По замыслам реформаторов во вновь образуемую полицию не должны были проникнуть людям, имеющие корыстные мотивы, связь с криминальной средой, страдающие наркотической, алкогольной зависимостью, с психическими патологиями.
Для достижения поставленных целей предусматривалось формирование электронной картотеки кандидатов, отклоненных по отрицательным основаниям; проведена проверка подлинности документов об образовании; установлен порядок применения специальных психофизиологических исследований с использованием полиграфа при отборе на службу и назначении на должности; в практику отбора на службу внедрены аппаратно-программные комплексы типа «Мультипсихометр», предназначенные для комплексной экспресс-диагностики личности кандидатов.
Ежедневные происшествия в центре которых оказываются действующие сотрудники полиции заставляют задуматься о достигнутых результатах проведенной реформы и как следствие этого о личностных характеристиках новоиспеченных сотрудников органов дел.
Новостная лента сети Интернет все чаще и чаще пестрит сообщениями о суициде сотрудников полиции. Встречается информация и о стрельбе, открытой сотрудниками полиции вне связи с осуществлением служебной деятельностью.
Появляется ощущение, что проявление случаев немотивированной агрессии со стороны полицейских становится нормой жизни, а жертвой такого насилия может стать каждый где угодно и когда угодно, поводом же для проявления такой немотивированной агрессии может стать любое малозначительное событие.
Утром 16 марта 2014 г. гражданин Шелестюков В.Н. управляя принадлежащим ему транспортным средством, следовал на тренировку по волейболу. В это же время, находящийся в отпуске оперуполномоченный полиции Рыбак Н.Н. управляя принадлежащим ему автомобилем, следовал со своей супругой и ребенком на кладбище.
Волею судеб участники дорожного движения Шелестюков В.Н. и Рыбак Н.Н. встретились на проезжей части б-ра Строителей, в результате чего между ними произошел конфликт, в ходе которого, со слов Шелестюкова В.Н., Рыбак Н.Н. произвел в Шелестюкова Н.Н. два выстрела из находящегося при нем, но принадлежавшего другомусотруднику полиции, травматического пистолета марки «Оса», причинив Шелестюкову Н.Н. телесные повреждения в виде огнестрельной рану подбородочной области справа и ссадины левого коленного сустава.
Согласно п. «в» ч. 2 ст. 151 УПК РФ, предварительное следствие производится следователями Следственного комитета РФ по уголовным делам о преступлениях, совершенных должностными лицами органов внутренних дел РФ.
Первоначально в ходе проверки сообщения о преступлении следователем по особо важным делам следственного отдела по Ленинскому району г. Кемерово следственного управления Следственного комитета РФ по КО вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.
Следователь не усмотрел в действиях Рыбак Н.Н. состава преступления, предусмотренного п. «б» ч. 3 ст. 286 УК РФ, — превышение должностных полномочий, с применением оружия, поскольку сотрудник полиции находился в отпуске; а также не усмотрел покушения на совершение преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 111 УК РФ и ч. 1 ст. 105 УК РФ, поскольку в ходе проверки факт совершения данных преступлений не найден.
Следователь также сделал вывод и об отсутствии в действиях Рыбак Н.Н. признаков состава преступления, предусмотренного п. «а» ч. 1 ст. 213 УК РФ, мотивировав данный вывод направленностью действий Рыбака Н.Н. не на грубое нарушение общественного порядка и выражения явного неуважения к обществу, а на умышленное причинение легкого вреда здоровью Шелестюкову В.Н.
Далее материал был поспешно передан следователем мировому судье для возбуждения уголовного дела частного обвинения по ч. 1 ст. 115 УК РФ — умышленное причинение легкого вреда здоровью.
Однако постановлением мирового судьи материал был возвращен в следственный комитет по причине процессуальных ошибок, допущенных следователем при его направлении мировому судье, главной из которых являлось отсутствие заявления потерпевшего о возбуждении уголовного дела частного обвинения по ч. 1 ст. 115 УК РФ.
Остается загадкой, как следователь по особо важным делам следственного комитета в звании майора юстиции не мог не знать такой прописной истины?
