Праворуб
Поиск специалиста
Юриста. Адвоката. Эксперта

Добро пожаловать!

Профессиональное общение. Уникальные процессуальные документы. Актуальная судебная практика. Квалифицированная помощь.

Приветственное видео

Без лишних слов, к сути…

Имеем уголовное дело по эпизоду ч.4 ст. 159 УК РФ, по факту завышения объемов строительных работ при реконструкции здания по договору подряда.

За время следствия получены заключения комплексных бухгалтерских строительно-технических судебных экспертиз, выполненных как государственным, так и негосударственными экспертными учреждениями по одним и тем же вопросам и объектам исследования.  

В выводах заключений государственных и негосударственных экспертиз имелись существенные расхождения в объемах и стоимости фактически выполненных работ.

По заключению государственной экспертизы стоимость невыполненных работ на несколько миллионов ниже, чем было установлено негосударственными экспертами.

Тогда следователь не нашел ничего лучше, чем признать заключение эксперта государственного экспертного учреждения недопустимым доказательством.

Предугадывая вопрос об основаниях недопустимости, отвечу:

— противоречие выводов заключения материалам уголовного дела (причем без конкретизации, каким именно материалам и в какой части);

— противоречие выводов заключения результатам аналогичных негосударственных экспертиз, имеющихся в деле;

— неспособность эксперта, по мнению следователя, обосновать в ходе допроса результаты экспертного исследования.

Подобная мотивировка не отвечает требованиям ч.4 ст. 7 УПК РФ.

Вступив в дело на стадии судебного разбирательства, я заявил ходатайство о признании данного заключения государственной экспертизы допустимым доказательством, поскольку оно полностью соответствовало требованиям закона.

 В процессе разрешения ходатайства председательствующий зачем-то решил допросить следователя относительно принятого процессуального решения…

Считаю подобный допрос нецелесообразным, так как показания следователя не могут нивелировать немотивированность, необоснованность и незаконность принятого им процессуального решения.

Тем не менее, в ходе допроса следователь также не привел убедительных мотивов, обосновывающих «порочность» заключения государственных экспертов. 

В итоге доводы защиты были услышаны председательствующим, нужное заключение эксперта благополучно возвращено в число доказательств и исследовано судом.

29.11.2024
182
16
1
Автор публикации
Россия, Москва и Московская область, Москва
Чамуха Андрей Андреевич адвокат филиала № 42 Краснодарской краевой коллегии адвокатов г. Краснодар, ул. Фрунзе, 30
Получить персональную консультацию

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Полезная публикация? Нажми «Да»! Зачем?
Документы
Вы можете получить доступ к документам оформив подписку на PRO-аккаунт или приобрести индивидуальный доступ к нужному документу. Документы, к которым можно приобрести индивидуальный доступ помечены знаком ""
1.Постановление о приз​нании экспертизы нед​опустимым доказатель​ством1.4 MB
2.Ходатайство о призна​нии экспертизы допус​тимой!189.2 KB
3.Признание экспертизы​ допустимой7.5 MB
Комментарии (16)

      Уважаемый Андрей Андреевич, полезный опыт, который, полагаю, возможен к применению и в делах неуголовных категорий.

      +3
      Свернуть ветку
      30 Ноября 2024, 07:50 #

      Уважаемый Андрей Андреевич,
      Считаю подобный допрос нецелесообразным, так как показания следователя не могут нивелировать немотивированность, необоснованность и незаконность принятого им процессуального решения.согласен, в описательно-мотивировочную часть своего собственного постановления следователь надуть не сможет(blush) Но, в данном случае, человеку в черном просто не хотелось ломать голову над мотивировками, поэтому, следователь, таким образом, фактически был призван в соавторы..., но творчество его оказалось невостребованным в виду отсутствия надлежащего креатива.

      +4
      Свернуть ветку

        Уважаемый Константин Сергеевич, полностью согласен с Вами… я возражал против допроса следователя, подчёркивал,  что его можно допрашивать исключительно по обстоятельствам следственного действия, а не по существу принятого процессуального решения. Разумеется, мои возражения ни на что не повлияли. Суд захотел, суд допросил, хорошо, что с ходатайством согласился.

        +5

      Уважаемый Андрей Андреевич, … следователь не нашел ничего лучше, чем признать заключение эксперта государственного экспертного учреждения недопустимым доказательством.Я с такой ситуацией сталкивался дважды. И всякий раз меня терзали сомнения, а кто такой, собственно, следователь, чтобы принимать процессуальные решения относительно допустимости или недопустимости доказательств?

      В обоих случаях мною были обжалованы эти постановления вышестоящему руководству и прокурору. Понятно, что безрезультатно! Однако, в суде, когда наступала стадия предоставления доказательств защиты, по моему ходатайству эти доказательства были судом исследованы, не смотря на то, следователь не ссылался на них в обвинительном заключении. Соответственно, у меня появилась возможность ссылаться на них в реализации позиции защиты.

      Мне кажется, такие вольности следователей не влекут никаких процессуальных последствий.Как считаете?

