Доверитель, имея желание достроить дом, обратилась с уведомлением о планируемом строительстве в управление градостроительства. В ответ получила отказ.
Причина отказа ее сильно удивила – земельный участок, расположенный в середине села, пересекался с землями лесного фонда.
В дальнейшем, в ходе судебного разбирательства, факт пересечения земельного участка доверителя с земельным участком лесного фонда был подтвержден. Однако, при вынесении отказа, в управлении градостроительства не учли нормы права, установленные Федеральным законом от 21.12.2004 N172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» и Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», регулирующие подобные спорные отношения.
Юридически важным обстоятельством по делу являлась регистрация права собственности доверителя на земельный участок до 1 января 2016 года.
В обосновании правовой позиции нами было указано следующее:
«В силу ч.4 ст.60.2 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ границы лесных участков изменяются в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, в случае выявления их пересечения с границами земельного участка, права на который зарегистрированы до 1 января 2016 года, если пересечение их границ было выявлено органом регистрации прав при осуществлении регистрации прав на данный земельный участок, обнаружении ошибки, указанной в части 3 статьи 61настоящего Федерального закона (далее также — реестровая ошибка), в том числе выявленной по заявлению правообладателя земельного участка.
Пунктом 5 ст.60.2 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ установлено, что в случае, если в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости земельный участок предназначен для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства, строительства и (или) эксплуатации жилого дома, но относится к категории земель лесного фонда и это было выявлено органом регистрации прав при осуществлении регистрации прав на такой земельный участок, обнаружении реестровой ошибки, в том числе выявленной по заявлению правообладателя такого земельного участка, орган регистрации прав вносит в сведения Единого государственного реестра недвижимости изменения в части отнесения такого земельного участка к категории земель сельскохозяйственного назначения либо к категории земель населенных пунктов (в случае, если такой земельный участок расположен в границах населенного пункта) в соответствии со статьей 14Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».
На основании ч.3 ст.14 Федерального закона от 21.12.2004 N172-ФЗ в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
Согласно ч.6 ст.14 Федерального закона от 21.12.2004 N172-ФЗ положения части 3настоящей статьи не распространяются на земельные участки:
1) расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия;
2) земельные участки, относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы;
3) земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным закономот 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации.
Сведений о том, что земельный участок истца расположен в границах особо охраняемых природных территорий, территорий культурного наследия, относится к категории земель промышленности, энергетики и т.д., к землям сельскохозяйственного назначения нет. Ограничений в пользовании земельным участком Истца по указанным обстоятельствам не установлено.
Данные обстоятельства подтверждаются заключением кадастрового инженера.
Таким образом, несмотря на то, что земельный участок истца пересекается с земельным участком лесного фонда, он относится к категории земель – земли населенных пунктов,вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства.
В силу п.2 ст. 7 ЗК РФправовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования».
С учетом перечисленных обстоятельств, требования истца были признаны судом законными и подлежащими удовлетворению.