Поиск специалиста
Юриста. Адвоката. Эксперта

Добро пожаловать!

Профессиональное общение. Уникальные процессуальные документы. Актуальная судебная практика. Квалифицированная помощь.

Приветственное видео

О важности осмотра вещественных доказательств в суде.

На основании ст. 284 УПК РФ, если в ходе расследования уголовного дела, или в ходе доследственной проверки происходило изъятие  вещественных доказательств, (если это не скоропортящиеся продукты), они должны быть предъявлены для осмотра в суде по ходатайству.⠀

Оружие, патроны, деньги, наркотики, и тому подобное. Если в протоколе обыска, осмотра места происшествия, выемки и т.д. указано, что изъяты конкретные предметы, они должны быть осмотрены в суде.

И если их в суде, не оказалось в наличии, или их не хватает, или описаны по другому, это может привести к признанию доказательств — протоколов следственных действий, недопустимыми доказательствами.

В моей практике было несколько таких курьёзных случаев, потому что это мое правило, требовать осмотра вещественных доказательств в суде. Это лишь некоторые примеры:⠀

— в одном деле о даче взятки,  не оказалось в пакете одной пятитысячной купюры. Она «испарилась». Видно плавно перешла в виде спиртного в желудок следователя. Суд в итоге из-за этого, и других моих доводов назначил всего лишь штраф, по этому «коррупционному преступлению».

— в другом деле вместо 21000 кустов конопли❗️, якобы изъятых с небольшого приусадебного участка в 5 соток, при выездном судебном заседании на Территории наркоконтроля, нам предъявили всего 400 с лишним высохших кустиков. И справку, что якобы 20 тысяч кустов высотой до 1,5 метров за 1 год съели мыши… на что я потребовал  предьявить нам этих мышей размером со слонов, эдаких мыше-слонов, или слоно-мышей. Хотя в этом же деле я предъявил в суде заключение, что на таком маленьком участке, 21000 кустов не поместится. Кстати судья в этом деле (он весьма недалёкого ума) выговаривал следователю наркоконтроля, что: «у вас кто то сливает информацию адвокату!» ему было невдомек, что никто мне ничего не «сливал», я просто знаю УПК наизусть.

— в другом деле при осмотре вещественных доказательств, не совпал способ упаковки. Часть вещдоков отсутствовала.

— ещё в одном деле, где я доказывал провокацию преступления в даче взятки, мы просмотрели всю видеозапись, и оказалось, что ещё утром оперативники инструктировали сотрудников ГИБДД, куда посадить моего подзащитного, как его снимать, что говорить. А в суде доказывалось, что это якобы была не спланированная провокация.

-в деле о сбыте наркотического средства, было обращено внимание суда, на иной цвет нитей (чем тот, что указан в протоколе) и нехватку доказательств, что в совокупности с другими доводами, привело к условному наказанию. 

— в деле о ДТП  с участием следователя, которого я защищал, мной на стоянке мвд была осмотрена поврежденная машина, на которой я обнаружил следы краски другого автомобиля, что кардинально изменил ход и результат расследования (уголовное преследование прекратили в отношении моего подзащитного и приостановили само дело в отношении неустановленного лица).

— ещё в одном деле пропали все 30 тысяч закупочных денег, которые почему то отдали… под сохранную расписку закупщику… который получил 6 лет по своему уже уголовному делу, и отбыл в колонию. 

Некоторые адвокаты вообще не заявляют ходатайство об осмотре вещественных доказательств в суде, а зря.

Автор публикации
Адвокат
abregoviland
Россия, Москва и Московская область, Москва

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Полезная публикация? Нажми «Да»! Зачем?
Комментарии (54)

      Уважаемый Иланд Альмирович, спасибо вам за публикацию, наглядные примеры всегда самые понятные )) Ваша практика по исключению доказательств впечатляет))

      +6
      Свернуть ветку
        28 Апреля 2021, 07:06 #

        Уважаемая Наталья Борисовна, спасибо вам за интерес к публикации!

        +4

        Уважаемая Наталья Борисовна, у меня однажды суд, не сумев воспроизвести в судебном заседании аудиозаписи ПТП с приложенных дисков, ограничился констатацией факта «целостности упаковки» этих дисков, но приводить в приговоре цитаты из расшифровок непрослушанных аудиозаписей всё-таки не стал.

