Правовые основы
Для допрашиваемого участника уголовного судопроизводства предусмотрены правила допроса:
подозреваемый (ст. 76 УПК РФ),
обвиняемый (ст. 77 УПК РФ),
потерпевший (ст. 78 УПК РФ),
свидетель (ст. 79 УПК РФ),
эксперт (ч.2 ст. 80 УПК РФ; ст. 205 УПК РФ; ст. 282 УПК РФ),
специалист (ч.4 ст. 80 УПК РФ).Таким образом, существует процессуальный принцип: допрос каждого из указанных участников имеет свои особенности, которые следует соблюдать.
Сложившийся статус нарушило Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 28 от 21.12.2010 «О судебной экспертизе по уголовным делам» (п. 21):
«… Показания специалиста, приглашенного сторонами, даются им по правилам, предусмотренным для допроса лица в качестве свидетеля».Обратите внимание на универсальность этой рекомендации.
Специалиста приглашает участник уголовного судопроизводства со стороны обвинения или защиты. Иным образом специалист в деле не появится.
Следовательно, допрашивать по предложенной схеме придётся во всех случаях. Особенности допроса свидетеля распространены и на специалиста. Особенности допроса специалиста, указанные в УПК РФ, стали излишними.
Моя практика
Вирус «специалист→свидетель», рождённый в лаборатории Верховного Суда РФ, мгновенно распространился в уголовных судах. Запомнился первый процесс 2011 года (ч.4 ст. 111 УК РФ). Я был приглашён стороной защиты как специалист и допущен в судебное заседание. Когда взошёл на судебную трибунку, то судья злорадно-мстительно заявила, что в процесс допускаю, но допросим по правилам, предусмотренным для свидетеля.
Когда обвинение, не без моего участия, развалилось, то прокурорша и судья униженно и наперегонки стали склонять потерпевшего и подсудимого к примирению. Только так им удалось скрыть все огрехи обвинения, как процессуальные, так и судебно-медицинские. В противном случае пришлось бы выносить оправдательный приговор.
С этого времени меня, специалиста, стали допрашивать всегда как свидетеля. И нарекать в протоколах судебного заседания, не заботясь о процессуальных приличиях: специалист, эксперт, свидетель, эксперт-специалист, свидетель-специалист и пр. Я придумал ещё одно обозначение: «специализированный свидетель».
Новацию ВС РФ я воспринимаю как неуместную шутку и не осилил глубину авторского замысла до сих пор:
√ «Свидетелем является лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства» (ч.1 ст. 56 УПК РФ).
√ «Свидетель может быть допрошен о любых относящихся к уголовному делу обстоятельствах» (ч. 2 ст. 79 УПК РФ).О чём я могу свидетельствовать, если допущен судом к участию в деле только сегодня, когда до прений осталось пару заседаний? Я узнал об уголовном деле после окончания предварительного расследования, когда адвокат ознакомил меня с его материалами. (Как добиться, чтобы меня ознакомил с делом и судья см. здесь, глава «п. 7»).
Председательствующий перед допросом обязательно устно разъясняет допрашиваемому его права, обязанности и ответственность, с оформлением подписки, приобщаемой к материалам уголовного дела:
√ разъясняет «специалисту его права и ответственность, предусмотренные» ст. 58 УПК РФ;
√ разъясняет свидетелю «права, обязанности и ответственность, предусмотренные» ст. 56 УПК РФ.Сравнение ст. 56 УПК РФ и ст. 58 УПК РФ выявляет множество несовпадающих моментов.
В таких условиях грамотные судьи находят консенсус, позволяющий не нарушить закон и исполнить противоречащую закону рекомендацию ВС РФ.
Такую находку продемонстрировал мне 17.11.2017 в г. Тюмени председательствующий, заместитель председателя райсуда по уголовным делам, с которым мы знакомы ещё с советских времён. Он «разъяснил и предупредил» меня как свидетеля. Секретарь подала мне две расписки: одна для свидетеля, другая для специалиста.
Сходу я не осмыслил это «ноу-хау». Поэтому молча расписался, обе расписки приобщены к делу. До окончания судебного следствия ещё далеко: п.п. «а» и «б» ч.3 ст. 286 УК РФ, три подсудимых, четыре защитника. Но я дождусь протокола судебного заседания, чтобы увидеть, как отражена в нём двойная подписка.
«Верховный» модифицирует вирус
Прошло 7 лет. Законодатель не отреагировал на выходку ВС РФ. Зато 19.12.2017 Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 51 «О практике применения законодательства при рассмотрении уголовных дел в суде первой инстанции (общий порядок судопроизводства)» (п. 17) подтвердило и конкретизировало свою позицию:
«… допрос проводится по правилам допроса свидетеля и с разъяснением специалисту его прав и ответственности, предусмотренных» ст. 58 УПК РФ. Получается, что при допросе специалиста нужно применять правила для свидетеля (ст. 56 УПК РФ), но «разъяснять и предупреждать» по ст. 58 УПК РФ. ВС РФ никогда не обосновывает свои новации. Процессуалисты! Если кто-то догадался, то разъясните врачу, в чём заключается задумка «верховной» лаборатории?
Более того, допрос специалиста, согласно Постановлению, может состояться только после того, как к делу приобщено заключение специалиста:
«Специалист, … представивший свое заключение, приобщенное к делу в качестве доказательства, при необходимости может быть допрошен в судебном заседании … для разъяснения выраженного им суждения по этим вопросам». Получилось, что Постановление навязывает последовательность процессуальных действий, принятую для экспертиз (ст. 205 УПК РФ, ст. 282 УПК РФ): сначала приобщите Заключение, а потом допросите автора. Эта инструктивная рекомендация порождает другие вопросы:
1. если в приобщении суд отказал, то допрос может и не состояться?
2. как осуществить вариант, ярым сторонником которого я являюсь? Сначала допрос специалиста, а после этого ходатайство о приобщении моего Заключения к материалам дела (расскажу в следующей публикации).
3. как быть, если адвокат запланировал только допрос специалиста, без приобщения моего Заключения.
Что делать … специалисту-свидетелю?
Мне, как самой невзрачной фигурке на процессуальном поле, остаётся только покориться. Не сомневаюсь, что в первых же уголовных делах 2018 года с моим участием судьи продемонстрируют единство и единообразие, подтверждающее монолитность судебной вертикали власти. В конце года поделюсь с праворубцами своими наблюдениями.