29.04.2016 в отношении моего Доверителя районным судом по ходатайству следствия вынесено постановление о помещении в психиатрический стационар ФГБУ «ФМИЦПН им. В.П. Сербского», расположенный по адресу г. Москва, Кропоткинский пер., д. 23, для производства стационарной комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы.
Разумеется, в решении суда не содержалось указаний на обязанность моего Доверителя оплатить проезд в экспертное учреждение и обратно в какой-бы то ни было сумме.
Среди обилия отечественных НПА нет ни одного, который бы приспособил для подобных нужд уголовного преследования хоть какое-нибудь, пусть даже самое хиленькое (на уровне плацкарта), финансирование.
Так, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.12.2012 № 1240 «О порядке и размере возмещения процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением гражданского дела, административного дела, а также расходов в связи с выполнением требований КС РФ и о признании утратившими силу некоторых актов совета министров РСФСР и Правительства РФ», проезд к месту производства процессуальных действий и обратно, к месту жительства, работы или месту временного пребывания, оплачивается за счет средств федерального бюджета потерпевшему, свидетелю, их законным представителям, эксперту, специалисту, переводчику, понятым, а также адвокату, участвующему в уголовном деле по назначению дознавателя, следователя или суда, не свыше стоимости проезда. Указанным Постановлением Правительства не предусмотрено возмещение стоимости проезда к месту производства процессуальных действий за счет средств федерального бюджета таким участникам уголовного судопроизводства как подозреваемый, обвиняемый.
В иных действующих нормативно-правовых актах, в том числе ведомственного характера не содержится никаких положений относительно оплаты подозреваемым, обвиняемым транспортных и иных расходов, понесенных ими в связи с проездом к месту производства следственных и процессуальных действий.
Согласно же ч. ч. 1-3 ст. 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом, каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами; никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда; принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Разумеется, мой Доверитель, как человек сознательный, и воспитанный Советской Школой, решил добровольно помочь родным правоохранительным органам в столь трудную суровую годину и оплатил расходы последних на нужды своего собственного уголовного преследования, проявив то, что называется «высокий уровень сознательности». При этом следственные органы не давали никаких гарантий того, что уже четвертая комиссия не признает моего Доверителя «не находившимся в состоянии физиологического аффекта», как это сделали предыдущие.
Бедняга Доверитель даже и не мог себе представить, что госорганы сразу же забудут о его высоком порыве и начнут от него открещиваться. А дело было так:
В ходе судебного разбирательства (ч.1 ст. 107 УК РФ, полное отсутствие обстоятельств из ст. 62 УК РФ, пачка отличных характеристик, полное признание вины), стороной защиты было заявлено устное ходатайство о приобщении к материалам дела письменных доказательств — маршрутных авиа квитанций Кемерово-Москва-Кемерово, двух посадочных талонов, к ним кассовых чеков, а также кассовых чеков оплаты проезда аэроэкспрессом по маршруту «аэропорт»-«Павелецкий вокзал»-«аэропорт», как документов, подтверждающих активное способствование обвиняемым в расследовании вменяемого ему преступления в виде оплаты из личных средств стоимости проезда к месту производства судебной стационарной комплексной психолого-психиатрической экспертизы в ФГБУ «ФМИЦПН им. В.П. Сербского» в сумме 20063 рублей 00 копеек (двадцать тысяч шестьдесят три рубля).
Разумеется, сторона защиты при этом держала в уме то, что:
— согласно п. «и» ч.1 ст. 61 УК РФ активное способствование расследованию преступления является обстоятельством, смягчающим наказание, а, кроме того, учитывается при применении положений ч.1 ст. 75 УК РФ;
— в соответствии с п. п. 6, 7 ч.1 ст. 73 УПК РФ, при производстве по уголовному делу подлежат доказыванию в том числе: — обстоятельства, смягчающие наказание; — обстоятельства, которые могут повлечь за собой освобождение от уголовной ответственности и наказания;
— согласно ч.1 ст. 75 УК РФ способствование расследованию преступления обвиняемым является одним из обстоятельств, которое может повлечь за собой освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием.
Но…ожидаемого чуда не произошло…
Судом в удовлетворении заявленного стороной защиты ходатайства было отказано в протокольной форме (п. 7 ч.3 ст. 259 УПК РФ) по следующим основаниям:
- оплата со стороны Доверителя за счет его личных средств проезда к месту проведения экспертизы и обратно не привела к установлению фактических обстоятельств дела;
- оплата со стороны Доверителя за счет его личных средств проезда к месту проведения экспертизы и обратно не явилась обязательным условием проведения указанной экспертизы, так как существуют иные способы финансирования (обеспечения оплаты) проезда обвиняемого к месту производства экспертизы.
По мнению стороны защиты решение об отказе в удовлетворении вышеуказанного ходатайства вынесено в нарушение требований ч.4 ст. 7 УПК РФ, является незаконным, необоснованным и немотивированным по следующим основаниям.
В обвинительном заключении в качестве доказательства обвинения следствием в порядке п. 5 ч.1 ст. 220 УПК РФ приведено заключение комплексной судебной психолого-психиатрической комиссии экспертов ФГБУ «ФМИЦПН им. В.П. Сербского», являющееся полноценным, предусмотренным п. 3 ч.2 ст. 74 УПК РФ доказательством стороны обвинения.
Как следует из ч.1 ст. 74 УПК РФ, доказательствами по уголовному делу являются любые сведения, на основе которых суд, прокурор, следователь в порядке, определенном УПК РФ, устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, подлежащих доказыванию при производстве по уголовному делу, а также иных обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела.
Исходя из указанной дефиниции понятия «доказательства», данного законодателем в федеральном законе, вывод суда о том, что проведение экспертизы, и, как следствие, получение её заключения стороной обвинения, не привели к установлению фактических обстоятельств дела, не соответствует нормам действующего федерального уголовно-процессуального законодательства.
Вместе с тем, заключение комплексной судебной психолого-психиатрической комиссии экспертов ФГБУ «ФМИЦПН им. В.П. Сербского» — старейшего профильного учреждения судебной психиатрии в Российской Федерации — является наиболее полным, обоснованным, а также содержит выводы, к которым ранее эксперты в других, имеющихся по делу заключениях, не приходили.
Так, именно в указанном заключении дана оценка состояния моего Доверителя, как лица, находящегося в состоянии кумулятивного аффекта, что, в свою очередь, отражено следствием в постановлении о привлечении его в качестве обвиняемого.
В действующих нормативно-правовых актах, в том числе ведомственного характера не содержится никаких положений относительно оплаты подозреваемым, обвиняемым транспортных и иных расходов, понесенных ими в связи с проездом к месту производства следственных и процессуальных действий.
Таким образом, исходя из сложившихся правовых реалий, получение следствием доказательства — наиболее полного и обоснованного заключения экспертов, касающегося психолого-психиатрического состояния обвиняемого, стало возможным лишь благодаря доброй воле моего Доверителя, выразившейся в активном способствовании расследованию преступления в получении следствием настоящего доказательства путем произведенной из личных средств обвиняемого оплаты дорожных расходов в размере 20063 рублей 00 копеек.
Господа, как и все мои публикации, эта имеет сугубо практическое значение. В Вашей практике встречались подобные ситуации? Как себя в них проявлял Уважаемый Суд? Также пытался «простить» и «не оценить благородный порыв души», отказываясь при этом «похвалить» Подсудимого применением положений ст.ст. 61, 75 УК РФ?