Декабрь 2014 года.
Вологодская область,
Грязовецкий район.
На лесной деляне в светлое время суток работают водители, нанятые индивидуальным предпринимателем, на принадлежащем ему автотранспорте. Загрузили кругляком лесовоз Камаз и двухосный прицеп Маз.
Смертельная сцепка
Осталось сцепить их между собой и в путь. Для этой операции в задней части лесовоза имеется тягово-сцепное устройство (ТСУ), а в передней части прицепа – дышло. Для сцепки автомобиль задним ходом надвигается на дышло неподвижного прицепа так, чтобы петля дышла попала в замок ТСУ и он защелкнулся.
Водитель при этом ощущает характерный толчок. Сцепка выполняется вслепую, вне зоны видимости зеркал заднего вида и без помощника. Указанные условия считаются достаточными для успешного применения этого маневра. Мне, например, трудно понять, как водитель ухитряется ловителем (размер 20х30 см) ТСУ насадиться/наколоться/нанизаться на дышло двухметровой длины. Да ещё на грунтовой заснеженной дороге. Вот как выглядит сцепка, выполненная через полгода после ДТП в ходе следственного эксперимента с теми же транспортными средствами.
Но вернёмся в декабрь. Водитель лесовоза (далее – водитель) стал выполнять привычную операцию. Но характерного толчка не было.
Тогда он откатил автомобиль вперёд и повторил движение задним ходом. Снова не получилось. Водитель вышел из кабины и обнаружил лежащий на снегу под опущенным дышлом прицепа труп водителя Урала.
До начала манёвра этот водитель (далее – пешеход) стоял около своего автомобиля справа от лесовоза. Как пешеход оказался в зоне сцепления, водитель не знает. Он не просил его помогать при сцепке.
Кто виноват?
Пешеход, находясь между прицепом и движущимся задним ходом лесовозом, получил множественные повреждения и погиб на месте ДТП.
Это может быть квалифицировано как
нарушение лицом, управляющим автомобилем, правил дорожного движения транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть человека (ч.3 ст. 264 УК РФ). Максимальное наказание – лишение свободы на срок до 5 лет.
В данном случая применимы следующие нормативно-правовые акты.
► Правила дорожного движения РФ (Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090).
► «ТОИ Р-15-032-97. Типовая инструкция по охране труда для водителя лесовозного автопоезда, оснащенного гидроманипулятором» (утв. Минэкономики РФ 15.12.1997).
► "Инструкция по охране труда для водителя лесовозного автопоезда" (утв. Минтрудом РФ 11.05.2004).
Водитель нарушил п. 8.12 Правил:
Движение транспортного средства задним ходом разрешается при условии, что этот маневр будет безопасен и не создаст помех другим участникам движения. При необходимости водитель должен прибегнуть к помощи других лиц.Процитированная формулировка имеется и в инструкциях.
Но в инструкциях имеются и другие пункты — 4.4 и 4.5:
«Не разрешается производить сцепку и находиться между сцепляемыми транспортными средствами до полной их остановки».
Поэтому в Акте о расследовании несчастного случая на производстве, принятом единогласно, зафиксирована ответственность обоих участников ДТП (Форма 4, пункты 5 и 6) .
√ Водитель является ответственным за то, что, не убедившись в безопасности маневра, осуществил движение транспортного средства задним ходом.
√ Пешеход является ответственным за то, что находился между сцепляемыми транспортными средствами при отсутствии полной остановки лесовоза.
Таким образом, несчастный случай произошёл благодаря сочетанию этих двух нарушений. Несчастный случай не произошёл бы, если бы:
→ водитель, прежде чем начать движение задним ходом, убедился в безопасности маневра;
→ пешеход не сунулся в зону сцепления при движении лесовоза задним ходом.
Что делать
полицейскому следователю, возбудившему уголовное дело? Если комиссия по расследованию несчастного случая назвала двух виновных? Ответ правильный! Пытаться доказать вину водителя, оставшегося в живых.
