Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Поучаствовав в одном деле, которое как говорится «яйца выеденного не стоит», я имела возможность убедиться, что наше государство, часто умеющее создать проблему из ничего, без работы нас не оставит.
Мой доверитель, деятельность которого была связана со сдачей строительной техники в аренду, сдал экскаватор без экипажа в аренду некому гражданину М, о чем соответственно был составлен договор.
Из условий договора, гражданин М, намеревался использовать арендованную технику для благоустройства своего земельного участка и расширения берегов расположенного на участке озера.
В период действия договора, 04 апреля 2019 года на земельном участке, принадлежащем гр-ну М, указанный экскаватор был изъят в ходе осмотра места происшествия. На момент осмотра за рулем экскаватора никого не было, как и на самом участке какие либо посторонние лица, кроме участвующих сотрудников полиции и понятых — отсутствовали.
По государственному регистрационному знаку был установлен владелец экскаватора – мой доверитель, который сразу приехал на место.
Осмотром места происшествия экскаватор был изъят, в возвращении собственнику было отказано.
Оговорка стандартная, приходите позже, может быть вернут когда-нибудь.
Доверитель ждал, ездил, просил, умолял, все-таки вещь дорогостоящая стоимостью порядка 3-х миллионов рублей, приобреталась в кредит, который погашался от сдачи экскаватора в аренду.
Прошло полтора месяца.
Поняв, что технику никто отдавать не планирует, доверитель обратился за помощью ко мне.
Заключила соглашение, уверенная, что закину ходатайство, в исключительном случае жалобу прокурору и на этом работа будет выполнена.
Как я ошибалась!!!
Истребовав копии необходимых документов, увидела, что уголовное дело возбуждено 30.04.2019 года по ч.1 ст. 171 УК РФ в отношении неустановленного лица.
Так как на момент моего вступления в дело – 24 мая 2019 года никакого процессуального решения по изъятому имуществу принято не было, то я написала жалобу в порядке ст. 124 УПК РФ прокурору и ходатайство о возвращении экскаватора на имя дознавателя, в производстве которого находилось уголовное дело. Я понимала, что мои действия спровоцируют сотрудников полиции на осмотр и приобщение изъятой техники в качестве вещественного доказательства.
Меня это не пугало, потому что основной задачей было вернуть технику, чтобы она не утрачивала свои свойства, работала и приносила доход, а не убытки доверителю.
Этим же днем был произведен осмотр техники, и впоследствии я получила ответ на свое ходатайство, что экскаватор осмотрен, приобщен в качестве вещественного доказательства, передан на хранение сотруднику полиции и будет находиться на территории УМВД до окончания судебного разбирательства по делу.
На момент осмотра дорогостоящая техника уже успела покрыться налетом ржавчины, не заводилась, так как стояла под открытым небом на территории отдела полиции.
Я не унывала, потому что была уверена, что прокуратура разберется и защитит права предпринимателя.
Не разобралась.
Но и тут мы не теряем оптимизма.
Суд то явно будет на нашей стороне, встанет на сторону непричастного, прекратит творить беспредел.
Пишу жалобу в порядке ст. 125 УПК РФ на действия должностных лиц.
Расписываю все нарушения, указываю, что постановление о признании вещественных доказательств вынесено в срок позднее 10 суток с момента их изъятия, постановление в части невозможности передачи доверителю на ответственное хранение его имущества не мотивированное, его интересы как собственника не учтены, дорогостоящая техника приходит в негодность в силу ненадлежащих условий хранения и утрачивает свои свойства.
Разумеется привожу ссылки на законодательство и судебную практику и прошу признать незаконными действия должностных лиц ОМВД России по Светловскому ГО по удержанию без принятия соответствующего процессуального решения относительно статуса имущества в период с 04.04.2019 года по 24.05.2019 года, принадлежащего Чириченко А.А. на праве собственности экскаватора HYNDAI, признать незаконным Постановление о признании и приобщении к уголовному делу вещественных доказательств от 24.05.2019 года, вынесенное начальником ГО ОМВД России по Светловскому ГО в части передачи вещественного доказательства на ответственное хранение сотруднику полиции Г., без обсуждения вопроса о возможности передачи вещественного доказательства на ответственное хранение собственнику и обязать начальника ГО ОМВД устранить допущенные нарушения.
В процессе жалобу поддерживаю, оглашения не жду, так как суд ушел в совещательную на три часа, мчу в другой процесс.
Звонит доверитель и сообщает, что суд в удовлетворении жалобы в части возврата экскаватора отказал.
Получаю постановление суда, вижу, что судья фактически устранился от рассмотрения доводов жалобы, связанных с нарушением следователем положений ч.4 ст. 7 УПК РФ и п. «б» п. 1 ч.2 ст. 82 УПК РФ, интересы собственника экскаватора никак им не учитывались, мотивы по которым дознаватель отказал в передаче имущества собственнику на хранение не приведены.
Итог – апелляционная жалоба.
В ходе рассмотрения судом апелляционной инстанции постановление было отменено с направлением на новое рассмотрение в ином составе.
17 сентября 2019 года, суд первой инстанции выносит новое постановление в котором вновь отказывает в удовлетворении жалобы, не приводя никаких мотивов, свидетельствующих о том, что после осмотра и фотографирования вещественное доказательство не может быть передано собственнику на ответственное хранение, не приводя никаких мотивов подтвержденных фактическими данными, свидетельствующих о том, что передача собственнику на ответственное хранение принесет какой-либо ущерб доказыванию, и в чем он может быть выражен.
Никаких доказательств того, что мой доверитель как собственник при передаче ему на ответственное хранение принадлежащего ему имущества намерен чинить препятствия органу дознания в предъявлении экскаватора в случае необходимости материалы дела и постановление не содержат.
Несмотря на данные нарушения, указанные и в постановлении суда апелляционной инстанции, суд вновь фактически подменил собой орган дознания, указав на оправданность оставления вещественного доказательства на ответственном хранении у некого лица.
Соответственно далее следует моя жалоба на постановление суда, в котором я прошу решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении жалобы.
12.11.2019 года Калининградским областным судом жалоба удовлетворена, и экскаватор возвращен собственнику.
Срок возврата техники составил более 8 месяцев.
Непричастный к данному преступлению индивидуальный предприниматель все это время нес убытки, после получения экскаватора последовал его ремонт, так как стояние в «надлежащих условиях» не прошло бесследно.
Дело, по которому он был изъят, возбуждено в отношении неустановленного лица, по преступлению, относящемуся к категории небольшой тяжести.
Оно, разумеется, постоянно приостанавливалось и возобновлялось под мои жалобы.
Экскаватор, осмотрен, приобщен, сфотографирован, какой ущерб доказыванию может быть причинен его возвратом собственнику на ответственное хранение мне не понятно.
Еще более загадочным мне кажется ссылка дознавателя на его необходимость в использовании при следственных действиях.
Какие это следственные действия могут быть?
Он изъят на месте у ямы. Мог или не мог он ее выкопать? И суд столько времени оставался безучастным, «кушал» этот бред.
Хорошо, что остались судьи, способные принимать решения и это стимулирует нас не опускать руки, а продолжать борьбу столько сколько это надо для достижения результата.
Жалобы прилагаю ниже, вдруг кому пригодятся в работе.