      +7
      Свернуть ветку

        Уважаемый Владимир Борисович, благодарю за внимание к публикации и поднятому вопросу(handshake). Полагаю, что в большинстве случаев, следователь признает недопустимыми те доказательства, которые увы противоречат или опровергают доказательства обвинения… Убежден, случаи из Вашей практики не исключения.
        Вот суд, который выводами о допустимости или недопустимости не связан, уж точно должен реагировать на необоснованное признание доказательств недопустимыми и наоборот. Если бы по каждому такому необоснованному исключению из суда «прилетал частник», вот тогда точно к вопросам оценки доказательств, да и в целом к расследованию подходили бы более основательно.

        +6
      01 Декабря 2024, 22:37 #

      Уважаемый Андрей Андреевич, интересная ситуация, с которой еще не приходилось сталкиваться в собственной сравнительно небольшой адвокатской практике. Несколько раз ходатайствовал, но перед прокурорами о признании доказательств недопустимыми, получал отказ при очевидных нарушениях с мотивировками — все в суд, там разберутся. Да и за прежнюю следственную работу никогда подобных постановлений сам не выносил. Не считаешь за доказательство — в обвинительное заключение не включай. Здесь следователь не понимает разницы между недопустимым и недостоверным (как он считал) доказательством, во втором случае вынесения постановления не требуется. Да и есть такое мнение, что это  обвинение доказывается исключительно допустимыми доказательствами, для доказательств защиты такого требования не существует. По научному, асимметрия правил о допустимости доказательств.

      +7
      Свернуть ветку

        Уважаемый Дмитрий Александрович, спасибо за Ваше участие в обсуждении (handshake). Полностью согласен насчет подмены понятий. Следователь решил не заморачиваться, раз есть сомнения в достоверности экспертизы, значит она недопустима(wasntme).
        С правилом асимметрии доказательств знаком, правда воочию этого диковинного зверя в своих делах пока не наблюдал.
        Читая комментарии коллег, заметил, что мы все больше критикуем процессуальных оппонентов, но справедливости ради надо сказать, что нет-нет да и принимают следователи и прокуроры обоснованные решения об исключении действительно порочных доказательств. 
        Вспоминается публикация Олега Витальевича Матвеева «Прокурор исключает недопустимые доказательства». Прокурор по этому делу без стеснения полтома исключил(gun).

        +7

        Уважаемый Дмитрий Александрович, 
        следователь не понимает разницы между недопустимым и недостоверныму меня недавно было еще круче. Следователь осмотрел добытое и вынес постановление Внимание: о непризнании доказательством, т.к. не имеет отношения к делу.
        Закономерен вопрос — а осматривал то зачем?

        +3
        Свернуть ветку
          02 Декабря 2024, 12:20 #

          Уважаемый Алексей Вячеславович, да-да, встречал такое. Когда коту нечего делать, тот занимается своим внешним видом, а когда следователю — он выносит различные постановления:D Видел и более диковинные, например, дело расследовал сам начальник СО, так перед направлением дела прокурору для изъятия в другой орган, сначала направил его сам себе, вынеся постановление на 5 листах об этом. Дословно: дело направить начальнику СО Пупкину. Начальник СО Пупкин подпись. Либо дело расследовалось следственной группой из 2 человек, затем второй следователь -не руководитель группы куда-то выбыл. Начальник СО проявил смекалку и написал постановление об изъятии и передаче дела, тоже почти дословно: уголовное дело изъять у следователя Пупкина и передать следователю Пупкину

          +3
          Свернуть ветку

            Уважаемый Дмитрий Александрович, а когда каждое заявление, например, потерпевшего о нежелании знакомиться с экспертизами рассматривают как ходатайство и т.д., вынося соответствующее постановление, в то же время ходатайства о производстве следственных действий нередко рассматривают в порядке 59-ФЗ… Я так и не понял в чем смысл? Но видимо он есть, как в сюжете про суслика.

            +2

      Уважаемый Андрей Андреевич, хорошо, что у Вас получилось переубедить суд и заключение эксперта признали доказательством, такое бывает крайне редко, я бы даже сказала, что это уникальный случай, который заслуживает внимания! Супер (Y)В итоге доводы защиты были услышаны председательствующим, нужное заключение эксперта благополучно возвращено в число доказательств и исследовано судом.

      +2
      Свернуть ветку

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Полезная публикация? Нажми «Да»! Зачем?