        +9
        28 Апреля 2021, 07:08 #

        Уважаемая Наталья Борисовна, удивительно, как же некоторые суды изворачиваются! Нож другой, какие технические ошибки? Не перестаю удивляться.

        +6
        Свернуть ветку
          28 Апреля 2021, 10:10 #

          Уважаемый Иланд Альмирович, я уже и не удивляюсь, инквизиционный процесс, когда целью суда является устранение ошибок следствия и вынесение безальтернативно обвинительного приговора. 
          Суды не стесняются указывать, что все, что в письменных доказательствах свидетельствует в пользу подзащитного, является технической ошибкой, а все что против него, согласуется с иными доказательствами по делу и вообще, суд свободен в оценке доказательств, а все пояснения подзащитного и адвокатов это линия защиты против обвинения, а потому к ним стоит отнестись критически. 
          Часть таких курьезов, из моей практики, описана мною в данной публикации: Праворуб: Божья роса

          +6
          Свернуть ветку
            28 Апреля 2021, 14:13 #

            Уважаемый Олег Игоревич, спасибо вам, с интересом прочитал вашу публикацию, супер

            +2
            30 Апреля 2021, 18:22 #

            Уважаемый Сергей Алексеевич,  очень даже в тему, то что кто-то, чего не видит это еще не означает, что этого нет. Имеется ввиду проблем в деле.

        28 Апреля 2021, 21:52 #

        Уважаемая Наталья Борисовна, в УПК законодательно не закреплён термин  техническая ошибка, все это позиция судов, в основном с унисон с обвинением

        +3

      Уважаемый Иланд Альмирович!
      20 тысяч кустов высотой до 1,5 метров за 1 год съели мыши…Это сколько же дохлых мышей должно валяться недалеко от пиршества?
      А нельзя было натравить УСБ наркоконтроля на умыкание следователем конопли в преступных целях?

      +5
      Свернуть ветку
        28 Апреля 2021, 09:51 #

        Уважаемый Анатолий Кириллович, ОСБ не получилось натравить, там все они единым дружным фронтом были против защиты, и даже судья активно способствовал. В этом деле был ещё более серьёзное нарушение в деле. Один из понятых, при осмотре места происшествия (в ходе которого изъяли все вещдоки) был родным братом опера, который и регистрировал этот материал в кусп и лично присутствовал при осмотре места происшестви

        +6
        28 Апреля 2021, 10:25 #

        Уважаемый Анатолий Кириллович, изначально они изъяли не больше 400, но приписали 20 тысяч, ради показателей

        +4
        Свернуть ветку

          Уважаемый Иланд Альмирович!
          приписалиЯ понимаю, что Вы своего добились и без лишних хлопот, но спрошу.
          А за приписки нельзя было возбудиться? Через прокурора?

          +3
          Свернуть ветку
            28 Апреля 2021, 11:46 #

            Уважаемый Анатолий Кириллович, направляли заявление в СК, бесполезно, справка приобщенная тем же прокурором в суде: «за год в гараже 20 тысяч кустов съели грызуны и естественная усушка»

            +3
            Свернуть ветку
              29 Апреля 2021, 20:03 #

              Уважаемый Иланд Альмирович, «а также приходил Криса, брат Миши. Он тоже кушал» (rofl)

              +1

      Уважаемый Иланд Альмирович, Ваша публикация заставляет задуматься о тех случаях, когда следователь по каким-то причинам отказывает адвокату знакомиться с некоторыми вещдоками по уголовному делу!
      А не укрывает ли он какое-либо нарушение, о чем Вы пишите и приводите тому примеры?

      +5
      Свернуть ветку
        28 Апреля 2021, 11:49 #

        Уважаемый Анатолий Васильевич, мне ни разу ни один следователь не отказал в ознакомлении с вещдоками в порядке 217 УПК, другое дело что я не всегда именно следователя об этом прошу. А зачем? Он поймёт, что я вскрою факт пропажи и начнёт подчищать.

