Защита адвокатом собственных прав — является актуальной темой для адвокатского сообщества. Обыск у адвоката, допрос адвоката, задержание адвоката, не пустили в отдел полиции, не пустили в СИЗО, не ответили на адвокатский запрос, нагрубили в суде — вот небольшой перечень нарушений прав адвокатов со стороны «правоохранителей».
Вынужден констатировать, что большая часть адвокатов имеет общее представление о способах противодействия такой агрессии. Признаю, что сам попадал в ситуации, когда не знал как поступить правильно. Ответы нахожу по мере поступления проблем. Ранее мною публиковалась статья «Отвод защитника. Как адвокату обезопасить себя от провокации со стороны следователя», где повествовалось о том, что участвовал в уголовном деле по соглашению, был отведен следователем по надуманным основаниям.
Отвод состоялся и я обжаловал его в порядке ст. 125 УПК РФ, в публикации описаны те приемы, которые привели к победе в судебном процессе. Радость была не долгой. Оренбургский областной суд, по жалобе прокурора, отменил постановление следователя и прекратил производство по делу, поскольку адвокат, которого отвели от участия в уголовном деле, не наделен процессуальным правом обжаловать решение об отводе. Данное решение было неожиданным для всех.
Выяснилось, что если защитника отвели, адвокат утрачивает процессуальный статус защитника и все сопутствующие права. Защитник становится простым адвокатом, который не имеет собственного интереса в уголовном деле. Выхожу из здания суда, про себя думаю — «Как же я возмущен этой «кривой» формулировкой. Получается, что следователь может создать для защитника реальные проблемы путем составления «на коленке» надуманного постановления об отводе защитника».
Возвращаясь к теме публикации хочется спросить самого себя — почему не проштудировал судебную практику, почему не слышал о подобной ситуации ранее. Все очень просто — я не создаю поводов к собственному отводу. При вступлении в дело анализирую возможные риски и при наличии рисков к отводу не заключаю соглашений с доверителем. В своей практике впервые сталкиваюсь с «выбиванием» меня из дела процессуальными способами.
Анализирую имеющуюся судебную практику и понимаю, что ее нет. В правовых базах не публикуют постановления судов о возвращении без рассмотрения подобных жалоб адвокатов. Обнаружил три ключевых решения Конституционного Суда РФ по данному вопросу. В определениях Конституционного Суда РФ N 497-О от 10 марта 2022 года, № 357-О от 26 февраля 2021 года, № 1916-О от 25 сентября 2014 года изложена правовая позиция из которой следует, что:
адвокат в силу подпункта 5 пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» участвует в уголовном судопроизводстве как представитель или защитник доверителя и в этом качестве не преследует личные интересы
Самым простым и очевидным способом «лечения» этой проблемы является подача жалобы в порядке ст. 125 УПК РФ самим доверителем, с мотивировкой о нарушении его процессуальных прав на участие в деле выбранного им защитника. Возникают неизбежные проблемы по делам, где обвиняемые содержатся под стражей, поскольку адвоката перестают пускать к подзащитному. В моем случае события развивались следующим образом. Начальник следствия, без каких либо жалоб, отменил постановление следователя об отводе и все сделали вид, что ничего не произошло. Продолжаю работать по делу.
Получив текст апелляционного постановления страшно возмущен тем, что конкретно в моем случае я подстраховался и подал вторую жалобу в порядке ст. 125 УПК РФ аналогичного содержания от имени обвиняемого. Жалоба адвоката и жалоба обвиняемого судом первой инстанции были объединены в одном производстве, по ним было вынесено единое постановление. Судья апелляционной инстанции либо не читал постановление в полном объеме, либо обрадовался простому решению, которое находилось на поверхности — прекратил производство по делу. Готовлю кассационную жалобу — конечно, от имени обвиняемого.
Источник титульного изображения https://www.kommersant.ru/doc/2816771