении жалобы.
Заместитель прокурора города согласился с тем, что уголовное преследование нужно прекращать, удовлетворил мою жалобу и внес соответствующее представление прокурору района. Однако результатов это не принесло, но ответ заместителя городского прокурора я оставил как козырь защиты.
Судебное разбирательство по жалобе в порядке ст. 125 УПК РФ:
Дознавателем и представителем прокуратуры района была занята позиция, согласно которой уголовное преследование в отношении моего подзащитного не подлежит прекращению, так как достаточно лишь уточнить анкетные данные в уголовном деле и таким образом «исключить» у подзащитного статус обвиняемого. При этом дознаватель и прокурор считали, что статусом обвиняемого мой подзащитный не обладал, в отношении него уголовное дело не расследовалось, а соответственно и прекращать нечего.
Разумеется, не мог я согласиться с таким мнением. Моя позиция основывалась на том, что подзащитный был наделен именно статусом обвиняемого и ни каким другим.
А каким статусом в уголовном процессе может быть наделено лицо, в отношении которого: было возбуждено уголовное дело, в дальнейшем направлено в суд с обвинительным актом, обвинительный акт был утвержден прокурором, в отношении подзащитного рассматривалось уголовное дело в судебном заседании, применялась мера процессуального принуждения в виде привода, разъяснялись права обвиняемого (подсудимого) в судебном заседании, в суде была избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении, которая, к слову, на момент рассмотрения жалобы не была отменена. В конце концов, у него был защитник…
Если обратиться к положениям УПК РФ, то ни одно его положение не предусматривает путем уточнения анкетных данных исключение лица из статуса обвиняемого. Для этого предусмотрена единственная процедура, регламентированная статьями 212-213 УПК РФ, которая заключается в том, что в случае установления непричастности лица к совершенному преступлению в отношении него должно быть прекращено уголовное преследование в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 27, ч.1 ст. 212 УПК РФ.
Рассмотрение дела заняло три или четыре заседания. Пока рассматривалось данное дело, по представлению прокуратуры Новосибирским областным судом было отменено постановление об административном правонарушении в отношении моего подзащитного, за то мелкое хищение, которое он не совершал, были представлены документы, указывающие на то, что сведения о подзащитном, как лице привлекавшимся к уголовной ответственности, удалены из соответствующих баз ИЦ.
Кстати говоря, постановление Областного суда, которым было отменено постановление по делу об административном правонарушении, тоже было использовано защитой в свою пользу. Из данного постановления следовало, что в отношении моего подзащитного прекращено производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием в его действиях состава правонарушения (ведь он к нему не был причастен). Как я указывал в ходе прений, административное производство, можно сказать, – «младший брат» уголовного, так как тогда можно по административному делу прекратить дело, а по уголовному лишь уточнить анкетные данные?
Итог по делу:
Суд согласился с доводами жалобы, признав бездействия дознавателя незаконными, обязав его устранить допущенные нарушения, а именно прекратить уголовное преследования в отношении подзащитного в связи с его непричастностью к совершенным преступлениям (п. 1 ч.1 ст. 27 УПК РФ). С выводами суда можно ознакомиться в приложенных документах.
Со стороны прокуратуры было подано апелляционное представление на указанное постановление суда. В суде апелляционной инстанции прокурор отказался поддерживать внесенное представление.
Во исполнение принятого судебного решения уголовное дело и уголовное преследование в отношении моего подзащитного было прекращено, за ним было признано право на реабилитацию.
Таким образом, защите понадобилось более полутора лет, чтобы добиться прекращения уголовного преследования в отношении невиновного лица и признания за ним права на реабилитацию.
Для того, чтобы не пропустить новые статьи об адвокатской практике, а также быть в курсе юридических новостей, можно подписаться на группу адвоката в социальной сети «ВКонтакте».
Освещение данного дела в СМИ:
1. Статья в Комсомольской правде: «В Новосибирске жулик отдал под суд вместо себя друга детства, назвав полицейским его фамилию» https://www.nsk.kp.ru/daily/26835/3876002/.
2. Статья в Комсомольской правде: «Ошибочка вышла: плотник год доказывал новосибирским полицейским и суду, что его подставил друг детства» https://www.nsk.kp.ru/daily/26835/3876002/.
3. Статья в Комсомольской правде: «Перепутали: новосибирская прокуратура извинилась перед парнем, которого судили вместо жулика» https://www.nsk.kp.ru/online/news/3380184/.
Сюжет в программе ВМЕСТЕ на СТС-МИР. Алиби в реальной практике.
https://youtu.be/vNFkQFkDMKM
Программа Прецедент. Дело Александра Сычева.
https://youtu.be/XOJoehGp7tI
Сюжет в программе ВМЕСТЕ на СТС-Мир. СТС-МИР. Хождение по мукам. Дело А. Сычева.
https://youtu.be/r0UJ1J9oJME
Добавлено: 12:29 13.09.2022
Автор — адвокат Спиридонов Михаил Владимирович (г. Новосибирск)
Тел. 8-923-249-26-92
Сайт адвоката
Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые интересные материалы:
Добавлено: 11:56 29.09.2022