        +5

      Уважаемый Иланд Альмирович,
      в другом деле вместо 21000 кустов конопли❗️, якобы изъятых с небольшого приусадебного участка в 5 соток, при выездном судебном заседании на Территории наркоконтроля, нам предъявили всего 400 с лишним высохших кустиков. И справку, что якобы 20 тысяч кустов высотой до 1,5 метров за 1 год съели мыши… В отличном фильме «Однажды в Ирландии» есть славный момент, когда главный герой возвращает оружие из схрона боевикам ИРА:
      — Тут много чего не хватает. Два АК-47, Глок, Дерринджер. Ты не в курсе, где они?
      — Может, мыши съели?

      Не удивлюсь, если эта сцена возникла не на пустом месте.

      +6
      Свернуть ветку
        28 Апреля 2021, 14:11 #

        Уважаемый Роман Павлович, занятно, фильм не смотрел, но прямо совпадение в десятку)

        +3
        29 Апреля 2021, 20:07 #

        Уважаемый Роман Павлович, я ниже комментарий написал, посмотрите. У нас не Ирландия, но на Дону тоже весело.

        +1
        30 Апреля 2021, 18:30 #

        Уважаемый Роман Павлович, мне больше понравилось как он заднюю включил, когда сержант наехал на него.

      Уважаемый Иланд Альмирович, все верно (Y) Доказательства — это единственное, что имеет значение в суде, и задача адвоката добыть эти доказательства. Ну, или опровергнуть :)

      +3
      Свернуть ветку
      28 Апреля 2021, 15:24 #

      Уважаемый Иланд Альмирович, вот поэтому так важно строго следовать всем правилам. Следователям, экспертам. Чтобы потом комар носа не мог подточить. А у нас как всегда — сказали одно, записали другое, в законе вообще третье найти можно...

      +2
      Свернуть ветку
        29 Апреля 2021, 08:44 #

        Уважаемая Инна Юрьевна, согласен  с вами, спасибо за комментарий!

        +2
        30 Апреля 2021, 18:32 #

        Уважаемая Инна Юрьевна, просто фальсификацией им не нужно заниматься и все будет нормально.

        +1
        Свернуть ветку
          30 Апреля 2021, 21:24 #

          Уважаемый Александр Викторович, и этим особенно не надо заниматься:)

      Уважаемый Иланд Альмирович, по только что рассмотренному в суде делу по 222.1 и 223.1 о незаконном изготовлении, хранении и ношении взрывчатых веществ, ни в обвинении, ни гос. обвинителем в суде не было предъявлено и заявлено ссылок ни на одно вещественное доказательство.
      Я ходатайства не заявлял, но в прениях указал на то, что невозможно доказывать незаконное изготовление без предъявления того, что, собственно, было незаконно изготовлено.
      Осмотр МП, в ходе которого были изъяты вещдоки, проводился без решения суда и постановления следователя, при внесенном в протокол возражении проживающего в квартире лица.
      Понятыми при осмотре и приобщении вещдоков были практиканты следователя, о чем тоже было заявлено, как о нарушении требований ст. 60 УПК.
      Проигнорировано все, включая отсутствие каких-либо вещдоков, в принципе.

      +4
      Свернуть ветку
        28 Апреля 2021, 19:25 #

        Уважаемый Сергей Валерьевич, а вы заявили ходатайство в суде об ознакомлении с ними?

        +2
        Свернуть ветку

          Уважаемый Иланд Альмирович, я уже написал, что ходатайство я не заявлял.
          В обвинительном заключении ссылки на вещдоки, как доказательства обвинения не было.
          В суде гос. обвинитель на них не ссылался.
          Я заявил суду об отсутствии в обосновании обвинения по делу вещественных доказательств и заявил о невозможности вынесения обвинительного приговора в отсутствие доказательств того, что же было незаконно изготовлено моим подзащитным. Мне казалось это вполне очевидным.
          Суду вещдоки оказались не нужны, от слова совсем.
          Суд и без вещдоков во всем разобрался.

          +2
        30 Апреля 2021, 18:35 #

        Уважаемый Сергей Валерьевич, нет худа без добра, хорошее для апелляции и кассации.

