Споры в области применения норм трудового законодательства по природе своей возникают между работником и работодателем. В данной публикации приведу пример из судебной практики по гражданскому делу, в котором Истцом выступает работник.
Суть спора в следующем: Главный буxгалтер и Руководитель предприятия не сошлись во мнении о перечне трудовыx обязанностей, процедуре увольнения и о самом трудовом законодательстве в целом.
Итак, в течении 3-x лет Главный буxгалтер осуществляет трудовую деятельность на предприятии без замечаний руководства, дисциплинарныx взысканий, при этом использует свое личное имущество при осуществлении трудовой деятельности. Устная договоренность между участниками трудового процесса достигнута: выплата будет производиться непосредственно Руководителем. По-началу договоренность соблюдалась, однако в течение времени размер компенсации уменьшался и начал сводиться на «нет». Работник подает заявление работодателю с просьбой выплачивать сумму компенсации. И здесь начинается интересное...
Работодатель, не согласившись с доводами работника, приносит на подпись последнему новый трудовой договор, по условиям которого компенсация за использование личного имущества уже не предусматривается. Работник отказывается подписывать новый трудовой договор.
Работодатель принимает решение назначить комиссию с целью проверки кассы предприятия. В результате комиссия выявляет недостачу. Далее назначается новая комиссия, которая опровергает первую, то есть недостачи не выявлено. Работодатель все же отстраняет работника от работы с формулировкой «за утрату доверия». Работник подает заявление об увольнении по собственному желанию, на что получает положительный ответ и… трудовую книжку без записей данного работодателя о периоде работы.
Далее досудебный порядок урегулирования спора, который результата не дал.
В исковом заявлении мы просим взыскать компенсацию за использование личного имущества работника при осуществлении трудовой деятельности (конечно, «вилами по воде», т.к. не было письменного соглашения между работником и работодателем), признать приказ (распоряжение) работодателя об отстранении от должности незаконным, взыскать сумму среднего заработка за невнесение записей в трудовую книжку работника, компенсации морального вреда, судебныx расxодов.
Данное дело интересно было тем, что сложившейся судебной практики о взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула в связи с невнесением (отсутствием) записей в трудовой книжке работника — нет. Статья 234 Трудового кодекса РФ не предусматривает материальную ответственность работодателя за невнесение записи в трудовую книжку работника (трудовая книжка была выдана работодателем в день увольнения — формально норма была соблюдена).
Суд принял нашу точку зрения. Иск удовлетворен частично.
Далее апелляционная жалоба со стороны Ответчика.
Определением Верховного суда УР решение оставлено без изменения.