Процессуальное законодательство связывает с формулированием/изменением предмета иска ряд последствий, которые могут обернуться, в том числе, имущественными потерями для спорящей стороны. Далее в статье будут приведены ссылки на ГПК РФ; в АПК РФ и в КАС РФ имеются аналогичные нормы.
Как известно, изменение предмета иска является основанием для нового исчисления сроков рассмотрения дела (ст. 39 ГПК РФ) и должно производиться в письменном виде (ст. 131 ГПК РФ). Полномочие по изменению предмета иска должно быть указано в доверенности представителя (ст. 54 ГПК РФ), повторное рассмотрение судом дела по иску с тем же предметом и основанием недопустимо (ст. 135, ст.220, ст. 222 ГПК РФ), а удовлетворение исковых требований (т.е. по заявленному предмету) является основанием для взыскания судебных расходов с «проигравшей» стороны.
При этом процессуальное законодательство не содержит понятия «предмет иска». Единственное известное мне легальное определение есть в Постановлении Пленума ВАС РФ от 31.10.1996 № 13 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции». Позволю себе его процитировать: «Изменение предмета иска означает изменение материально-правового требования истца к ответчику. Изменение основания иска означает изменение обстоятельств, на которых истец основывает свое требование к ответчику… Под увеличением размера исковых требований следует понимать увеличение суммы иска по тому же требованию, которое было заявлено истцом в исковом заявлении».
То есть, все более- менее понятно с предметом иска, касающимся имущественных требований, которые можно оценить. Но как быть с имущественными, не подлежащими оценке, и неимущественными?
Приведу несколько практических примеров.
1. Дела об определении порядка общения с ребенком отдельно проживающего родителя. В просительной части искового заявления никогда не пишут: «Прошу определить порядок общения с ребенком», не указывая конкретный порядок- в какие дни, часы, месяцы. А входит ли это в предмет иска, или предметом иска является только «определить порядок»? От этого напрямую зависит, считать ли удовлетворением иска определение порядка как такового, или определение его точно таким образом, как требует истец, включая те самые дни и часы.
В одном из таких дел, когда я представляла интересы ответчика- отца, истица несколько раз устно изменяла порядок общения, указанный в исковом заявлении. Поскольку такое изменение не было изложено письменно, я в своих устных и письменных возражениях на иск основывалась только на том порядке, который был обозначен в иске, и суд меня в этом поддержал, сказав истице в одном из заседаний: «Ваши устные предложения по порядку общения не имеют значения, главное- то, что написано в иске».
2. Дела об определении границ смежных земельных участков.
Разумеется, все истцы пишут в исках конкретные варианты установления этих границ: «Установить смежную границу между земельным участком №… и №…, по координатам характерных точек ..., обозначенных на плане земельных участков, выполненном ведущим специалистом ООО «....», с координатами поворотных точек....». А если землеустроительная экспертиза установит иные границы, с которыми истец будет согласен, то как это процессуально оформлять? Изменением предмета иска или «уточнением» исковых требований?
Если под предметом иска понимать только «установление границ», то изменение координат этих границ- не изменение предмета иска (со всеми вытекающими последствиями), а если координаты входят в предмет иска, то последствия совершенно иные.
3. Дела о разделе жилого дома в натуре.
Предметом иска является конкретный вариант раздела или только сам раздел как таковой? От этого зависит, какую сторону считать «выигравшей» спор при решении вопроса о распределении судебных расходов.
К статье прикреплено определение суда первой инстанции, которым ответчику было отказано во взыскании этих расходов:
Решением суда требования Павличенко А.А. о разделе жилого дома удовлетворены, произведен раздел жилого дома, принадлежащего сторонам.
Довод заявителя о том, что по заявленным требованиям истца решение не вынесено, противоречит принятым судебным актам.
Под предметом иска понимается материально-правовое требование истца к
ответчику. Как усматривается из искового заявления, предметом иска являлось требование о разделе жилого дома, принимая решение, суд удовлетворил указанное требование, таким образом, судебный акт принят в пользу истца.
Тот факт, что раздел произведен по иному варианту, чем предложено истцом, юридического значения при рассмотрении настоящего заявления не имеет, т.к. раздел дома фактически произведен, более того, в судебном заседании 21 сентября 2016 года представитель истца указал, что не возражает против иного варианта раздела дома.
На это определение я писала частную жалобу, в которой указывала, что по итогу рассмотрения дела истец сам подавал жалобу на решение суда, т.е. он не согласился с решением, а, значит, его требования судом первой инстанции не были удовлетворены. Кроме того, «иной вариант» раздела дома не был оформлен как изменение предмета иска надлежащим образом, то есть в силе остается только тот вариант, который содержался в иске, и не был принят судом как обоснованный.
Апелляционная инстанция с этими доводами не согласилась, взыскав, впрочем, расходы по рассмотрению дела в апелляции. Частично.
Напрашивается вывод о том, что в приведенных примерах (и аналогичных им) конкретный порядок общения, конкретные границы и варианты очень напоминают размер требований по искам имущественного характера, и тогда его изменение должно подчиняться ст. 39 ГПК РФ. Но что, в таком случае, считать увеличением и уменьшением размера? Вопрос остается открытым.