Без лишних слов, к сути…
Имеем уголовное дело по эпизоду ч.4 ст. 159 УК РФ, по факту завышения объемов строительных работ при реконструкции здания по договору подряда.
За время следствия получены заключения комплексных бухгалтерских строительно-технических судебных экспертиз, выполненных как государственным, так и негосударственными экспертными учреждениями по одним и тем же вопросам и объектам исследования.
В выводах заключений государственных и негосударственных экспертиз имелись существенные расхождения в объемах и стоимости фактически выполненных работ.
По заключению государственной экспертизы стоимость невыполненных работ на несколько миллионов ниже, чем было установлено негосударственными экспертами.
Тогда следователь не нашел ничего лучше, чем признать заключение эксперта государственного экспертного учреждения недопустимым доказательством.
Предугадывая вопрос об основаниях недопустимости, отвечу:
— противоречие выводов заключения материалам уголовного дела (причем без конкретизации, каким именно материалам и в какой части);
— противоречие выводов заключения результатам аналогичных негосударственных экспертиз, имеющихся в деле;
— неспособность эксперта, по мнению следователя, обосновать в ходе допроса результаты экспертного исследования.
Подобная мотивировка не отвечает требованиям ч.4 ст. 7 УПК РФ.
Вступив в дело на стадии судебного разбирательства, я заявил ходатайство о признании данного заключения государственной экспертизы допустимым доказательством, поскольку оно полностью соответствовало требованиям закона.
В процессе разрешения ходатайства председательствующий зачем-то решил допросить следователя относительно принятого процессуального решения…
Считаю подобный допрос нецелесообразным, так как показания следователя не могут нивелировать немотивированность, необоснованность и незаконность принятого им процессуального решения.
Тем не менее, в ходе допроса следователь также не привел убедительных мотивов, обосновывающих «порочность» заключения государственных экспертов.
В итоге доводы защиты были услышаны председательствующим, нужное заключение эксперта благополучно возвращено в число доказательств и исследовано судом.