Иногда руководители организаций, покидая свой пост, прихватывают что-нибудь с собой «на память». Чаще всего, это деньги или иное имущество фирмы. Мотивы таких поступков могут быть разными: кто-то считает, что с ним несправедливо поступили при прощании, обделили в чем-то, несправедливо уволили и считает это некоторой «компенсацией», а кто-то преследует откровенно корыстные, преступные цели.
А бывает и так, что сотрудники фирмы (чаще всего, директора или менеджеры), увольняясь из организации, забирают то, что в дальнейшей перспективе способно принести значительные дивиденды: клиентскую базу своего бывшего работодателя и пытаются на её основе построить свой собственный бизнес.
И если вернуть обратно необоснованно полученное или похищенное имущество, имеющее конкретную форму и четкое денежное выражение, вполне возможно, то с клиентской базой всё куда сложнее.
Подобная ситуация произошла и с ООО «Н.» (далее также – Общество, Фирма, Организация, Истец). Более 10 лет её директором был А. Но в начале 2018 года он решил покинуть свой пост в Фирме и пуститься в свободное плавание. А чтобы плавание было комфортным, он сделал следующее. Во-первых, учредил в январе 2018 года с помощью аффилированных ему лиц ООО «Д.» с теми же направлениями деятельности, что и у Организации. При этом, формально, А. ко вновь созданной ООО «Д.» не имел никакого отношения. Во-вторых, за пару недель до своего ухода из Фирмы, А. подал в ПАО «Ростелеком» заявление о переоформлении стационарного телефонного номера, находившегося в пользовании Организации, на недавно созданное ООО «Д.». И только после всех этих действий А. уволился из Организации.
И здесь нужно сказать пару слов о телефонном номере. Данный номер принадлежал Организации более 10 лет, на нем была завязана значительная клиентская база, так как он указывался всё это время в рекламе, на сайте организации, а также в многочисленных договорах в качестве номера для сервисного обслуживания клиентов. То есть этот номер был для Организации действительно важен, так как приносил новых клиентов и был одним из основных каналов связи для клиентов действующих.
Передо мной стояла задача оспорить сделки по переоформлении телефонного номера и возвратить его в пользование Общества. Ситуация осложнялась тем, что такая сделка (переоформление телефонного номера), сама по себе, не являлась крупной сделкой или сделкой с заинтересованностью и не выходила за рамки полномочий А., как директора Общества.
Прежде чем принимать решение об обращении в суд, я решил собрать побольше информации, так как то, что было сообщено мне, по большей части, строилось на догадках и предположениях. В результате запроса в ПАО «Ростелеком», я узнал, что А., будучи на тот момент директором Общества, написал заявление о переоформлении спорного абонентского номера на ООО «Д.», но, что еще интересней, в тот же день генеральный директор ООО «Д.» также написал заявление о согласии на переоформление на эту организацию телефонного номера, в связи с чем между ООО «Д.» и ПАО «Ростелеком» был заключен договор об оказании услуг связи с использованием спорного абонентского номера. После этого картина более-менее прояснилась и было решено обращаться в суд.
В конечном итоге, с учетом уточнений и пояснений, правовая позиция основывалась на двух правовых конструкциях.
1. П. 2 ст. 174 ГК РФ – совершение представителем (директором) сделки вопреки интересам представляемого (Общества) в результате чего причинен вред законным интересам Общества.
П. 2 ст. 174 ГК РФ предусмотрено, что сделка может быть признана недействительной, если установлено наличие обстоятельств, которые свидетельствовали о сговоре либо об иных совместных действиях представителя и другой стороны сделки в ущерб интересам представляемого, который может заключаться как в любых материальных потерях, так и в нарушении иных охраняемых законом интересов (например, утрате корпоративного контроля, умалении деловой репутации).
О наличии сговора (совместных действий) между А. и ООО «Д.» свидетельствовало следующее.
(a.) А. переоформил абонентский номер на ООО «Д.» без какой-либо экономической/иной объективной причины и выгоды для Истца, без распоряжения единственного учредителя Организации, исключительно с целью его передачи и последующего использования ООО «Д.».
(b.) В тот же день, когда А. подал в ПАО «Ростелеком» заявление о переоформлении телефонного номера, ООО «Д.» подало заявление о согласии на переоформление данного номера в своё пользование. Подать в один и тот же день такие заявления возможно исключительно при согласованных действиях.
(c.) В заявлении ООО «Д.» о согласии на переоформление телефонного номера в своё пользование указаны контактные данные А., который на тот момент ещё являлся директором Общества.
(d.) В реквизитах Договора об оказании услуг связи с использованием спорного телефонного номера, заключенного между ПАО «Ростелеком» и ООО «Д.» указан телефонный номер и адрес электронной почты, принадлежащие А., который на тот момент ещё являлся директором Общества.
(e.) ООО «Д.» было учреждено непосредственно перед увольнением А. и подачи им заявления о переоформления телефонного номера.
(f.) ООО «Д.» использует данный номер в своей хозяйственной деятельности. При этом, занимается той же деятельностью, что и Общество, и на той же территории.
Ущерб законным интересам представляемого (Истца) от оспариваемых сделок заключался в том, что Организация помимо своей воли утратила телефонный номер, которым пользовалась в рамках своей предпринимательской деятельности длительное время, с 2006 года. Причем, телефонный номер был не просто утрачен, а перешел к конкуренту, действующему на той же территории и в той же сфере деятельности. Каких-либо доказательств того, что оказание услуг телефонной связи с использованием данного телефонного номера приостанавливалось или прекращалось ответчиками не представлено.