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Личные блоги
Электронные доказательства Что является подлинниками Что является копиями
Юрист
Ларин Олег Юрьевич
09 Ноября 2025, 15:46
Статьи
Электронные доказательства в суде
Адвокат
Анцупов Дмитрий Владимирович
30 Июня 2021, 14:51
Судебная практика
Раздел совместно нажитого имущества супругов в судебном порядке и борьба с подложными доказательствами....
Адвокат
Журавлев Евгений Анатольевич
28 Июня 2017, 16:39
Статьи
Показания оперативников и понятых как недопустимые доказательства
Адвокат
Бондарчук Владимир Юрьевич
27 Февраля 2023, 08:57
Статьи
Может ли следователь не предъявлять для ознакомления вещественные доказательства?
Адвокат
Филиппов Сергей Валерьевич
14 Октября 2018, 13:50
Судебная практика
Новые доказательства в КАССАЦИИ – возможно ли такое?
Адвокат
Паншев Сергей Леонидович
01 Апреля 2015, 16:12
Судебная практика
Конституционный суд России: отказ от исследования в суде видео и аудиозаписей допускается, если вина ...
Юрист
user53461
25 Сентября 2019, 17:31
Судебная практика
Судьба вещественного доказательства. Ошибка мирового судьи при разъяснении неясностей и неточностей в ...
Адвокат
user89536
01 Января 2024, 14:25
Статьи
Признание недопустимыми доказательствами результатов обысков. Процессуальные последствия и перспективы ...
Адвокат
Морохин Иван Николаевич
01 Сентября 2012, 11:50
Статьи
Безденежность нотариально удостоверенного договора займа. Факт передачи денег должен быть доказан письменными ...
Юрист
grammius
28 Декабря 2014, 12:12
Личные блоги
Электронные доказательства Что является подлинниками Что является копиями
Юрист
Ларин Олег Юрьевич
09 Ноября 2025, 15:46
Статьи
Электронные доказательства в суде
Адвокат
Анцупов Дмитрий Владимирович
30 Июня 2021, 14:51
Судебная практика
Раздел совместно нажитого имущества супругов в судебном порядке и борьба с подложными доказательствами....
Адвокат
Журавлев Евгений Анатольевич
28 Июня 2017, 16:39
Статьи
Показания оперативников и понятых как недопустимые доказательства
Адвокат
Бондарчук Владимир Юрьевич
27 Февраля 2023, 08:57
Статьи
Может ли следователь не предъявлять для ознакомления вещественные доказательства?
Адвокат
Филиппов Сергей Валерьевич
14 Октября 2018, 13:50
Судебная практика
Новые доказательства в КАССАЦИИ – возможно ли такое?
Адвокат
Паншев Сергей Леонидович
01 Апреля 2015, 16:12
Судебная практика
Конституционный суд России: отказ от исследования в суде видео и аудиозаписей допускается, если вина ...
Юрист
user53461
25 Сентября 2019, 17:31
Судебная практика
Судьба вещественного доказательства. Ошибка мирового судьи при разъяснении неясностей и неточностей в ...
Адвокат
user89536
01 Января 2024, 14:25
Статьи
Признание недопустимыми доказательствами результатов обысков. Процессуальные последствия и перспективы ...
Адвокат
Морохин Иван Николаевич
01 Сентября 2012, 11:50
Статьи
Безденежность нотариально удостоверенного договора займа. Факт передачи денег должен быть доказан письменными ...
Юрист
grammius
28 Декабря 2014, 12:12
Ваши персональные заметки к публикации
Видны только вам
Рейтинг публикации: «Реанимация исключенного доказательства » 5 звезд из 5 на основе 30 оценок.
ПЕРСОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
компетенции: трейдинг, инвестиции, страхование, налоги, юридические лица, долги, ответственность, комбинации.
Консультации, дела.
Действую с интересом, спокойно и тщательно, очно и дистанционно.
ПЕРСОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
Дорого, но зато качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
ПЕРСОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
Защита директоров и собственников. Субсидиарка. Банкротство. Налоги. КИИ. 17+ лет опыта, 250+ кейсов на портале. Сопровождение и защита бизнеса. В том числе онлайн по всей России | @fishchuk_pravo
Разместить свою визитку
Похожие публикации
Электронные доказательства Что является подлинниками Что является копиями
Личные блоги, 09 Ноября 2025, 15:46 09 Ноября 2025, 15:46
Электронные доказательства в суде
Статьи, 30 Июня 2021, 14:51 30 Июня 2021, 14:51
Раздел совместно нажитого имущества супругов в судебном порядке и борьба с подложными доказательствами....
Судебная практика, 28 Июня 2017, 16:39 28 Июня 2017, 16:39
Показания оперативников и понятых как недопустимые доказательства
Статьи, 27 Февраля 2023, 08:57 27 Февраля 2023, 08:57
Может ли следователь не предъявлять для ознакомления вещественные доказательства?
Статьи, 14 Октября 2018, 13:50 14 Октября 2018, 13:50
Новые доказательства в КАССАЦИИ – возможно ли такое?
Судебная практика, 01 Апреля 2015, 16:12 01 Апреля 2015, 16:12
Конституционный суд России: отказ от исследования в суде видео и аудиозаписей допускается, если вина ...
Судебная практика, 25 Сентября 2019, 17:31 25 Сентября 2019, 17:31
Судьба вещественного доказательства. Ошибка мирового судьи при разъяснении неясностей и неточностей в ...
Судебная практика, 01 Января 2024, 14:25 01 Января 2024, 14:25
Признание недопустимыми доказательствами результатов обысков. Процессуальные последствия и перспективы ...
Статьи, 01 Сентября 2012, 11:50 01 Сентября 2012, 11:50
Безденежность нотариально удостоверенного договора займа. Факт передачи денег должен быть доказан письменными ...
Статьи, 28 Декабря 2014, 12:12 28 Декабря 2014, 12:12
Продвигаемые публикации