«Сарафанное радио» привело ко мне женщину, которая поведала печальную историю, не позволившую мне бросить ее наедине с бедой, вернее с работодателем.
А произошло следующее: она заслуженный доктор, со стажем работы более 35 лет, кандидат медицинских наук, преподаватель в медицинском университете, больше 10 лет занимала должность заведующей подстанцией «Скорой медицинской помощи города Владивостока». И все было относительно не плохо, учила молодежь, защищала своих подчиненных, добросовестно исполняла возложенные обязанности, не имела за всю свою карьеру ни одного взыскания, но произошла смена власти — пришел новый главный врач, которому по какой-то причине не понравилась моя доверительница. И, естественно, привел свою команду заместителей. И началось...
Стали безосновательно цепляться к работе, не предоставлять дополнительные отпуска, привлекать к дисциплинарной ответственности, в итоге вовсе уволили...
Часть 1. Новая метла по-новому метет или положен ли медицинскому работнику ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу во вредных условиях?
Трудовым договором, заключенным с доверительницей, было установлено, что она имеет право на 14 дней дополнительного ежегодного оплачиваемого отпуска за работу во вредных условиях.
Картой специальной оценки условий труда заведующей отделением было установлено, что рабочим местом заведующей подстанцией является само помещение подстанции, итоговый класс условий труда имеет оценку «3.2» — «биологическая опасность».
ФЗ №426 от 28.12.2013 «О специальной оценке условий труда» в п.4 ст.14 установлено, что «Вредными условиями труда (3 класс) являются условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, в том числе: 2) подкласс 3.2 (вредные условия труда 2 степени) — условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию начальных форм профессиональных заболеваний или профессиональных заболеваний легкой степени тяжести (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (пятнадцать и более лет).
Однако, работодатель был уверен, что если заведующая подстанцией непосредственно не выезжала на выезды в составе бригад, не контактировала с больными, то и вредные условия труда у нее не возникли, следовательно, и дополнительный отпуск не положен. Отмечу, что до назначения нового главного врача ранее никогда ущемлений прав доверительницы в данной части не было, дополнительные отпуска предоставлялись.
Получив отказ в предоставлении ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу во вредных условиях, доверительница обратилась ко мне за составлением искового заявления и подготовкой пакета документов для суда. Представлять свои интересы она планировала сама, о чем потом неоднократно жалела...
Судебное разбирательство завершилось за один процесс, со слов доверительницы, заседание длилось «три минуты, ничего сказать судья не дала ни мне, ни представителю работодателя». Но вынесенным решением было отказано в удовлетворении заявленных требований. Доверительница вновь пришла ко мне, и мной была подготовлена апелляционная жалоба, так как ознакомившись с решением суда, я поняла, что оно, мягко говоря, некорректно, а попросту — незаконно, судом не рассмотрены все заявленные исковые требования.
В апелляцию доверительница снова пошла одна, где коллегия, оставив жалобу без рассмотрения, вернула дело в суд первой инстанции для рассмотрения по существу на основании ст. 201 ГПК РФ.
И вновь заседание в районном суде той же судьей „на три минуты“, и „в удовлетворении заявленных требований — отказать“.
Больше доверительница рисковать не стала, а делегировала мне право представлять ее интересы в суде.
Подготовленная и направленная апелляционная жалоба была рассмотрена Приморским краевым судом 21.03.2021 года. Суд больше часа разбирался в хитросплетениях расчетов отпусков: основного, дополнительного за работу во вредных условиях, дополнительного за работу в Южных районах Дальнего Востока, периодах предоставления отпусков.
Минут тридцать коллегия находилась в совещательной комнате, что абсолютно не свойственно для нашей апелляционной инстанции, обычно весь процесс рассмотрения и оглашения занимает не более 10 минут, после чего решение суда первой инстанции отменила, признала за доверительницей право на дополнительный отпуск за работу во вредных условиях и обязала работодателя предоставить его.
(К сожалению, на сайте определение до сих пор не опубликовано.)
Нужно отметить, что не только моя доверительница стала отстаивать свои права, гладя на нее еще двое заведующих подстанциями «Скорой помощи Владивостока» подали иски в суд, но выиграли их на стадии суда первой инстанции.
И, казалось бы, справедливость восторжествовала!!! Но не в условиях модернизации современной медицины, и непреодолимого желания уволить строптивую подчиненную, борющуюся за свои права...
Часть 2. Обязан ли работодатель выполнять решение суда? И… положен ли дополнительный отпуск, право на который признано судом за работником?
За это время сменился главный врач, назначили другого, с которым доверительница и другие заведующие пытались установить деловые отношения и просили предоставить дополнительный отпуск, положенный законом и признанный за ними судом.
Но работодатель не спешил выполнять решение суда о предоставлении права на дополнительный отпуск, поэтому доверительница подала заявление о предоставлении ей дополнительного ежегодного оплачиваемого отпуска за работу во вредных условиях за ранее просуженый период, работодатель на ее заявлении оставил резолюцию, что в связи с имеющимися судебными тяжбами, данный вопрос работодателем будет решен позже.
Доводы о том, что уже есть апелляционное определение и его предоставление работодателю, а также мирные переговоры о признании права доверительницы на спорный дополнительный отпуск привели к тому, что в предоставлении ей аналогичного отпуска за следующие периоды… было также отказано.
Нами было подано еще одно исковое заявление в суд об обязании работодателя предоставить дополнительный отпуск за работу во вредных условиях за следующий период. (По этому процессу судом принято решение о приостановлении, так как доверителя уже успели уволить, и судом рассматривается еще один иск о признании увольнения незаконным, но об этом позже).
Параллельно были взысканы судебные издержки за первый процесс, суд удовлетворил всю заявленную сумму — 40 тысяч рублей.
Кроме того, нами было подано заявление о выдачи исполнительного листа для понуждения работодателя предоставить дополнительный отпуск по первому процессу. Но судья ушла в отпуск, дело не сдала в канцелярию, поэтому исполнительный лист ждать пришлось долго.
А работодатель в это время не сдавался и создавал новые и новые препоны в работе доверительницы.
Продолжение следует...