В связи со вступлением с 01.01.2020 года Федерального закона от 01.10.2019г. №328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральная служба судебных приставов перешла на иной вид государственной службы с преобразованием в органы принудительного исполнения.
Указанным законом введены запреты и ограничения, при наличии которых кандидату отказывается в поступлении на службу в органы принудительного исполнения.
Так, мой доверитель, прослужив около 10 лет в местном ОСП в должности судебного пристава-исполнителя, получил уведомление из Управления ФССП, согласно которому он не может быть принят на службу в силу ст.17 ФЗ от 01.10.2019г. №328-ФЗ, поскольку уголовное преследование в отношении него в 1995 году было прекращено вследствие изменения обстановки, то есть по нереабилитирующему основанию.
Последовавшие за этим жалобы в прокуратуру регионального и федерального уровня, а также в ФССП России не дали каких-либо положительных результатов, поскольку жалобы в нарушение ч.6 ст.8 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» направлялись на рассмотрение в тот государственный орган, чьи действия и решение нами оспаривались.
Уголовное дело в 1995 г. в отношении доверителя было прекращено вследствие изменения обстановки на основании постановления суда, поскольку в отличие от ныне действующего законодательства, УК РСФСР (ч.1 ст.50) и УПК РСФСР (ст.6) предусматривали возможность освобождения лица в связи с изменением обстановки не только от наказания, но и от уголовной ответственности.
Основные доводы наших исковых требований сведены к следующему:
Исходя из положений ст.ст.14 и 17 ФЗ от 01.10.2019г. №328-ФЗ, запрет на поступление на службу установлен для следующих категорий лиц:
— лица, которые за преступление были осуждены приговором суда, вступившим в законную силу (п.2 ч.1 ст.14);
— лица, имеющие или имевшие судимость (п.2 ч.1 ст.14);
— лица, являющиеся подозреваемыми или обвиняемыми по уголовному делу (п.2 ч.4 ст.17);
— лица, в отношении которых уголовные дела прекращались по одному из 4-х оснований, а именно: 1) за истечением срока давности, 2) в связи с примирением сторон, 3) вследствие акта об амнистии, 4) в связи с деятельным раскаянием (п.4 ч.4 ст.17).
Последний пункт и стал основанием для отказа в поступлении на службу.
В то же время необходимо обратить внимание, что законодатель при введении ограничений и запретов в данный закон, выделил лишь вышеуказанные 4 нереабилитирующих основания, препятствующих поступлению на службу (аналогично и для сотрудников МВД — п.4 ст.17 ФЗ от 30.11.2011г. №342-ФЗ), из всего перечня оснований прекращения уголовного дела которые можно насчитать в УК РФ, в частности, прекращение дела с назначением судебного штрафа.
Перечень запретов и ограничений, предусмотренный ст.ст.14 и 17 ФЗ от 01.10.2019г. №328-ФЗ является исчерпывающим и расширительному толкованию подвергаться не может, так как в силу ч.6 ст.17 ФЗ иные ограничения, связанные с поступлением на службу в органы принудительного исполнения, могут быть установлены только путем внесения изменений в указанный Федеральный закон.
Отказ УФССП в принятии на службу в органы принудительного исполнения РФ не основан на законе, в силу отсутствия в нашем случае какого-либо запрета или ограничения, предусмотренного ст.ст.14 и 17 ФЗ от 01.10.2019г. №328-ФЗ.
Таким образом, в силу того, что в отношении доверителя не выносился обвинительный приговор, уголовное дело не прекращалось по одному из 4-х оснований предусмотренных п.4 ч.4 ст.17 ФЗ, отказ ему в принятии на службу являлся незаконным.
В силу несоответствия основания решения ответчика обстоятельствам дела и положениям закона, исковые требования были признаны обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Выдержав апелляционную инстанцию, решение суда вступило в законную силу.