Всех нас долго убеждали из «каждого утюга», что облагая всех водителей оброком по названию ОСАГО, в пользу далеко не бедствующих страховых компаний, государство борется с так называемыми автоподставщиками.

Приводя при этом, убедительные аргументы, дескать если застраховать свою гражданскую ответственность, то в случае ДТП по вине застрахованного лица, потерпевший гарантированно получит страховое возмещение «по железу» до 400 000 руб., что зачастую, вполне достаточно при мелких ДТП и подставляться, следовательно, теперь не имеет смысла, страховка покроет причиненный имущественный вред.

Обманули в очередной раз. ОСАГО не дает гарантий того, что ущерб будет компенсирован даже в пределах 400 т.р., а виновника ДТП не потянут потом в суд возмещать ущерб от ДТП уже в полном объеме.

К чему следует готовиться и как нужно действовать в суде представляя интересы виновника ДТП я постараюсь раскрыть в этой статье. 

Жертвы пропаганды лоббистов закона об ОСАГО, исходя из беглого ознакомления с законом об ОСАГО и житейской логики, считают, что данный закон направлен, в том числе и на защиту виновников ДТП, так как страховая компания возьмет на себя ремонт поврежденного транспортного средства потерпевшего в пределах 400 т.р. (п.«б» ст.7; п.15.1 ст.12 ФЗ «об ОСАГО») причем с новыми деталями, а в случае, если ремонт затянется более 30 дней (п.15.2 ст.12 ФЗ «об ОСАГО») то потерпевший может с автосервиса и неустойку потребовать на основании закона о защите прав потребителя.

Действительно, создается иллюзия, что все участники ДТП в пределах ущерба 400 тыс. руб.  могут не беспокоиться за свое будущее. Потерпевший получает направление на ремонт, а виновник в ДТП, застраховавший свою гражданскую ответственность по ОСАГО, никому ничего уже не должен.

Конечно, если потерпевший в ДТП будет действовать добросовестно, то так оно и будет, но это бывает довольно редко, а чаще всего проблемы для виновника в ДТП только начинаются, причем очень неожиданно для последнего и закон об ОСАГО создает для этого все условия.

Посмотрим на юридическую сторону вопроса, в преамбуле закона, самая первая фраза выглядит так: «В целях защиты прав потерпевших на возмещение вреда и тд.» про другого участника ДТП там ни слова.

Следовательно, говорильня о том, что этот закон принят с целью защиты виновника ДТП для защиты его от автоподставщиков, мягко говоря, не соответствует действительности. 

Ну это еще куда ни шло. Хуже всего то, что закон позволяет потерпевшему в ДТП выбрать вариант страхового возмещения.

Кроме ремонта, на основании пп. «ж» п.16.1 ст.12 ФЗ «Об ОСАГО» при наличии соглашения между страховщиком и потерпевшим, страховое возмещение может быть произведено путем выплаты потерпевшему страховой суммы.

Здесь начинается самое интересное, как правило, страховая сумма, это стоимость восстановительного ремонта с учетом износа, а может быть и меньше это уже как они про меж себя договорятся, при этом даже оценку ущерба проводить не обязательно.

Далее, потерпевший, получив деньги, самостоятельно проводит оценку стоимости ремонта, уже без учета износа и на основании статьи 15, пункта 1 статьи 1064, статьи 1072, пункта 1 статьи 1079, статьи 1083 Гражданского кодекса Российской Федерации, в судебном порядке, требует с застрахованного лица компенсировать разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба. поскольку, страховое возмещение является недостаточным для полного возмещения причиненного вреда.

При этом, потерпевший и страховая компания могут договориться на сумму гораздо меньшую чем 400 тыс.руб. поэтому уверенность, что его дополнительная ответственность наступает от 400 тыс.руб. это опасное заблуждение.

Если, к примеру, надлежащая страховая выплата составляет 800 тыс., а потерпевший со страховой, договорились на 100 тыс., то кто заплатит разницу в 700 тыс.? Ответ, на поверхности это виновник в ДТП, не смотря на то, что он застраховал свою ответственность на 400 тыс.

В общем, страхует один, а как распорядится страховым возмещением решают другие и без участия страхователя, на которого потом переложат обязанность доплатить за недостающее страховое возмещение. 