Водитель лесовоза остался единственным участником и очевидцем событий. Подвергать сомнению его «правильные» показания некому.
Следственные эксперименты уточнили некоторые параметры происшествия. Выполненные в Вологодском областном бюро судебно-медицинские экспертизы по трупу (первоначальная) и по материалам уголовного дела (дополнительная) установили следующее.
> Телесные повреждения возникли от сдавления грудной клетки водителя между задним бампером лесовоза и передним бампером прицепа.
> В момент сдавления водитель находился в положении «стоя».
> Сдавление грудной клетки происходило в косо-фронтальном положении – в направлении от задне-правой поверхности грудной клетки к передне-левой поверхности грудной клетки.
> Смерть наступила от полученных повреждений.
> Переезд тела колёсами автомобиля исключён.Эти выводы я оцениваю как соответствующие действительности.
Расследование длилось уже год. Родственники погибшего тормошили полицию. Но следователю для принятия решения по делу чего-то не хватало. Он обратился за помощью в ООО Экспертно-технический центр «Авто-Тест» (г. Курган).
Аж за 2000 км! Вот как далёко простирается известность руководителя центра – Хоменко Сергей Евгеньевич, эксперт-автотехник, кандидат технических наук, доцент, мой одногодок и просто хороший человек. В помощи он не отказал, но ходатайствовал, чтобы к участию в экспертизе привлекли меня.
Вот так получилось, что негосударственными экспертами была выполнена по материалам дела
Комплексная автотехническая и
судебно-медицинская экспертиза
Следователь привёз в Курган 3-хтомное уголовное дело и работа закипела. Нас разделяли 200 км, поэтому трудились мы дистанционно, с помощью интенсивной электронной переписки. Сергей Евгеньевич великодушно взял на себя все процессуальные, финансовые, оформительские и технические вопросы. Помог мне с установлением выступающих частей задней поверхности лесовоза и передней поверхности прицепа, конфигурации и минимальных (на момент максимального сближения транспортных средств) размеров жизненного пространства, в котором был сдавлен пешеход.
В судебно-медицинском разделе нашего заключения я подтвердил выводы государственных экспертов и уточнил, что пешеход при сдавливании был обращён:
♦ передне-левой частью груди — к заднему бамперу лесовоза;
♦ задне-правой частью груди и живота — к переднему бамперу прицепа и, возможно, дышлу.Сергей Евгеньевич детально изложил механизм ДТП (см.), проиллюстрировав это многочисленными фото, схемами и видео. Посмотрите одно из них (см.).
Мы управились за два месяца. Следователь получил в Кургане заключение экспертов, заверенное автотехником. И сразу в Тюмень, за моими подписями. Следователь не скрывал радости: «Наконец-то прекращу уголовное дело!». И убыл в Вологду.
А я до сих пор не понимаю, что мешало «прекратить» без назначения комплексной экспертизы. Полагаю, что не имеет никакого значения, как возникли у пешехода смертельные телесные повреждения:
при сдавливании между транспортными средствамиили
при наезде/переезде колесом лесовоза.
Послесловие
Родственники погибшего, не дожидаясь исхода уголовного преследования, обратились в суд за компенсацией морального вреда. Все иски к индивидуальному предпринимателю, являвшемуся владельцем транспортных средств, были удовлетворены (см., см., см.).
P.S. В этой истории есть и отдалённый эффект. Через 2 года после нашей экспертизы Сергей Евгений стал праворубцем. Спустя ещё 2 года удалось уговорить на совместную публикацию. И вот она перед вами!
Добавлено: 17:24 23.01.2021
Примерно, такой манипулятор использовали для погрузки лесного кругляка.
Добавлено: 17:32 23.01.2021
Посмотрите комментарий, который написал Юрий Александрович, и мой ответ на него.