При этом было собрано и представлено достаточное количество доказательств, подтверждающих, что спорный телефонный номер непосредственно до подачи А. заявления о его переоформлении регулярно использовался Истцом для совершения и принятия звонков от клиентов и иных контрагентов (договоры с клиентами, детализации телефонных соединений, заявки на рекламу).
2. ст. 168 ГК РФ – нарушение закона в части ст. 10 ГК РФ, а также в части специальных законов.
Я решил не ограничиваться вышеуказанной конструкцией, а поискать альтернативы для оспаривания в целях подстраховки, так как конструкция ст. 174 ГК РФ имела некоторые изъяны применительно к данному случаю.
Дело в том, что в заявлении А. от лица Общества было дословно написано: прошу ПЕРЕОФОРМИТЬ абонентский номер. В заявлении не содержалось просьбы об уступке прав по договору связи или просьбы о расторжении договора в части пользования телефонным номером.
Вместе с тем, специальное законодательство предусматривает, что переоформление абонентского номера с одного юр.лица на другое возможно только в случае ликвидации первого. Помимо переоформления, номер можно передать на основании уступки прав требования, либо когда одно юр.лицо расторгает договор связи, а второе подает заявление на оказание услуг связи с тем же номером. Но как следует из заявления А. в интересах Общества, он не просил о расторжении договора, равно как и об уступке прав по нему, а просил именно о переоформлении, которое не допускается в данном случае, что свидетельствует о противоречии данной сделки закону.
До подачи иска и в процессе производства по делу было собрано большое количество доказательств, подтверждающих позицию Истца, в результате, дело состояло из 4 томов. Детально все доводы со ссылками на конкретные доказательства приведены в прикрепленных документах. Наиболее полно и систематично позиция Истца отражена в отзыве на апелляционную жалобу.
Оба довода были восприняты судами, а исковые требования были удовлетворены в полном объеме. Решение устояло в апелляции, после чего телефон был возвращен Истцу. Конечно, скорее всего, какая-то часть клиентской базы «осела» у ответчика, но, по словам доверителя, сразу после перехода телефона обратно к Организации, многие клиенты продолжили по нему звонить, как ни в чем не бывало.
Хочу отметить, что иск был удовлетворен, в том числе, благодаря неаккуратным действиям самого А., а также отсутствия у ответчика вразумительной и логичной позиции по делу. Все доводы ответчика сводились к тому, что истцу совершенными сделками не причиняется никакого ущерба, так как он перестал пользоваться спорным телефонным номером задолго до его переоформления.
При этом, представитель ответчика в суде отрицала факт сговора между А., и ООО «Д.», но на мои настойчивые вопросы о том, как же так вышло, что А. передал спорный номер в тот же день, что и ООО «Д.» подало заявление о согласии на его переоформление в свою пользу (что явно свидетельствует о согласованности действий), да еще и в заявлении ООО «Д.» указан телефонный номер А. и его электронная почта, говорила, что это просто совпадение, и вообще, город не такой большой, ничего в этом странного нет. А по поводу контактов А. в заявлении ответчика поясняла, что такового было указание сотрудника ПАО «Ростелеком».
Если бы действия А. в момент передачи номера были более продуманны, а позиция ответчика в суде была более последовательной, результат мог быть иным. В связи с этим, стоит отметить, что всегда лучше предотвратить возникновение подобных ситуаций, чем оставлять их решение на волю суда.
В качестве вывода, собственникам бизнеса можно дать совет более детально определять полномочия и ограничения для единоличного исполнительного органа Общества в том, что касается распоряжения имуществом и совершения сделок, и усиливать за ним контроль с помощью коллегиальных органов.


Уважаемый Иван Иванович, спасибо за размещение этого, довольно редкого, но очень интересного дела!
Безусловно, в ситуации «предательства и диверсии» со стороны руководителя организации, всегда крайне сложно оспаривать, но Вы великолепно справились со своей задачей и заслуженно победили! (Y) (handshake)
Уважаемый Иван Николаевич, большое спасибо за столь высокую оценку!
Обсуждаем вопрос взыскания с бывшего директора упущенной выгоды, это будет ещё сложнее:)
Уважаемый Иван Иванович, и судебные издержки, и упущенную выгоду необходимо взыскать, и я желаю Вам в этом удачи!
Уважаемый Иван Иванович, поздравляю с победой в непростом деле, но думаю, что основная борьба еще впереди. Подобные споры были и в моей практике.
Уважаемый Максим Юрьевич, благодарю!
Ознакомился с Вашей практикой, очень интересное дело, понравился ход с жалобой в УФАС.
Уважаемый Иван Иванович, очень интересная практика, редкая. Спасибо! С удовольствием ознакомился.
Уважаемый Владимир Борисович, Вам спасибо за внимание к публикации!
Уважаемый Иван Иванович, спасибо, что поделились такой интересной и редкой практикой. Свою позицию ответчик явно не продумал как следует.
Отличная работа! Поздравляю!(Y)
Уважаемый Иван Иванович, готовлю иск по подобной проблеме, статья оказалась очень полезной, спасибо Вам!
Уважаемая Марина Александровна, рад, что статья оказалась полезной! Успехов в Вашем деле!
Уважаемый Иван Иванович, отличное дела и замечательная работа. Поздравляю.
Уважаемый Станислав Всеволодович, благодарю Вас!
Уважаемый Иван Иванович, отличная статья!!!
Дело не из тривиальных, а потому заслуживает особо пристального к нему внимания и изучения.
Спасибо!
Уважаемый Евгений Викторович, большое спасибо!