      Уважаемый Иланд Альмирович, спасибо за публикацию! Очень даже актуально. Я бы добавил к сказанному Вами, что в современных условиях, когда суды как зеницу ока берегут обвинение, толкуя в его пользу даже её недостатки и нарушения, ходатайства об осмотре или представлении вещдоков для ознакомления должны быть заявлены своевременно. Особенно по наркосоставам, ибо там с их сохранностью ацкий адъ)))

      +4
      Свернуть ветку
        28 Апреля 2021, 22:22 #

        Уважаемый Курбан Саидалиевич, согласен с вами, и конечно нужно обращать внимание на спороло упаковки, цвет нитей, бирки с подписями и тд

        +4
        Свернуть ветку

          Уважаемый Иланд Альмирович, ну да. Кстати, про бирки с подписями. Иногда могут весьма интересные обстоятельства выясняться, если осматривать вещдоки и одновременно знакомиться с протоколами их осмотра и заключениями экспертов (если последние содержат фото крупным планом этих вещдоков). При ч\б фото цвет нитей не выяснить, а вот подписи и прочие надписи на бирках бывает, что имеют очевидные различия.

          +3

      Уважаемый Иланд Альмирович, отличная статья (handshake). Отмечу, что на практике следователь также  в качестве  вещественых доказательств признает и различные протоколы следственных и иных процессуальных действий. В той ситуации когда гос.обвинитель  бегло «исследует» материалы дела, не вникая в их суть по содержанию,  правовой инструмент заложенный в ст. 284 УПК РФ, позволяет защитнику «обращать внимание суда на обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела», имеющиеся в этих «вещественных доказательствах».

      +3
      Свернуть ветку
        29 Апреля 2021, 08:45 #

        Уважаемый Алексей Васильевич, спасибо за интерес к публикации! Ещё многие следователи, пытаясь исправить ошибки, выносят постановлении об уточнении, хотя таких полномочий у них нет, и в УПК это не предусмотрено

        +2
        Свернуть ветку

          Уважаемый Иланд Альмирович, порой такие постановления содержат фразы типа «во всех процессуальных документах считать, что местом совершения преступления является ...». Или то же самое относительно других обстоятельств дела, указываемых в обвинении. 
          Как ведь просто: ничего устанавливать, доказывать не нужно. Просто указал и себе, и поокурору, и защитнику, и даже судье что имелось в виду, и ффсё ))) зачем заморачиваться дополнительными допросами, другими процессуальными действиями, когда можно одним махом все противоречия разрешить (giggle)

          +3
      29 Апреля 2021, 19:53 #

      Контрабанда оружия, боеприпасов и ВВ. 3 автомата, 1000 патронов, 10 гранат, килограмм пластида, детонаторы, толовые шашки. Всю эту мерлифлюндию суд не смотрел. Суд ограничился исследованием протоколов осмотра, произведенного следователем. Который, в свою очередь, тоже пакеты после экспертизы не вскрывал, и содержимое не осматривал. Вот так теперь и не знаем, за что посадили — предмета никто не видел. Результат был радостный — 3 года 3 месяца, поэтому даже жалобу не писали. Прокурор просил 7 и 6, жаловался, но апелляция засилила. При опасном рецидиве, старте от 3 лет по трем эпизодам, совокупности по 264.1 — результат был мегауспешный. Но вещдоки никто не видел. А был ли мальчик?

      +3
      30 Апреля 2021, 19:03 #

      Уважаемый Иланд Альмирович, посмеялся от души!
      — Кстати судья в этом деле (он весьма недалёкого ума) выговаривал следователю наркоконтроля, что: «у вас кто то сливает информацию адвокату!» 
      А в целом интересную тему подняли, в нынешних реалиях нужно играть по всему полю. Да, председательствующий будет нервничать, намекать на затягивание процесса, но нам давно уже пора определиться — нет у нас там друзей (это почтальонов не касается). Практически каждый процесс в котором подсудимый не признает вину, превращается в состязание с гособвинителем и председательствующим. Мне недавно клиент заявил: — ну зачем Вы злите судью? Что меня сильно озадачило и я задал ему вопрос: — А Вы понимаете, что злиться он потому что доказательства представляемые нами ставят под вопрос вынесение обвинительного приговора? Успехов в делах!!!