При этом очевидно, что закон об ОСАГО в том виде, в котором он есть, выгоден прежде всего автоподставщикам и прочим околоюридическим деятелям у которых есть возможность и желание ходить по судам, поскольку вероятность раскрутки виновника в ДТП на дополнительные деньги это 99,9 % случаев и вся имеющаяся судебная практика тому подтверждение.

Остается теперь выяснить, каким образом оказаться в числе этих самых 0,1% кому удалось сохранить свои деньги?

 Очевидно, что здесь простых решений быть не может, но!

Как поется в одной песне: — «Ходы кривые роет подземный мудрый крот, нормальные герои всегда идут в обход» ©.

Подробнее здесь — https://yandex.ru/video/preview/13014284011799004716

При этом, следует учитывать два момента, потерпевший стремиться быстрее получить деньги, а страховая компания хочет сэкономить на организации проведения независимой экспертизы, и на основании п.12 ст.15 ФЗ «Об ОСАГО» стремится ограничиться лишь осмотром поврежденного авто и по результату которого заключить соглашение с потерпевшим на выплату ему денег вместо ремонта.

Здесь интересы потерпевшего и страховой компании совпадают, что очень даже наруку для нашего доверителя – виновника ДТП.  

Дальше, потерпевший проводит независимую оценку и в суде требует взыскать с ответчика разницу между суммой, указанной в соглашении и стоимостью ремонта по результатам независимой оценки.

Как следует вести себя представителю ответчика в суде первой инстанции, для получения нужного результата?

Идем в обход и включаем дурака, например, в своем возражении на иск указываем, что виновник ДТП не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку раз истец считает, что ему недоплатили, то пусть он со страховой компании разницу и требует.

Целью такого маневра является то, что-бы не допустить назначения судебной экспертизы. Учитывая сложившейся подход судов, что если взыскиваемая сумма не оспаривается и сторона экспертизу не требует, то суд её и не назначает, за очень редким исключением.

Суд в 99,9% исковые требования удовлетворит в полном объеме, без проведения судебной экспертизы.

Ура! Наша цель достигнута!

Апелляция, как всегда, тупо засилит решение и потерпевший побежит за исполнительным листом и даже его получит. И с большой вероятностью, приступит к ремонту автомобиля, если он его еще не отремонтировал, забыв про мудрое изречение «Э нет, торопиться не надо»©, подробнее здесь  https://yandex.ru/video/preview/2882481669568428263

Вот и достигнута очередная цель, потерпевший убежден, что его «дело в шляпе» — роковая ошибка, все только начинается.

Подаем кассационную жалобу. И только сейчас вспоминаем о том, что согласно части 16.1 статьи 12 Закона об ОСАГО, с причинителя вреда в пользу потерпевшего подлежит взысканию разница между фактическим размером ущерба и надлежащим размером страховой выплат.

И что суду первой инстанции для правильного разрешения данного спора необходимо было установить надлежащий размер страховой выплаты, причитающейся истцу в рамках договора ОСАГО в соответствии с Единой методикой.

Но данное юридически значимое обстоятельство судом первой инстанции установлено не было.

Да, было достигнуто соглашение о страховой выплате, только каким образом был определен размер страховой выплаты, применялись ли при ее определении правила Единой методики, судом первой инстанции не устанавливалось и не исследовалось.

Таким образом, суд первой инстанции должен был определить в качестве юридически значимого обстоятельства надлежащий размер страховой выплаты, положенной истцу в рамках договора ОСАГО, рассчитанный в соответствии с Единой методикой, вынести данный вопрос на обсуждение сторон, определить, какой стороне надлежит его доказывать, поставить перед сторонами вопрос о назначении по делу судебной экспертизы в целях установления размера страховой выплаты, а также разъяснить последствия уклонения каждой из сторон от проведения такой экспертизы.

Однако это судом первой инстанции сделано не было, что свидетельствует об уклонении суда от установления всех существенных обстоятельств по делу.

Но допущенные судом первой инстанции нарушения норм права судом апелляционной инстанции не исправлены.

Ожидаемым результатом рассмотрения дела в кассационной инстанции будет отмена апелляционного определения с направлением дела не новое рассмотрение, но уже с проведением судебной экспертизы.

Только к тому моменту поврежденная машина будет уже отремонтирована, а следовательно, провести экспертизу будет уже не возможно, в связи с утратой объекта исследования.