На этом загадки не заканчиваются. Следим за сюжетом.
Постановлением заместителя руководителя следственного отдела по Ленинскому району г. Кемерово СУ СК РФ по КО постановление об отказе в возбуждении уголовного дела было отменено, как незаконное и необоснованное, следователю были даны указания назначить дополнительную судебно-медицинскую экспертизу, поставив перед экспертами вопрос: причинен ли Шелестюкову В.Н. вред здоровью, повлекший неизгладимое обезображивание лица?
Следователь не мог не выполнить указания вышестоящего должностного лица, дополнительная экспертиза была назначена. Спустя неделю, не дожидаясь результатов дополнительно назначенной судебно-медицинской экспертизы, следователь выносит второе по счету постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, по тем же мотивам, что и первое.
Между тем полученный вывод эксперта был очевиден: рубец в подбородочной области справа плотный, малоподвижный, а потому является неизгладимым. Вместе с этим, согласно медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, выразившегося в неизгладимом обезображивании его лица, определяется судом.
Таким образом, было достоверно установлен признак состава преступления, предусмотренный ч. 1 ст. 111 УК РФ – умышленное причинение тяжкого вреда здоровью.
Казалось бы появилось «железобетонное» основание для возбуждения уголовного дела…
Не тут то было! Использовать появившуюся возможность никто не торопился. После окончания дополнительной судебно-медицинской экспертизы материал с месяц отлежался в следственном комитете, а затем был направлен по подследственности в отдел полиции «Ленинский» для организации проверки и принятия процессуального решения.
И направлен был не кем-то, а самим заместителем руководителя следственного отдела по Ленинскому району г. Кемерово СУ СК РФ по КО, тем, по указанию которого назначалась дополнительная судебно-медицинская экспертиза.
Вместо отмены второго незаконного и необоснованного постановления следователя об отказе в возбуждении уголовного дела мы на настоящий момент имеем третье постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, вынесенное уже участковым уполномоченным отдела полиции «Ленинский», поскольку по результату проверки отписанного ему материала участковый не вправе принять какое-либо иное процессуальное решение.
Сложившееся на настоящий момент ситуация, вызывает образ лежащей на боку умирающей и мычащей коровы, порождая ряд вопросов, ответы на которые не лежат на поверхности или всё же ясны, как Божий день. Главные из этих вопросов звучат так:
- По какой причине следователь по особо важным делам следственного комитета, зная об огнестрельной ране лица Шелестюкова В.Н., изначально не ставит перед экспертом вопрос о наличии (отсутствии) неизгладимого обезображивания его лица?
- По какой причине Заместитель руководителя следственного комитета не видит вывода судебного эксперта, для установления которого отменял как незаконное и необоснованное первое постановление следователя об отказе в возбуждении уголовного дела?
- По какой причине Заместитель руководителя следственного комитета передает материал проверки по подследственности в отдел полиции, где ему уже никогда не стать возбужденным уголовным делом?
- По какой причине до настоящего времени действия Рыбак Н.Н. не квалифицированы по п. «д» ч. 2 ст. 111 УК РФ — умышленное причинение тяжкого вреда здоровью выразившегося в неизгладимом обезображивании лица из хулиганских побуждений?
Всего лишь раз данная карта памяти мелькнула в приложении сопроводительной при направлении материала из Следственного комитета мировому судье. И всё! Больше о её судьбе ничего неизвестно.
Ответы на обозначенные вопросы не появятся сами собой, и лишь со временем нам, возможно, предстоит узнать, является ли подобная бездеятельность укрывательством полицейской корпорации, проявлением коррупционных связей, признаком профессиональной непригодности должностных лиц либо чем-то иным.
В настоящее время на постановления об отказе в возбуждении уголовного дела поданы жалобы в прокуратуру — посмотрим, как надзорное ведомство отреагирует на очевидные факты.
* * * * *
P.S. Мы будем публиковать новые материалы этого дела по мере их появления.
P.P.S. Разрешение доверителя на опубликование материалов его дела и документов проверки имеется.