Федеральный закон № 73-ФЗ от 31.05.2001 «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», ст. 41: «В соответствии с нормами процессуального законодательства Российской Федерации судебная экспертиза может производиться вне государственных судебно-экспертных учреждений лицами, обладающими специальными знаниями …, но не являющихся государственными судебными экспертами».
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации № 174-ФЗ от 18.12.2001, статьи 5, 195 и 199: «экспертное учреждение — государственное судебно-экспертное или иное учреждение, которому поручено производство судебной экспертизы в порядке, установленном настоящим Кодексом»; «Судебная экспертиза производится государственными судебными экспертами и иными экспертами из числа лиц, обладающих специальными знаниями»; «При этом руководитель экспертного учреждения, за исключением руководителя государственного судебно-экспертного учреждения, разъясняет эксперту его права и ответственность, предусмотренные статьей 57 настоящего Кодекса. … Если судебная экспертиза производится вне экспертного учреждения …»
Гражданский процессуальный кодекс РФ № 138-ФЗ от 14.11.2002, ст. 79: «Проведение экспертизы может быть поручено судебно-экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам».
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях № 195-ФЗ от 30.12.2001, ст. 26.4: «Определение обязательно для исполнения экспертами или учреждениями, которым поручено проведение экспертизы».
Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 28 от 21.12.2010 «О судебной экспертизе по уголовным делам», п. 2: «… К иным экспертам из числа лиц,обладающих специальными знаниями, относятся эксперты негосударственных судебно-экспертных учреждений, а также лица, не работающие в судебно-экспертных учреждениях».
Насторожили подзаконные акты – Постановление Правительства РФ и приказ Минздравсоцразвития РФ, которые, вопреки законодательству, запрещали негосударственному эксперту (специалисту) определение степени тяжести вреда. «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» № 5487-1 от 22.07.1993 регламентировали (с 2006 года), что «Порядок определения степени тяжести вреда, причинённого здоровью человека, устанавливается Правительством Российской Федерации» (ст. 52, ч. 4).
1. Правительство РФ 17.08.2007 Постановлением № 522:
√ утвердило «Правила определения степени тяжести вреда, причинённого здоровью человека», которыми установило, что «Степень тяжести вреда, причинённого здоровью человека, определяется в медицинских учреждениях государственной системы здравоохранения врачом – судебно-медицинским экспертом (далее – эксперт)» (п. 6);
√ поручило «Министерству здравоохранения и социального развития РФ … утвердить медицинские критерии определения степени тяжести вреда причинённого здоровью человека».
Обратился с иском в Верховный Суд РФ, который согласился со мной, после чего формулировка п. 6 в Постановлении № 522 приобрела следующий вид: «Степень тяжести вреда, причиненного здоровью человека, определяется врачом — судебно-медицинским экспертом (далее — эксперт)». См. Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ № КАС10-611 от 09.10.2010.
2. Минздравсоцразвития РФ 24.04.2008, во исполнение Постановления Правительства РФ № 522 от 17.08.2007, утвердило Приказом № 194н «Медицинские критерии определения степени тяжести вреда, причинённого здоровью человека». При этом МЗиСР РФ регламентировало: «Степень тяжести вреда, причинённого здоровью человека, определяется в медицинских учреждениях государственной системы здравоохранения врачом – судебно-медицинским экспертом, а при его отсутствии – врачом иной специальности, привлечённым для производства экспертизы, в порядке, установленным законодательством Российской Федерации, и в соответствии с Правилами и Медицинскими критериями» (п. 4). Таким образом, Минздравсоцразвития РФ продублировало Постановление Правительства РФ № 522.
Вновь обратился с иском в Верховный Суд РФ, который согласился со мной, после чего формулировка п. 4 приобрела следующий вид: «Степень тяжести вреда, причиненного здоровью человека, определяется врачом — судебно-медицинским экспертом, а при его отсутствии — врачом иной специальности (далее — эксперт), привлеченным для производства экспертизы, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и в соответствии с Правилами и Медицинскими критериями» (п. 4). См. Решение Верховного Суда Российской Федерации № ГКПИ11-141 от 21.03.2011.
3. Правительство РФ 24.03.2011 новым Постановлением № 206 придало п. 6 следующий вид: «Степень тяжести вреда, причинённого здоровью человека, определяется в медицинских учреждениях врачом – судебно-медицинским экспертом (далее – эксперт)». То есть исключило индивидуального предпринимателя, не образующего частное медицинское учреждение.
После моего обращения в Верховный Суд РФ, полностью отменившего это постановление, формулировка приобрела прежний вид: «Степень тяжести вреда, причиненного здоровью человека, определяется врачом — судебно-медицинским экспертом (далее — эксперт)». См. Решение Верховного Суда РФ № ГКПИ11-616 от 28.06.2011.
4. Правительство РФ 17.11.2011 Постановлением № 938 придало п. 6 следующий вид: «Степень тяжести вреда, причиненного здоровью человека, определяется врачом — судебно-медицинским экспертом медицинского учреждения либо индивидуальным предпринимателем, обладающим специальными знаниями и имеющим лицензию на осуществление медицинской деятельности, включая работы (услуги) по судебно-медицинской экспертизе (далее — эксперт)".
5. Минздравсоцразвития РФ, как уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, приказом № 18н от 18.01.2012 изложило п. 4 Медицинских критериев в следующей редакции: «Степень тяжести вреда, причиненного здоровью человека, определяется в соответствии с Правилами и Медицинскими критериями врачом — судебно-медицинским экспертом медицинского учреждения либо индивидуальным предпринимателем, обладающим специальными знаниями и имеющим лицензию на осуществление медицинской деятельности, включая работы (услуги) по судебно-медицинской экспертизе (далее — эксперт), привлеченным для производства экспертизы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации».
6. С 01.01.2012 действует Федеральный закон № 323-ФЗ от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», который установил, что «Порядок … определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти» (ст. 62, ч. 2). И далее.
«В Российской Федерации проводятся следующие виды медицинских экспертиз … судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертизы» (ст. 58, ч. 2, п. 4);
«медицинская деятельность – профессиональная деятельность по … проведению медицинских экспертиз» (ст. 2, ч. 1, п. 10);
«Судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертизы проводятся … в медицинских организациях» (ст. 68);
«В целях настоящего Федерального закона к медицинским организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность» (ст. 2, ч. 1, п. 11);
«медицинский работник – … физическое лицо, которое является индивидуальным предпринимателем, непосредственно осуществляющим медицинскую деятельность» (ст. 2, ч. 1, п. 13).
Льщу себя надеждой, что именно моя борьба в Верховном Суде РФ сыграла свою роль, когда медицинское ведомство составляло проект этого Федерального закона. В нём полностью отражены права «частников».
Таким образом, борьба врача-одиночки за права всех «частников» России увенчалась успехом.
P.S. Документы выложены на моём сайте http://www.nntobsme.ru.