Дальнейшие выводы делайте сами.

Предложенная стратегия защиты интересов своего доверителя может быть и не самая надежная, но другой пока я пока не вижу, а если кто и видит, то прошу поделиться своими наработками.

 Желаю всем удачи!

Юрист Немцев Дмитрий Борисович

 Г. Домодедово

Тел. 8-901-534-86-84

Автор публикации

Юрист Немцев Дмитрий Борисович
Домодедово, Россия
Являюсь одним из лучших юристов по жилищно - коммунальным спорам (ЖКХ) и делам по административным правонарушениям. Мои публикации тому подтверждение https://pravorub.ru/lenta/my/

Да 40 40

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Участники дискуссии: Хрусталёв Андрей, Демина Наталья, Аншуков Дмитрий, Алексеева Татьяна, Ильин Александр, Немцев Дмитрий, Мануков Михаил, Тутов Николай
  • 25 Мая, 20:11 #

    Уважаемый Дмитрий Борисович, надеюсь кассация вас услышит и отменит решение суда первой инстанции, а вообще такой сговор СК и потерпевшего не должен быть, точнее пусть там о чем хотят договариваются, но не за счет виновника

    +6
    • 25 Мая, 20:36 #

      Уважаемая Наталья Михайловна, благодарю, за проявленное внимание к публикации, кассация услышала и направила дело обратно в апелляцию, а там посмотрим. Но то что закон корявый это факт.

      +7
  • 25 Мая, 20:54 #

    Уважаемый Дмитрий Борисович, Вы поднимаете важные и актуальные вопросы относительно ОСАГО и его реальной функции в системе страхования. К сожалению, многие водители действительно сталкиваются с заблуждениями относительно обеспечения, которое предоставляет ОСАГО, и того, как это может повлиять на их финансовую ответственность в случае аварии.
    ↓ Читать полностью ↓
    Некоторые ключевые моменты, которые вы отметили, заслуживают внимания:
    1. Защита интересов потерпевших: Закон действительно ориентирован в первую очередь на защиту прав потерпевших. Это значит, что в случае ДТП, потерпевший имеет возможность получить возмещение ущерба, причем при этом не всегда учитываются интересы виновника, даже если он застрахован.
    2. Выбор способов компенсации: Потерпевший может выбрать способ получения компенсации: через ремонт или денежное возмещение. Это создает возможность для непредусмотренных ситуаций, когда сумма, которую получает потерпевший, оказывается меньше реальной стоимости ущерба, а виновник все равно может оказаться ответственным за разницу.
    3. Обязанности виновника: Осознание того, что ОСАГО не обязательно полностью защищает виновника от дальнейших материальных требований, крайне важно. Это следует учитывать при регистрации и оформлении страховки.
    4. Добросовестность сторон: Как вы подчеркнули, многое зависит от добросовестности всех участников ДТП. Увы, в реальности это не всегда так. Поэтому для виновника зачастую важно следить за процессами и быть готовым к возможным последствиям.

    Вы привели тактику того, как действовать в суде интересам виновника ДТП:
    • Собрать всю документацию, связанную с ДТП (протоколы, фото, свидетельские показания и т.д.).

    • Обратиться к юристу, специализирующемуся на делах ОСАГО, для получения квалифицированной помощи.

    • Подготовить свои аргументы и доказательства для защиты своих интересов с учетом возможных исков со стороны потерпевшего.

    Такое подготовленное и осознанное отношение может помочь уменьшить риски, связанные с возможными финансовыми последствиями после ДТП.

    Мне понравилась Ваша интересная и оригинальная тактика ведения заседания, впрочем в Вашем стиле:)

    +6
    • 25 Мая, 21:11 #

      Уважаемый Михаил Меликович, вот в этом все и заключается, что закон об ОСАГО принят в интересах автоподставщиков, поэтому стратегия тянучки, здесь наиболее действенная, на мой взгляд, но другого пока не вижу:(

      +6
  • 26 Мая, 16:41 #

    Уважаемый Дмитрий Борисович, а не может суд провести экспертизу на основании акта осмотра повреждений ТС?

    +2
    • 26 Мая, 17:10 #

      Уважаемый Александр Валерьевич, может и по своей инициативе, в этом и состоит риск, но как правило, если нет возражений по результату осмотра, то иск удовлетворяется без лишний телодвижений со стороны суда.

