В практике каждого адвоката приходилось защищать людей, которых обвиняют в совершении преступление предусмотренного ст. 264 УК РФ (Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств). Вот и у меня бывают такие дела. На своём последнем деле останавливаться не буду, так как оно находится на стадии обжалования в 4-ом Кассационном суде г.Краснодар (4КСОЮ).
В соответствии с Уголовным кодексом России, до ч. 3 ст. 264 она является средней тяжести (ст. 15 УК РФ), не смотря на такое тяжкое последствие, как смерть человека, возможное наказание в виде лишения свободы, не может быть более 5 лет.
Данная юридическая конструкция статьи даёт право обвиняемому (подсудимому) на прекращение уголовного дела (не путать с оправдательным приговором) по одному из трёх известных оснований:
- Освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием (ст. 75 УК РФ), здесь стоит отметить, что без явки с повинной такое прекращение невозможно;
- Освобождение от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа (ст. 76.2 УК РФ, ст. 104.4 УК РФ);
- Освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим (ст. 76 УК РФ и ст. 25 УПК РФ).
Первые два варианта, хотя и в теории возможны, однако, на практике не слышал чтобы судьи применяли, поэтому, давайте остановимся на последнем пункте — примирение с потерпевшим, как основание прекращения уголовного дела.
Примирений в судебной практике много, но судьи, идя на поводу у прокуратуры часто отказываются примерять, ссылаясь на любые «около законные» основания, при этом дают условное лишение свободы с лишением права управление транспортным средством, так как прокуратуре, как органу обвинения это начинает сильно портить статистику.
Проведём правовой анализ, почему суд не вправе, а фактически обязан прекратить уголовное дело при определённых обстоятельствах со ссылкой на практику Кассационных судов России. Более подробно я надеюсь смогу рассказать на примере своего дела через некоторое время.
На мысль написать статью, натолкнула наша уважаемая коллега и отличный адвокат Полинская Светлана Валентиновна, после обсуждения в комментариях статьи, за что ей отдельное спасибо!
Начнём с начала.
Закон в ст. 76 УК РФ и ст. 25 УПК РФ даёт исчерпывающий перечень обстоятельств в связи с чем уголовное дело может быть прекращено:
- Преступление должно быть совершено впервые (даже если человек был судим, но она погашена это тоже считается впервые — ч.6 ст. 86 УК РФ);
- Преступление должно быть совершено небольшой или средней тяжести (по тяжким и особо тяжким примирение является только смягчающим обстоятельством — ст. 61 УК РФ);
- Личное заявление потерпевшего о том, что он хочет примириться с подсудимым;
- Заглаживание вреда, это самый субъективный фактор, так как пункт 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2013 N 19 (ред. от 29.11.2016) «О применении судами законодательства, регламентирующего основания и порядок освобождения от уголовной ответственности» даёт однозначные пояснения, что способы заглаживания вреда, а также размер его возмещения определяются лично потерпевшим, 10 000 рублей или 1 000 000 это ему решать.
Рассмотрим несколько определений высших судов, которые отменяли решение судов первой и апелляционной инстанций в силу неправильного толкования и применения ими закона.
Постановление суда первой инстанции не содержит выводов по вопросу восстановления подсудимым нарушенных совершенным им преступлением прав в сфере безопасности дорожного движения и эксплуатации транспорта, в нем только обращено внимание на заглаживание вреда, связанного с причинением по неосторожности смерти иному лицу.
Других мотивов принятого решения суд первой инстанции в постановлении не привел. В то же время его указание на отсутствие выводов по вопросу восстановления подсудимого нарушенных преступлением прав в сфере безопасности дорожного движения и эксплуатации транспорта ничем не обосновано, не содержит ссылки на то, какие же конкретно действия должен был выполнить подсудимый по восстановлению нарушенных ею прав в данной сфере.
Вместе с тем, согласно материалам уголовного дела, подсудимый обвиняется в совершении преступления средней тяжести, положительно характеризуется по месту жительства и работы, явился с повинной, способствовал расследованию преступления, ранее не судим, признал свою вину, примирился с потерпевшей, полностью загладил причиненный преступлением вред, принёс письменные извинения, раскаялся в содеянном, отягчающие обстоятельства отсутствуют.
Таким образом, условия, при которых подсудимый мог быть освобожден от уголовной ответственности на основании ст.25 УПК и ст.76 УК, им были выполнены. Каких-либо дополнительных условий для освобождения от уголовной ответственности на основании данных норм, уголовный и уголовно-процессуальный законы не предусматривают (определение Первого КСОЮ от 17.06.2021 № 77-2047/2021).
Указание суда, со ссылкой на определение Конституционного суда РФ от 04.06.2007 года №519-О-О и на Пленум верховного суда от 27.07.2022 №19, на право суда, а не обязанность прекратить дело по примирению сторон, воспринято формально и сделаны без учета того, что предоставление суду правомочий принимать решения о прекращении уголовного дела по своему усмотрению не дает права на вынесение произвольного, без учета требований законности, обоснованности и справедливости судебного решения. (Определение СК по уголовным делам ВС РФ от 14.03.2019 № 69-УД19-3); (Постановление 1КСОЮ от 19 апреля 2022 г. № 77-2010/2022); (Постановление 2КСОЮ от 24 февраля 2022 г. № 77-743/2022).
Суд в с своем решении обращает внимание, на такой доктринальный элемент, как многообъектность преступления. Суд разделил объекты на основной — в сфере безопасности движения и эксплуатации транспортных средств и дополнительный (факультативный) – здоровье и жизнь человека.
Однако, несмотря на особенности ст. 264 УК РФ, число объектов преступного посягательства, их приоритет, уголовный закон не содержит запрета или исключительного типа применения закона относительно применения сторон ст. 25 УПК РФ и ст. 76 УК РФ в отношении лиц, обвиняемых в совершении преступлений, предусмотренных ст. 264 УК РФ, о чем свидетельствуют разъясненияп. 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 декабря 2008 г. № 25, где приведен исчерпывающий список правовых категорий, которые могут повлиять на судью для реализации своего права прекратить уголовное дело за примирением сторон. (Кассационное определение 3КСОЮ от 11 марта 2021 г. № 77-391/2021; (Определение 6КСОЮ от 25 февраля 2022 г. № 77-665/2022); (Кассационное определение 5КСОЮ от 11 августа 2021 г. №77-1142/2021).
Так что, коллеги и читатели статьи, в вопросах прекращения уголовного дела по примирению сторон ст. 264 УК РФ ничем не отличается, просто правоприменитель для своего комфорта решил, что так надо и нам предстоит сложная задача — изменение судебной практики!