      +1
      Свернуть ветку

        Уважаемый Александр Викторович, спасибо большое! Взаимно! Про доверителей, которые не хотят злить судью, совершая абсолютно законные действия, можно сказать так: «заяц, который думал, что будет хорошо себя вести, был съеден первым»

        +1

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Полезная публикация? Нажми «Да»! Зачем?

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Ваши персональные заметки к публикации
Видны только вам
Рейтинг публикации: «Обязательность исследования всех вещественных доказательств в судебном процессе » 5 звезд из 5 на основе 66 оценок.
ПЕРСОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
Моя специализация бизнес и финансы.
Защита по сложным уголовным экономическим делам.
Борьба с фальсификациями и незаконными методами расследования. Опыт, надёжность, добросовестность!
ПЕРСОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
Специализируюсь на защите и представительстве по уголовным делам.
В рамках адвокатской деятельности оказываю юр. помощь по многим вопросам.
Являюсь также профессиональным медиатором.
ПЕРСОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
Дорого, но зато качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
ПЕРСОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
Сопровождение бизнеса и защита собственников. КИИ, ФСТЭК, IT. Банкротство, субсидиарная ответственность. Экономические и налоговые преступления. 20 лет опыта, 250+ кейсов. Суды, проверки, консультации
Разместить свою визитку
Другие публикации автора
  • Прекращение уголовного дела, инициированного Начальником ОЭБ УФСБ России одного из субъектов РФ - за отсутствием состава преступления.Как добиться победы, одним толковым допросом и сотней адвокатских запросов / Судебная практика
  • Необходимость фотографирования и проверки каждого документа, оглашённого в суде. Конфликт с судьей. Освобождение подзащитного после 10 месяцев заключения в СИЗО. / Статьи
  • Успешная защита участкового полиции. Прекращение уголовного дела в связи с отсутствием состава преступления. Реализация конституционного права на молчание, во время допроса с применением видео-записи / Судебная практика
  • Оправдательный приговор, Гагаринского районного суда Москвы, в отношении подзащитной, обвинявшейся по ч.5 ст.327 УК. Через кассацию к победе / Судебная практика
  • Оправдание судом лица, обвиняемого, по ч.4 ст.111 УК РФ. Успешная защита, переквалификация действий подзащитного на ч.1 ст.114 УК РФ. Наказание в виде лишения свободы на 1 год, с зачётом содержания в СИЗО, с учётом имевшихся ранее судимостей / Судебная практика
  • Похожие публикации
    Допустимость математических моделей ДТП в судебном процессе
    Статьи, 05 Октября 2012, 22:38 05 Октября 2012, 22:38
    Верховный суд РФ: Суд вправе отказать в исследовании вещественных доказательств, даже если защита настаивает ...
    Судебная практика, 14 Марта 2016, 22:01 14 Марта 2016, 22:01
    ПРО
    Ходатайство об осмотре вещественных доказательств. Применение положений статьи 284 УПК РФ в ходе судебного ...
    Статьи, 12 Ноября 2021, 16:47 12 Ноября 2021, 16:47
    ПРО
    «Товарное рейдерство» вещественных доказательств
    Судебная практика, 01 Июня 2011, 17:25 01 Июня 2011, 17:25
    Использование заключения психофизиологической "экспертизы" в качестве доказательства в уголовном про...
    Статьи, 20 Июля 2013, 17:00 20 Июля 2013, 17:00
    Определение временного периода раскрытия доказательств в арбитражном процессе
    Статьи, 11 Ноября 2014, 07:02 11 Ноября 2014, 07:02
    ПРО
    Возможности адвоката по фиксации доказательств в уголовном процессе России с учетом принципа равенства ...
    Статьи, 27 Января 2011, 23:44 27 Января 2011, 23:44
    ПРО
    С точки зрения следователя Следственного комитета, на свидетеля Конституция не распространяется (часть ...
    Судебная практика, 24 Ноября 2017, 13:56 24 Ноября 2017, 13:56
    ПРО
    Изъятие и удержание вещественных доказательств по уголовным делам о преступлениях в сфере экономической ...
    Статьи, 23 Января 2018, 10:41 23 Января 2018, 10:41
    ПРО
    Что доказывать АВТО эксперту в судебном процессе?
    Статьи, 26 Сентября 2025, 07:10 26 Сентября 2025, 07:10