      +2
      • 26 Мая, 18:06 #

        Уважаемый Дмитрий Борисович, сейчас готовлю кассацию: потерпевший изначально в заявлении поставил галочку о получении выплаты деньгами, потом ему выслали направление на ремонт на СТО СК, машину не предоставил, провел свою экспертизу, согласно которой восстановление без учета износа (как и по осаго в случае ремонта) стоит менее 400 тысяч. Достоверно зная, что при ремонте ему восстановят автомобиль без учета износа по осаго, потерпевший сознательно идет на подписание соглашения и получает сумму с учетом износа, а разницу взыскивает с ответчика. 
        Конституционный суд РФ не видит в этом проблему относительно неконституционности п. «ж» ч.16.1 ст.12 ОСАГО и ст.17 Конституции  РФ.
        При этом:
        -страховщик сберегает часть денег,
        -потерпевший восстанавливает машину «в гараже у дедушки» на сумму полученную по соглашению, ведь он в нем указал, что этой суммы достаточно полностью для восстановления авто и получает сверху кэш с виновника.
        При этом ВС РФ говорит, что со стороны потерпевшего нет злоупотребления правом!
        Какие будут мысли в пользу виновника?

        +2
        • 26 Мая, 18:13 #

          Уважаемый Александр Валерьевич, так я в статье подробно описал вариант развития событий. Если суды первой и второй инстанций судебную экспертизу не назначали, а машину уже отремонтировали, то у вас есть шансы отбиться.

          +2
          • 26 Мая, 18:37 #

            Уважаемый Дмитрий Борисович, с ремонтом вопрос неизвестен. судебной экспертизы не было. Была представлена экспертиза истцом и запрошена калькуляция от страховщика. В апелляции суд предлагал ответчику заявить ходатайство на экспертизу, ответчик отказался в связи с отсутствием финансовой возможности. Позиция ответчика: ремонт по рынку менее 400, могли сделать на СТО СК, потерпевший сам отказался, ответчик ничего не должен.

            +2
  • 27 Мая, 13:39 #

    Уважаемый Дмитрий Борисович, даже если машина отремонтирована, никто же не мешает провести экспертизу по фотографиям авто, как это всегда и делается.
    Потерпевший обращался по ОСАГО, значит машину осматривала страховая, у неё есть фото. Потерпевший делал независимую оценку, значит фото есть у них. У нас суды еще запрашивают фото, которые делали гаишники на месте ДТП. Также некоторые автосервисы фотографируют машины перед ремонтом, тоже такое было.

    Поэтому даже если кассация и отменит (что не гарантировано), при новом рассмотрении апелляция просто назначит судебную экспертизу, получит данные и вынесет новое решение.

    +3
    • 27 Мая, 14:12 #

      Уважаемый Дмитрий Александрович, благодарю за комментарий, только где доказательства того, что эти фотографии сделаны на этой машине? Когда осматривает страховая, то страхователь на осмотр не приглашается, что они там про меж себя отфоткали остается неизвестным. Ну а экспертиза без объекта исследования, особенно на предмет скрытых повреждений это нелепость. Поэтому к моменту судебной экспертизы, пострадавшее авто должно быть не тронутым иначе много вопросов может быть.

      +2
  • 27 Мая, 20:06 #

    Уважаемый Дмитрий Борисович, спасибо за интересную тему.
    Я всегда дополнительно изучаю автоисторию ТС  на соответствующих сайтах, отсматриваю фотографии, объявления о продаже. Есть завершённые интересные дела, поделюсь обязательно.
    На мой взгляд, должна быть база всех ДТП без исключения (в т.ч. тех, которые без оформления и проч.), в которой в обязательном порядке должны указываться как собственники ТС по ПТС, так и участники ДТП : автоподставщики зачастую используют простые договоры купли-продажи.
    Наслышана о продаже в страховых компаниях экспертных заключений. Значит, должна быть более серьёзная ответственность для таких «экспертов».
    Не могу согласиться и с действиями сотрудников ГАИ, которые слишком уж часто в последнее время  не могут определить виновника ДТП. Неужели у нас настолько изменились ПДД?
    Липовый договор (как бы)  цессии — ещё одна беда потерпевших, которых как правило аваркомы отправляют за быстрым решением вопроса со страховой выплатой. В итоге — ни денег, ни ремонта (а порой потерпевшие и вовсе остаются без машины).

