Суть истории до боли знакома всем практикам с обоих сторон, и состоит в двух самых распространенных способах фальсификации протоколов допросов.
Один и самый главный — это вольная интерпретация показаний, когда следователь самостоятельно «формирует» нужные ему показания, а потом дает расписаться в таком тексте допрашиваемому. Способ борьбы с таким ее видом — установление авторства текста, со ссылкой на соответствующую норму УПК РФ. Благо сейчас независимых специалистов — лингвистов масса.
Второй, может и не такой опасный, но не менее часто используемый для нарушения опять тех же самых норм — это копирование текста из одного документа в другой. Здесь способ борьбы состоит в том, что бы доказать, что слов, записанных в тексте допрашиваемое лицо не произносило.
Вопрос об исключении доказательств всегда крайне остр и встречает сопротивление в виде взаимных доводов или опровержений.
Однако доводы и их опровержения должны коррелировать между собой. Буквально на каждый довод «это имело место быть» должен быть контраргумент об обратном — «этого не имело место быть».
Но снова сакраментальная фраза «не тут то было» вполне себе применима в описании разрешения заявленного ходатайства.
Как и в предыдущих решениях суда, о которых писалось здесь и здесь, оказалось, что краткость не только никому не сестра, но и доводы, изложены в ходатайстве, совсем не обязательно оценивать— достаточно эти доводы подменить другими и указать, что ходатайство не основано на законе, не смотря на приведенную кучу норм.
Можно считать эту публикацию продолжением серии юридических анекдотов.
(Документы не обезличены и публикуются с настойчивого разрешения доверителей и коллеги, ибо страна должна знать своих героев, решение по второму ходатайству не публикую, чтобы не утомлять однообразием стиля)


Уважаемый Евгений Александрович, слушаем дело в нашем районном суде по ч.3 ст. 228.1 УК РФ. Выясняем следующую статистику. Подозреваемый задержан в 22.30 в порядке ст. 91 УПК РФ. В 22.35 начат и в 23.30 закончен допрос в качестве подозреваемого. Протокол объемом две с половиной страницы формата А4 12-м шрифтом через полуторный интервал. В 23.35 начат и в 23.45 закончен допрос в качестве обвиняемого. Протокол — слово в слово с предыдущим.
То есть за 10 минут предъявлено обвинение и обвиняемый допрошен! Блин, с адвокатом!
Спрашиваю у следователя в заседании, как такое возможно? Копировали тексты? Нет, говорит, допросила и записала. Пишем ходатайство, посмотрим, что нам председательствующий ответит…
Она эти показания за 10 минут даже прочитать не успела бы, не то, что записать!
Уважаемый Владимир Борисович,
Уважаемый Владимир Борисович, эти умельцы ходят по лезвию. Давно уже паучки едят друг друга, и они все под этим домокловым мечом. Жаль, сами себя же и подставляют — один кивок к изменению практики и все.
В 22.35 начат и в 23.30 закончен допрос в качестве подозреваемого. Протокол объемом две с половиной страницы формата А4 12-м шрифтом через полуторный интервал. В 23.35 начат и в 23.45 закончен допрос в качестве обвиняемого. Протокол — слово в слово с предыдущим. То есть за 10 минут предъявлено обвинение и обвиняемый допрошен! Блин, с адвокатом!Уважаемый Владимир Борисович, в свое время мы эту тему очень плодотворно обсудили. Коллега Журов А. В. очень помог добиться результата.
Уважаемый Олег Витальевич, через Ваш запрос и ответ коллеги Журова А.В. сделал заявление о фальсификации объяснений и протокола допроса в рамках административного и уголовного дела. В административном деле отказано в проведении судебного процесса (!) — это сверххамство, пойду до ЕСПЧ, в уголовном на первой инстанции судья сделал вид, что «забыл» про данное ходатайство. Жду, что скажет апелляция!
Уважаемый Олег Витальевич, вряд ли можно «развалить» дело на столь несущественном недостатке протокола, как несоответствие времени и скорости его составления.
