Тем кто работает в ЖКХ известно, что если температура горячей воды в квартире меньше 60 градусов, то жилищная инспекция составляет протокол об административном правонарушении, что грозит штрафом управляющей компании по ч.2 ст. 14.1.3 КОАП РФ РФ. или по ч.24 ст. 19.5 КОАП РФ РФ. Размер штрафа от 250 000 руб, что совсем не мало и оптимизма не внушает.
Но далеко не всегда, вода должна быть 60 градусов и СанПин, в большинстве случаев, тоже не обязателен к исполнению, особенно если дом был спроектирован до 1 июля 2015 года.
В данной статье я привожу свои доводы, которые я недавно озвучил мировому судье выступая в защиту управляющей компании.
В соответствие с ч.2 ст. 2.1 КОАП РФ РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Поскольку нормы и правила носят обязательный характер, то они могут быть установлены только Федеральным законом, согласно ч.3 ст. 55 Конституции РФ, так как они ограничивают права или устанавливают обязанности.
Вменяемое управляющей компании нарушение, это нарушение норм и правил, установленных постановлением Главного санитарного врача от 07.04.2009 N 20 «Об утверждении СанПиН 2.1.4.2496-09», которое само по себе, не носит обязательный характер так как не является Федеральным законом.
Но СанПиН, будет обязателен к исполнению в случае, если будет издано соответствующее Постановление Правительства РФ, так как, согласно ч.1 ст. 115 Конституции РФ, Правительство Российской Федерации во исполнение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, издает постановления и обеспечивает их исполнение.
Правоотношения относительно предоставления коммунальных услуг регулируются двумя Федеральными законами.
- Жилищный кодекс РФ от 29.12.2004 № 188-ФЗ.
Согласно ст. 8 ЖК РФ РФ, к жилищным отношениям, связанным использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных настоящим Кодексом.
2. ФЗ №384-ФЗ от 30.12.2009 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»
Одной из целей принятия данного закона, согласно п.1 ст. 1 ФЗ РФ №384-ФЗ, является защита жизни и здоровья граждан.
По смыслу ч.1 ст. 3 ФЗ РФ №384-ФЗ, объектом технического регулирования являются здания и сооружения любого назначения, входящие в их состав сети и системы инженерно-технического обеспечения, а также связанные со зданиями и с сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса).
В силу п.4 ч.6 ст. 3 ФЗ РФ №384-ФЗ, данный закон устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям и входящим в их состав сетям и системам инженерно-технического обеспечения для безопасных для здоровья человека условий проживания и пребывания в зданиях и сооружениях.
Согласно ч.1 ст. 6 ФЗ РФ №384-ФЗ, Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона, частью 2 этой же статьи предусмотрено, что в перечень национальных стандартов и сводов правил, включаются стандарты содержащие минимально необходимые требования для обеспечения безопасности зданий и сооружений и входящие в их состав сетей и систем инженерно-технического обеспечения.
В соответствие с ч.1 ст.6 №384-ФЗ, было принято Постановление Правительства РФ №1521 от 26 декабря 2014г.
По смыслу пункта 2 вышеуказанного Постановления следует, что принятая застройщиком проектная документация, разработка которых начата до 1 июля 2015 г. и которая представлена на первичную или повторную государственную или негосударственную экспертизу проектной документации проверяются на соответствие национальным стандартам и сводам правил, включенным в перечень, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. N 1047-р.
Из чего следует, что Постановление Правительства РФ №1047-р, было принято в момент вступления в силу закона №384-ФЗ, а установленные им национальные стандарты, на проектирование и строительство действовали до 1 июля 2015г.
К одним из таких стандартов относится СНиП 2.04.01-85* «Внутренний водопровод и канализация зданий» в редакции от 11 июля 1996г.
Согласно пункта 2.2 СНиП 2.04.01-85* в редакции от 11 июля 1996г., следует, что температура горячей воды в местах водоразбора следует предусматривать не ниже +50°С – для систем централизованного горячего водоснабжения, присоединяемым к закрытым системам теплоснабжения.
По смыслу пунктов 1-2 части 1 статьи 42 закона №384-ФЗ, национальные стандарты, вступившие в силу после 1 июля 2015г. в том числе СНиП 2.04.01-85* «Внутренний водопровод и канализация зданий» утвержденный Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 №626, который в свою очередь, содержит требования СанПин 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», начинают действовать в случае капитального ремонта здания введенного в эксплуатацию или спроектированного до 1 июля 2015г.
Согласно п.4 ст. 5 ЖК РФ РФ, правительство Российской Федерации вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации.
На основании ст. 157 ЖК РФ РФ, коммунальные услуги предоставляются в соответствие с Постановлением Правительства РФ № 354 от 6 мая 2011г. «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее — Постановление).
В соответствие с п.п «б», «г» пункта 3 Постановления, состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется в зависимости от степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, в пределах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг.
Так как многоквартирный дом был спроектирован и введен в эксплуатацию 13 августа 2013 года, а его капитальный ремонт не проводился, то его инженерные системы в частности система горячего водоснабжения спроектирована и построена в соответствие со СНиП 2.04.01-85* «Внутренний водопровод и канализация зданий» в редакции от 11 июля 1996г.
Исходы из вышеизложенного следует, что предъявлять к данному дому требования СНиП 2.04.01-85* «Внутренний водопровод и канализация зданий» утвержденный Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 №626, который в свою очередь, содержит требования СанПин 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» и которые вступили в силу 1июля 2015г. не основан на законе.
Следовательно, управляющая компания не обладает технической возможностью обеспечить желаемую, собственником квартиры 33, температуру горячей воды в +60°С в местах водоразбора.
Исходя из вышеизложенного, следует, что в действиях управляющей компании отсутствует состав вмененного ему правонарушения так как в местах водоразбора температура воды выше +50°С, что полностью соответствует СНиП 2.04.01-85* «Внутренний водопровод и канализация зданий» в редакции от 11 июля 1996г., который действует вплоть до капитально ремонта данного дома.
Выслушав эти доводы, рассмотрение дела судьей было отложено, что-бы подумать...
Продолжение следует.