Идея написать предлагаемую вашему вниманию публикацию, возникла у меня после ознакомления с публикацией коллеги. Заранее приношу извинения за не очень качественные копии, поскольку они у меня сохранились лишь только как фото. Указанные события были еще до получения мною статуса адвоката.
Обстоятельства дела:
В январе 2016 г. обратилась ко мне за помощью Г.И.Н. и поведала историю о том, что в 2015 году она подавала исковое заявление о взыскании алиментов с бывшего супруга — Г.В.П. на содержание ребенка. В своем заявлении, она просила взыскать с Г.В.П. алименты, начиная с января 2014 г., однако ее просьбу суд удовлетворил, но частично и решил взыскать с Г.В.П. алименты с ноября 2015 г. И в этом деле, у Г.В.П. было аж 2 представителя: юрист — Б.А.В. и адвокат — С.Е.В.
И вероятно на радостях от того, что суд удовлетворил частично исковые требования, Г.В.П. решил обратиться с заявлением о взыскании с Г.И.Н. судебных расходов на оплату услуг его двоих представителей и заявив сумму к возмещению в размере 20 000 рублей. Вот с этой проблемой и копией заявления, Г.И.Н. и обратилась ко мне.
Обсудив перспективы указанного дела, я заключил с Г.И.Н. договор на аналогичную сумму, с дальнейшей перспективой уже с нашей стороны подачи ходатайства на взыскание уже с Г.В.П. издержек на оплату услуг моего представительства.
Я решил не ограничиваться изучением одного лишь заявления Г.В.П. о взыскании судебных расходов, а получив от Г.И.Н. доверенность за несколько дней до рассмотрения заявления съездил в судебный участок, где ознакомился со всем делом.
Судебное разбирательство
На первом судебном заседании, я приобщил возражение Г.И.Н, на заявление Г.В.П. Поскольку никто со стороны Г.В.П. не явился, то само заседание продлилось минут 5-10, как в прочем и дальнейшие заседания.
Насколько я помню, первое заседание состоялось до того, как вышло Постановление Пленума ВС РФ от 21.01.2016 г. №1 (далее по тексту — ППВС №1), посвященное судебным издержкам. И поэтому, наша позиция свелась к тому, что Г.В.П, были неверно истолкованы нормы права, указанные в ч.1 ст. 98 ГПК РФ и ст. 100 ГПК РФ.
Причем сам Г.В, П. в своем заявлении и указывал:
Согласно ч.1 ст. 98, ст. 100 ГПК РФ стороне в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, в том числе оплату услуг представителей.
В связи с чем, мы в своем возражении указали, что хотя требования и были удовлетворены частично, но само решение-то состоялось все-таки в нашу пользу, указанную позицию мы также подкрепили Обзором судебной практики ВС РФ за первый квартал 2005 г. и поэтому в удовлетворении заявления Г.В, П. должно быть отказано.
Думаю стоит процитировать из договора какие же обязанности взяли на себя представители Г.В.П.
юрист Б.А.В, взял на себя следующие обязанности:
— анализ представленных документов
— формирование правовой позиции и перечня необходимых документов
— написание возражения и передача его в суд
а адвокат С.Е.В. взяла на себя следующие обязанности:
— представление интересов «Заказчика» / то есть Г.В.П. — примечание мое/ в мировом судебном участке №173 и последующих инстанциях
А вознаграждение определено так:
Аванс в размере 5000 рублей оплачивается адвокату С.Е.В. после заключения договора
Гонорар в размере 15 000 рублей оплачивается Б.А, В. в случае частичного удовлетворения требований Г.И.Н. (алименты не будут взысканы за предыдущих 2 года)
И поддерживая письменные возражения, я дополнил, что кроме того, так называемый «гонорар успеха» в размере 15 000 рублей не может быть взыскан с Г.И.Н. (сейчас по истечении времени не помню, что сказал дословно, но смысл был такой). Да, и стороны договора были озаглавлены так:
Мы, нижеподписавшиеся, юрист Б.А.В. (паспортные данные), адвокат С, Е.В. (паспортные данные) /паспортные данные, Карл! -примечание мое/ и Г.В.П.
Судья хотела уже в первом заседании принять решение, но я попросил отложить заседание для заявления ходатайства уже о взыскании с Г.В.П. издержек на оплату услуг представителя. Суд отложил заседание.
На втором заседании, я представил ходатайство о взыскании с Г.В.П. судебных издержек на оплату услуг представителя. Со стороны Г.В.П. опять никто не явился и суд, отложил заседание, для предоставления возможности Г.В, П. ознакомиться с ходатайством и выразить свое отношение к нему.
Поскольку к тому времени, только вышло в свет ППВС №1 с указанием пропорциональности взыскания издержек, что было не совсем кстати, то свое ходатайство обосновывали Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 07 февраля 2006 года № 12088/05, а в качестве доказательства разумности расходов — были приложены распечатки с сайтов юридических фирм и адвокатских образований с указанием стоимости представительства в суде.
Третье судебное заседание, на которое я опять пришел один, было отложено, в связи с тем, что не было сведений о получении Г.В, П, ходатайства.
На четвертом заседании по уже сложившейся традиции, из сторон присутствовал только я. Несмотря на то, что судебный участок относительно моего места нахождения располагался в противоположном конце города, тем не менее на судебные заседания я ездил с удовольствием, поскольку мировая судья была корректна и доброжелательна.
К этому заседанию были получены возражения Г.В.П. в которых он указывал на ППВС №1 и подкрепив его уже новой судебной практикой ВС РФ, а именно: Определением ВС РФ от 09 февраля 2016 г. по делу №37-КГ15-11 и в котором просил его требования удовлетворить, а в нашем ходатайстве — отказать.
После ознакомления с этим возражением, я повторил изложенные выше наши возражения по поводу удовлетворения заявления Г.В.П, и настаивал на удовлетворении нашего ходатайства. помимо этого, сославшись на позицию Конституционного Суда РФ от 17 июля 2007 г. №382-О-О, указав, в частности на Обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт,
И суд решил: отказать Г.В.П. в удовлетворении заявления, а наше ходатайство удовлетворить частично, взыскав с него 12 000 рублей.
А через 15 дней, я получил Определение суда о взыскании с Г.В.П. 12 000 рублей с «кошерным» штампиком о вступлении в законную силу вместе с уже готовым исполнительным листом.
И в конечном итоге, с бедолаги Г.В.П. наряду с алиментами из его заработной платы несколько месяцев взыскивали еще и судебные издержки на оплату услуг представителя.