Вы ведь не будете отрицать, что достигнутый Вами «результат» — следствие того, что помимо «времени составления протокола» Вы смогли противопоставить следствию и суду закритическую массу более весомых аргументов...(handshake)
Уважаемый Владимир Александрович, не буду отрицать (handshake). Аргумент работает действительно «до кучи». Но иногда и последняя капля важна. Кстати в том деле это послужило поводом (одним из поводов) к допросу следователя, и он «поплыл», мямля что-то про то, что у него имелись «заготовки».
Уважаемый Владимир Борисович,
Подозреваемый задержан в 22.30 в порядке ст. 91 УПК РФ. В 22.35 начат и в 23.30 закончен допрос в качестве подозреваемого. Протокол объемом две с половиной страницы формата А4 12-м шрифтом через полуторный интервал. В 23.35 начат и в 23.45 закончен допрос в качестве обвиняемого. Протокол — слово в слово с предыдущим. То есть за 10 минут предъявлено обвинение и обвиняемый допрошен! Блин, с адвокатом!это павший отдвокат, вот он: https://www.facebook.com/...el.37/videos/2948784161852016/
Уважаемый Евгений Александрович, и вспомнился Райкин «К пуговицам претензии есть?» Скоро суд, тоже буду просить признать протоколы недопустимыми, в том числе по другим основаниям...
Уважаемый Игорь Юрьевич, да. А что остается — сатира единственная отдушина.
Уважаемый Евгений Александрович, давайте предложим уважаемому Ивану Николаевичу создать на сайте рубрику «Фельетоны» и станем активно ее наполнять!
Уважаемые Евгений Александрович и Владимир Борисович, предлагаю рубрику «чтобы это значило» с небольшими выдержками из судебных постановлений. Кто сможет осознать смысл — скидка на посещение Провала:)
Уважаемый Владимир Борисович и Евгений Алексеевич, тогда портал заполниться одними сатирическими публикациями)
Уважаемый Евгений Александрович, теперь я понимаю почему председателя этого суда прокатили позавчера с назначением на пост председателя Кузнецкого районного суда г. Новокузнецка
Уважаемый Юрий Павлович, осмелюсь предположить, что зря подумали о хорошем. За такие художества сейчас не наказывают.
Уважаемый Юрий Павлович, да. Но полагаю, там не только это. Я за полтора года разбирательства узнал много)
Уважаемые коллеги, вопрос, поднятый в ходатайствах не праздный и далеко не юмористический. Сатира здесь — в обосновании решения об отказе. Но мы все прекрасно знаем, что в том числе образом, как описано в ходатайствах сейчас фабрикуются обвинения. Больше того практика копирования и вольного изложения не только имеют давнюю порочную традицию, но слом этой практики запрещен в том числе с помощью суда. Представьте, что все дознаватели, следователи станут писать допросы так как того требует ст. 190 УПК РФ — дословно. Они половину дел не смогут направить в суд.
Уважаемый Евгений Александрович, да эту половину дел как раз в суд направлять и не надо!
Уважаемый Владимир Борисович, в тот то и дело. Вот тут рассуждают наши процпротивники о превенции уголовного закона, но наша задача, как защитников не только добиться справедливости, но и показать почему несправедливость существует — а здесь подобные процессуальные нарушения — единственный по сути способ показывать всем, на чем она строится.
Уважаемый Евгений Александрович, эта беда имеет продолжение и в суде, нередко встречал следователей, спешащих в суд. На вопрос, что они там забыли, бездумно отвечают, судья приговор готовит, несу флэшку (с делом)!
Уважаемый Александр Гаврилович, я будучи следователем помню бегал в суд, что бы поставить подпись, где я ее забыл. Казалось бы техническая ошибка, и подобное направлено исключительно на то, что бы не заморачиваться со сложными техническими процедурами ее исправления в официальном порядке. Но тогда это было не просто тайна, и все делалось тихо — не дай бог кто-то, даже твой начальник узнает об этом. А сейчас это стало не только правилом, а полным сращиванием суда и обвинения. Нет ни надлежащего правосознания, и исчезли динозавры-специалисты среди судей.