    +2
    • 28 Мая, 11:27 #

      Уважаемая Татьяна Васильевна, спасибо за проявленное внимание к статье, к сожалению ОСАГО превратился в оброк и никакой гарантии в возмещении вреда ни потерпевшему ни виновнику ДТП он не дает. Обираловка, одним словом.

      +2
  • 29 Мая, 18:48 #

    Уважаемый Дмитрий Борисович, спасибо за интересную публикацию.
    Только сейчас нашел время на комментарий.
    С многими Вашими аргументами и доводами я согласен.
    Закон об ОСАГО не идеален и в него необходимо вносить изменения.
    Защита интересов виновника ДТП — иллюзия.
    Мне непонятно для чего считают согласно методике, а не по факту.
    Возмещение производится с учётом износа, а взыскание без такого учёта.
    То есть в любом случае при недобросовестности потерпевшего, виновник попадает на разницу и причём приличную.
    С целью решения проблемы на мой взгляд необходимо обратиться к депутату Государственной Думы, который выступит с проектом изменений. Проект надо подготовить.
    В настоящее время в производстве дело о возмещении материального вреда в результате ДТП.
    Представляю интересы ответчиков — собственника ТС по документам и её сына, управлявшего автомобилем по договору безвозмездного пользования и признанного виновным в ДТП сотрудниками ГИБДД (постановление не оспаривал).
    Истец по соглашению с СК получил возмещение в размере 211 000 рублей, вместо того, чтобы отремонтировать авто на СТО страховой компании. Провел независимую экспертизу со стоимостью ремонта в размере 1 140 000 рублей, с указанием стоимости автомобиля в размере 545 000 рублей и стоимости годных остатков 79 000 рублей. Обратился к адвокату, который за хороший гонорар подготовил и подал иск к виновнику и собственнику на 850 000 рублей.
    Мы не оспаривали выводы эксперта, истец поддерживал требования. Суд стал нам навязывать назначение экспертизы, утверждая, что мы не согласны с сумой соглашения. Мы утверждали, что со всем согласны. Экспертиза назначена независимо от наших мнений и возражений по её проведению, за счёт средств судебного департамента. Цены на запчасти  и ремонт изменились в большую сторону, как и на автомобиль. Ждём результата.

    +2
    • 02 Июня, 12:09 #

      Уважаемый Андрей Викторович, не так давно завершилось дело, где страховая в порядке суброгации пыталась взыскать аховую сумму с моего доверителя.
      Мы не согласились со стоимостью ремонта.
      В итоге проведённая экспертиза подтвердила нашу позицию — повреждения появились в результате другого ДТП, а «наши» вошли в сумму по ОСАГО.
      Истцу отказано в полном объёме

      +2

Да 40 40

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

Рейтинг публикации: «Страховка по ОСАГО. Избавляемся от опасных иллюзий или как противодействовать автоподставщикам» 5 звезд из 5 на основе 40 оценок.
Адвокат Морохин Иван Николаевич
Кемерово, Россия
+7 (923) 538-8302
Персональная консультация
Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
Дорого, но качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
https://morokhin.pravorub.ru/
Адвокат Гречанюк Василий Герольдович
Владивосток, Россия
+7 (914) 342-9220
Персональная консультация
компетенции: трейдинг, инвестиции, страхование, налоги, юридические лица, долги, ответственность, комбинации.
Консультации, дела.
Действую с интересом, спокойно и тщательно, очно и дистанционно.
https://urmanwin.pravorub.ru/
Адвокат Гулый Михаил Михайлович
Ставрополь, Россия
+7 (962) 452-8980
Персональная консультация
Я Даю Гарантию!, что приложу все свои силы, знания и умения, чтобы добиться наилучшего возможного варианта разрешения возникшей у Вас правовой проблемы.
https://michailgulyy.pravorub.ru/
Адвокат Фищук Александр Алексеевич
Москва, Россия
+7 (932) 000-0911
Персональная консультация
Банкротство физических и юридических лиц в любом регионе России. Взыскание и списание долгов. Субсидиарная ответственность. Публикации ЕФРСБ, Федресурсе. Налоговые проверки, ликвидация фирм. Уровень.
https://fishchuk.pravorub.ru/

Похожие публикации

Продвигаемые публикации