
В ноябре прошлого года произошло дорожно-транспортное происшествие: один автомобиль не уступил дорогу другому, не разъехались на равнозначном перекрёстке. В результате ДТП у водителя и пассажира, признанных потерпевшими, были зафиксированы ушибы теменной области головы и области груди. Тяжесть вреда не определена, так как эксперт посчитал, что имеющихся сведений недостаточно даже для лёгкой степени.
В связи с получением травм потерпевшие водитель и пассажир обратились в суд с иском о взыскании с виновника ДТП компенсации морального вреда в размере 100 000 рублей на каждого.
Из судебной практики выходит, что по аналогичным делам с ушибами, когда не была определена степень тяжести вреда, взыскивают с виновника ДТП суммы от 20000 до 80000 рублей. Разница довольно ощутимая, и оставлять решение по делу на усмотрение суда, учитывая отсутствие конкретных методов расчёта, очень рискованно. Плюс к основной сумме могут прибавиться расходы истцов на представителя и экспертизу, если она будет проводиться.
В этом деле я представлял интересы ответчика. После консультации и оценки перспектив мне было поручено максимально избавить доверителя от походов в суд, общения и переговоров с истцами.
С большой долей вероятности на ответчика, как виновника ДТП и владельца источника повышенной, возложили бы обязанность по возмещению вреда. Поэтому говорить о полном отказе в удовлетворении иска было не продуктивно, наметили план на снижение суммы взыскания.
Когда по другим делам доводилось предлагать оппонентам заключить мировое соглашение, в большинстве случаев это воспринималось, как слабость, и на уступки мало кто шёл. От того и в данном случае была выбрана тактика выжидания с элементами некоторого давления.
Несмотря на очевидность, на первый взгляд, обстоятельств происшествия, имелось несколько деталей, которые требовалось уточнить, и которые, скорее всего, стали бы основанием для снижения компенсации от заявленных ста тысяч. Плюс, как я предполагал, эти детали были очень неудобными на фоне позиции истов, а их обсуждение в ходе допросов могло «потрепать нервы», возможно и ещё что-то всплыло.
Настал день первого судебного заседания (подготовки по делу). Всё шло обыденно. Истец с представителем второго истца подтвердили заявленные требования. Я же пояснил суду, что вариант с добровольной выплатой нельзя исключать, но надо уточнить ряд обстоятельств, для чего истребовать административный материал, медицинские карты, сведения о вызове и отказе от скорой помощи. В воздухе повисло напряжение. Суд предложил как-то мирно разрешить ситуацию, а затем вернуться к истребованию документов. В ходе недолгого обсуждения истцы без конкретики согласились на снижение размера компенсации. На том и разошлись до следующей заседания.
Для переговоров суд дал десять дней. За это время я уточнил позицию доверителя: он допустил максимальную выплату на каждого истца около 30000 рублей в счёт компенсации морального вреда и некоторую сумму на представителя. Затем настал черёд выяснения мнения стороны истцов: торги остановились на 30000 рублей на каждого, ниже опускать не захотели, пояснив, что с таким же успехом лучше оставить на усмотрение суда. По судебным расходам согласовали 10000 рублей одному из истцов: подготовка иска и один день работы в суде представителя.
Немаловажным были и сроки выплаты. Истцы хотели всё и сразу, понять их можно. У ответчика полной суммы не было. Договорились так: по десять тысяч каждому до судебного заседания, а остальное в течение месяца после утверждения мирового соглашения судом.
Далее, мной было составлено и согласовано с истцами мировое соглашение. Доверитель подписал несколько экземпляров и направил в суд вместе с заявлением о его утверждении без участия, что допускается ст. 153.10 ГПК РФ.
В назначенный день суд утвердил договорённости сторон. Доверитель не стал злоупотреблять ситуацией, на момент выхода данной публикации денежные средства истцам перечислены в полном объёме.
P.s. Вопрос специалистам: а как Вы бы поступили на стороне ответчика: сопротивлялись до последнего или пошли бы на мировую? А если бы согласились заключить мировое соглашение, то на какую сумму?
****
С Уважением, адвокат Сергеев Иван Анатольевич